Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Указ Президента Республики Узбекистан от 09.11.2022 г. N УП-244 "О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

09.11.2022 г.

N УП-244



О МЕРАХ ПО УПРОЩЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В целях снижения регуляторной нагрузки для субъектов предпринимательства путем определения конкретных целей и пределов регулирования предпринимательской деятельности, создания для них благоприятных условий для внедрения новых продуктов и видов услуг, а также обеспечения реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года N УП-60 "О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы":


1. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палаты о государственном регулировании предпринимательской деятельности исключительно посредством следующих инструментов:

государственная регистрация субъектов предпринимательства;

внедрение лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур по отдельным видам деятельности субъектов предпринимательства;

техническое регулирование;

тарифное и нетарифное регулирование;

обязательное страхование ответственности субъектов предпринимательства в порядке, установленном законом;

государственный контроль;

защита конкуренции;

установление законом ответственности для субъектов предпринимательства и их должностных лиц;

внедрение отчетов;

внедрение самоуправления на основе членства (участия) в саморегулируемой организации.

Законами могут быть установлены также иные инструменты регулирования предпринимательской деятельности.


2. Установить, что:

инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности вводятся исключительно на основе нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования в целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья человека товаров, производимых и реализуемых субъектами предпринимательства, выполняемых работ, оказываемых услуг, защиты его законных интересов, охраны окружающей среды, а также государственной безопасности и создания благоприятных условий для развития предпринимательства;

регуляторные инструменты, установленные в документах, не являющихся нормативно-правовыми актами или нормативными документами в области технического регулирования, не имеют правовых последствий.


3. Отменить с 1 января 2023 года следующие требования:

письменное уведомление кредиторов при принятии решения об уменьшении уставного фонда (уставного капитала) субъекта предпринимательства и объявление об этом в средствах массовой информации;

осуществление продажи новых импортируемых автомобилей только юридическими лицами - официальными дилерами предприятий-производителей;

приостановление подачи электроэнергии юридическим лицам, потребившим электроэнергию сверх объемов, указанных в договоре электроснабжения (ежемесячный договорной объем);

постановка на отдельный учет в органах государственной налоговой службы работников, нанятых индивидуальным предпринимателем, путем их регистрации в Единой национальной системе труда.


4. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 марта 2023 года:

налогоплательщикам предоставляется право обжаловать непосредственно в суд решения, принятые налоговыми органами по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита;

всем юридическим лицам, независимо от форм собственности, разрешается оказывать коммерческие услуги через Единый портал интерактивных государственных услуг при соблюдении требований информационной безопасности. При этом порядок оказания негосударственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг определяется Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и юридическим лицом, оказывающим услугу;

не допускается выполнение заказов на основании прямых договоров по государственным закупкам, сумма одного из которых составляет 3 500-кратный размер базовой расчетной величины и более, реализуемых в соответствии с постановлениями Кабинета Министров;

запрещается приобретение товаров (работ, услуг), сумма стоимости которых составляет 3 500-кратный размер базовой расчетной величины и более, по прямым договорам между министерством (ведомством, учреждением) и входящей в его состав организацией (учреждением).


5. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций о введении начиная с 1 января 2023 года специального правового режима "Регуляторная песочница" (далее - Специальный правовой режим), предусматривающего специальное регулирование деятельности субъектов предпринимательства, являющихся юридическим лицом, по испытанию новой продукции и услуг или результатов иной интеллектуальной деятельности на основе современных технологий в контролируемой ограниченной среде по сферам согласно приложению N 1.


6. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года:

а) в рамках Специального правового режима субъектам предпринимательства разрешается:

не соблюдать нормы некоторых актов законодательства посредством специального регулирования в рамках ограниченности времени, территории и лиц в направлениях деятельности производства, апробации и внедрения новых продукции и услуг;

осуществлять деятельность без лицензирования и прохождения разрешительных процедур, за исключением лицензий и документов разрешительного характера, содержащих государственные секреты и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;

б) Специальный правовой режим вводится на основании соглашения, заключаемого отдельно по каждому проекту между уполномоченным органом и инициатором. При этом:

в соглашении определяются требования и условия реализации проекта, в том числе сроки, территория и круг лиц, перечень норм законодательства, которые не распространяются на инициатора, а также критерии оценки (индикаторы) результатов проекта;

наибольший срок действия Специального правового режима по каждому проекту составляет три года;

в) по итогам Специального правового режима соответствующий уполномоченный орган в месячный срок:

проводит анализ на предмет целесообразности внедрения апробированных продукции и услуг;

в случае целесообразности внедрения продукции и услуг разрабатывает предложения по совершенствованию актов законодательства.

