Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.03.2023 г. N ПП-104 "О мерах по дальнейшему реформированию гидроэнергетической сферы"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.03.2023 г.

N ПП-104



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РЕФОРМИРОВАНИЮ

ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ



В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 8 апреля 2022 года N УП-101 "Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора":


1. В целях дальнейшего наращивания мощностей гидроэнергетики согласиться с предложениями Министерства энергетики, Министерства инвестиций, промышленности и торговли, а также АО "Узбекгидроэнерго" (далее - Общество) по:

а) доведению до 2030 года суммарной мощности гидроэнергетики до 4999 МВт, в том числе созданию Обществом дополнительных мощностей - 2311 МВт, с участием частных инвесторов - 615 МВт;

б) реализации с 2023 года дополнительно следующих перспективных проектов (далее - перспективные проекты) строительства:

в Бостанлыкском районе Ташкентской области Юкорипскемской, Коронгитугайской, Толдиксойской гидроэлектростанций, каскада Ойгаинских гидроэлектростанций и Юкорипскемской гидроаккумулирующей электростанции суммарной мощностью 876 МВт;

на реке Нарын в Наманганской области каскада Нарынских гидроэлектростанций суммарной мощностью 225 МВт;

в Сарыасийском районе Сурхандарьинской области каскада Юкоритупалангских гидроэлектростанций суммарной мощностью 264 МВт.


2. Утвердить Программу дополнительных мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2023-2030 годы (далее - Программа), предусматривающую:

Обновленные целевые показатели дальнейшего развития гидроэнергетики и повышения уровня использования гидрологического потенциала в 2023-2030 годах согласно приложению N 1*;

Перечень 9 инвестиционных проектов суммарной мощностью 748,5 МВт, включенных в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2023-2025 годы и реализуемых в 2023-2027 годах, согласно приложению N 2*;

Перечень 47 инвестиционных проектов суммарной мощностью 2749,5 МВт, направленных на повышение уровня использования имеющегося гидрологического потенциала, создание новых и модернизацию действующих мощностей гидроэлектростанций в 2024-2030 годах, согласно приложению N 3*;

Перечень оборудования, комплектующих и запасных частей, необходимых для строительства и эксплуатации малых гидроэлектростанций, а также рекомендуемых к локализации в 2023-2025 годах на кооперационной основе, согласно приложению N 4*.

Уполномочить Кабинет Министров вносить корректировки, дополнения и изменения в приложения NN 2* - 3* к настоящему постановлению, при необходимости - с сохранением общих параметров и показателей Программы.


3. Установить, что:

требования постановления Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2021 года N ПП-44 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию гидроэнергетики" применяются к проектам, предусмотренным Программой;

после создания оптового и розничного рынков электроэнергии плата за электроэнергию, выработанную регулирующими гидроэлектростанциями, в том числе гидроаккумулирующими электростанциями, будет осуществляться на основании отдельного порядка (платы за мощность);

Общество может принимать участие в качестве государственного партнера либо в сотрудничестве с частными инвесторами в проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, в случаях, когда данные проекты взаимосвязаны и