Кабинету Министров в срок до 1 января 2023 года утвердить Временное положение о порядке введения специального правового режима "Регуляторная песочница", в том числе "Дорожную карту" по его введению в практику в разрезе конкретных направлений.

Министерству юстиции совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и соответствующими уполномоченными органами в срок до 1 января 2025 года по результатам анализа проектов, по которым введен Специальный правовой режим, разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект Закона "О специальном правовом режиме".


7. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года N УП-60 внедрен порядок включения всех обязательных требований в сфере предпринимательства в Единый электронный реестр обязательных требований в сфере предпринимательства (далее - Единый реестр), пересмотра дублирующих и утративших актуальность обязательных требований.


8. Установить, что:

а) Единый реестр включает в себя все установленные требования по инструментам регулирования предпринимательской деятельности, их сроки, связанные с ними финансовые расходы, документы, подтверждающие соответствие требованиям, контролирующие органы, формы проверок и меры ответственности;

б) сведения в Единый реестр вносятся уполномоченными государственными органами и организациями, регулирующими соответствующую сферу;

в) Министерство юстиции является оператором Единого реестра, методически обеспечивает ведение Единого реестра, а также координирует деятельность государственных органов и организаций в этой сфере;

г) Единый реестр формируется в следующих этапах:

на первом этапе (2023 год) - формируется перечень обязательных требований в сферах строительства, торговли, общественного питания, образования и транспорта;

на втором этапе (2024-2025 годы) - формируется перечень обязательных требований во всех сферах;

д) в процессе формирования Единого реестра критически анализируется актуальность обязательных требований, проводится оценка регуляторного воздействия и сокращается их количество;

е) Единый реестр полностью запускается начиная с 1 июля 2025 года. При этом за несоблюдение обязательных требований, не включенных в Единый реестр, ответственность не устанавливается, а также государственным органам и организациям запрещается проводить проверку соблюдения обязательных требований, не включенных в Единый реестр.

Утвердить Схему формирования Единого реестра согласно приложению N 2.

Министерству юстиции в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок формирования, ведения и обновления сведений Единого реестра.


9. Образовать рабочую группу по снижению регуляторной нагрузки для субъектов предпринимательства (далее - Рабочая группа) в составе согласно приложению N 3.

Рабочей группе (Ходжаев Ж.) организовать работы по сокращению обязательных требований, формированию их единого реестра в порядке и в сроки в соответствии с пунктом 8 настоящего Указа путем образования малых рабочих групп, состоящих из специалистов соответствующих организаций.


10. Утвердить План мероприятий по созданию дополнительных удобств субъектам предпринимательства и сокращению бюрократических барьеров в сфере согласно приложению N 4.


11. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок:

обеспечить предусмотрение механизмов осуществления новых процедур, внедренных настоящим Указом, в проекте Предпринимательского кодекса;

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


12. Возложить на заместителя Премьер-министра Ходжаева Ж.А., министра юстиции Давлетова Р.К. и Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства Касимова Д.С. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                         Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 09.11.2022 г. N УП-244



ПЕРЕЧЕНЬ

сфер, по которым вводится специальный

правовой режим "Регуляторная песочница"

  

  

N

  

Наименование сфер

  

Наименование уполномоченного органа

1.

Электронная коммерция (кроме торговли ограниченными в обороте или запрещенными товарами (работой, услугами)

  

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

2.

Транспорт и логистика

  

Министерство транспорта

3.

Промышленное производство

  

Министерство экономического развития и сокращения бедности

4.

Сельское хозяйство

  

Министерство сельского хозяйства

5.

Строительство

  

Министерство строительства

  

  

Примечание. Кабинету Министров предоставляется право внесения в данный перечень в будущем других направлений.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 09.11.2022 г. N УП-244



СХЕМА

формирования Единого электронного

реестра обязательных требований в сфере

предпринимательства

  

  

  

Этапы

  


Ответственные


Мероприятия


Сроки выполнения








1-й этап


Государственные органы и организации


  

1. Формируют перечень всех нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования с обязательными требованиями в своей сфере.


2. Вносят в Рабочую группу по снижению регуляторной нагрузки для субъектов предпринимательства (далее - Рабочая группа) обязательные требования указанных актов вместе с информацией об их необходимости, обоснованности и актуальности по установленной форме.

  


3 месяца











2-й этап


Рабочая группа


  

1. Рабочая группа формирует малые рабочие группы (далее - малые рабочие группы) из квалифицированных специалистов ответственных министерств и ведомств, негосударственных некоммерческих организаций, крупных государственных предприятий, а также представителей субъектов предпринимательства и международных организаций.


1 месяц


Малые рабочие группы


  

2. Малые рабочие группы проводят оценку регуляторного воздействия путем критического анализа необходимости, обоснованности и актуальности обязательных требований, относящихся к сфере, и вносят в Рабочую группу предложения по сокращению данных требований.

  


4 месяца








3-й этап


Рабочая группа


  

Рассматривает предложения по сокращению обязательных требований и дает поручения малым рабочим группам по их реализации.

  


1 месяц











4-й этап


Малые рабочие группы


  

Разрабатывают проекты нормативно-правовых актов, предусматривающих сокращение обязательных требований в соответствующей сфере, и вносят в Рабочую группу в установленном порядке.

  


1 месяц











5-й этап


Рабочая группа


  

Вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информацию о состоянии выполнения мероприятий в рамках формирования реестра и проекты нормативно-правовых актов, предусматривающих сокращение обязательных требований.

  


1 месяц











6-й этап


Государственные органы и организации


  

Формируют реестр обязательных требований по сферам на основе пересмотренных и сокращенных обязательных требований и вносят его в Министерство юстиции для включения в реестр.

  


1 месяц




  

  




ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 09.11.2022 г. N УП-244



СОСТАВ

рабочей группы по снижению регуляторной

нагрузки для субъектов предпринимательства

  

  

1.

Ходжаев Ж.А.

-

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, руководитель Рабочей группы

  

2.

Касимов Д.С.

-

Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, заместитель руководителя Рабочей группы

  

3.

Вахобов Д.А.

-

председатель Торгово-промышленной палаты, заместитель руководителя Рабочей группы

  

4.

Давлетов Р.К.

-

министр юстиции

  

5.

Ишметов Т.А.

-

министр финансов

  

6.

Шерматов Ш.Х.

-

министр по развитию информационных технологий и коммуникаций

  

7.

Закиров Б.И.

-

министр строительства

  

8.

Кудбиев Ш.Д.

-

председатель Государственного налогового комитета

  

9.

Шарахметов Ш.Ш.

-

председатель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей

  

10.

Кудратов Л.Ш.

-

первый заместитель министра инвестиций и внешней торговли

  

11.

Убайдуллаев М.М.

-

заместитель министра экономического развития и сокращения бедности

  

12.

Юсупалиев Б.К.

-

начальник Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья

  

13.

По должности

-

заведующий секретариатом Кабинета Министров, секретарь Рабочей группы

  

  

Примечание. при переходе членов Рабочей группы на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих задач.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Указу Президента РУз

от 09.11.2022 г. N УП-244



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по созданию дополнительных удобств

субъектам предпринимательства и сокращению

бюрократических барьеров в сфере

  

  

N

  

Наименование мер

  

Механизмы реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1.

Создание возможности для бесплатного изменения субъектами предпринимательства данных о своих номерах телефонов и электронном почтовом адресе в любое время в Автоматизированной системе государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства.

  

Практические меры

Май

2023 года

Министерство юстиции (Р. Давлетов)

2.

Создание возможности формирования и присвоения центрами государственных услуг идентификационного номера налогоплательщика при повторной государственной регистрации юридических лиц, являющихся субъектами предпринимательства, в Центральной базе данных о юридических лицах, иностранных юридических лицах, осуществляющих деятельность через представительства, филиалы или постоянные учреждения, и физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

  

Практические меры

Июнь

2023 года

Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Министерство юстиции (Р. Давлетов)

3.

Внедрение представления данных таможенной грузовой декларации и заключения экологической экспертизы, их копий по запросу государственных органов и организаций посредством Межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство", за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

  

Практические меры

Июль

2023 года

Государственный таможенный комитет (А. Мавлонов), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Шерматов)

4.

Создание условий (вход, пользование системой, разработка требований безопасности), необходимых для оказания услуг субъектам предпринимательства на Едином портале интерактивных государственных услуг.

  

Практические меры

Февраль

2023 года

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Шерматов)

5.

Внедрение практики электронного приема обращений о добровольной ликвидации юридических лиц, являющихся субъектами предпринимательства (за исключением банков и кредитных бюро) посредством Единого портала интерактивных государственных услуг и рассылки смс-уведомлений заявителям о приведении юридического лица в форму готовности к ликвидации.

  

Практические меры

Февраль

2023 года

Министерство юстиции (Р. Давлетов)

6.

Внедрение практики рассылки уведомлений коммунальным организациям (электро-, газо-, водоснабжения) о переводе юридических лиц, являющихся субъектами предпринимательства, в процесс добровольной ликвидации.

  

1. Проект нормативно-правового акта.


2. Осуществление интеграции информационных систем коммунальных организаций с Автоматизированной системой государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства.

  

Февраль

2023 года

Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство жилищно-коммунального обслуживания (Ш. Хидоятов), Министерство энергетики (А. Ахмедхаджаев)

7.

Создание возможности получения результатов услуг, оказанных посредством Единого портала интерактивных государственных услуг и центров государственных услуг, по ссылке в смс-сообщении, а также отображения в смс-сообщении номера заявления.

  

Практические меры

Март

2023 года

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Шерматов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)

8.

Внедрение оказания государственной услуги по предоставлению сведений из Истории недвижимости посредством Единого портала интерактивных государственных услуг, центров государственных услуг и веб-сайта davreestr.uz Агентства по кадастру.

  

Проект нормативно-правового акта

Март

2023 года

Агентство по кадастру (Ф. Пулатов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)

9.

Внедрение оказания композитной услуги по включению в Реестр аудиторских организаций при государственной регистрации аудиторских организаций.

  

Проект нормативно-правового акта

Май

2023 года

Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)

10.

Разработка основ регулирования выдачи, перерегистрации и аннулирования квалификационного сертификата экологического аудитора, а также ведения Реестра экологических аудиторов.

  

Проект нормативно-правового акта

Август

2023 года

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов)

11.

Создание возможности обращения о приеме в члены Ассоциации "Хунарманд" в процессе регистрации индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами ремесленничества.

  

Проект нормативно-правового акта

Сентябрь

2023 года

Министерство юстиции (Р. Давлетов), Ассоциация "Хунарманд" (У. Абдуллаев)

12.

Внедрение практики уведомления владельцев всех видов квалификационных сертификатов о необходимости (повышения квалификации) продления срока действия квалификационного сертификата до истечения срока его действия.

  

Практические меры

Июнь

2023 года

Органы, выдающие квалификационные сертификаты

13.

Отмена процедуры согласования перечня испытательных занятий, выполняемых на практическом экзамене по категориям автомототранспортных средств, путем разработки и опубликования на официальном веб-сайте уполномоченного органа общих указаний, включающих перечень испытательных занятий, выполняемых на практическом экзамене по категориям автомототранспортных средств.

  

Проект нормативно-правового акта

Январь

2023 года

Министерство внутренних дел (П. Бобожонов), Государственная инспекция по надзору за качеством образования (У. Ташкенбаев)

14.

Отмена процедуры согласования методов и условий уничтожения соковой продукции путем разработки и опубликования на официальном веб-сайте уполномоченного органа общих указаний, включающих методы и условия уничтожения соковой продукции.

  

Практические меры

Январь

2023 года

Служба санитарно- эпидемиологического благополучия и общественного здоровья (Б. Юсупалиев), Агентство по техническому регулированию (Д. Саттаров), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Н. Обломурадов), Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства (Б. Норкобилов), Агентство по карантину и защите растений (И. Эргашев)

  

15.

Внедрение порядка установления требований по проектно-сметной документации в соглашениях о государственно-частном партнерстве путем отмены процедуры согласования проектно-сметной документации крытых площадок с ледовым покрытием, строящихся на основе условий государственно-частного партнерства.

  

Проект нормативно-правового акта

Январь

2023 года

Агентство по развитию государственно-частного партнерства (З. Бозоров), Министерство туризма и культурного наследия (Б. Шахриёров)

17.

Внедрение порядка электронного согласования методов и условий переработки, уничтожения или использования в иных целях пищевых продуктов, предназначенных для младенцев и детей раннего возраста, не соответствующих санитарным правилам и нормам.

  

Проект нормативно-правового акта

Февраль

2023 года

Министерство здравоохранения (Б. Мусаев), Служба санитарно- эпидемиологического благополучия и общественного здоровья (Б. Юсупалиев)

18.

Внедрение порядка электронного согласования условий возврата и утилизации (переработки) масложировой продукции в установленном порядке.

  

Проект нормативно-правового акта

Февраль

2023 года

Министерство здравоохранения (Б. Мусаев), Агентство по техническому регулированию (Д. Саттаров)

19.

Внедрение проведения процедур электронного согласования методов и условий утилизации безалкогольных напитков.

  

Проект нормативно-правового акта

Февраль

2023 года

Министерство здравоохранения (Б. Мусаев), Агентство по техническому регулированию (Д. Саттаров)

  

  

  

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 ноября 2022 г.


"Народное слово", 10 ноября 2022 г.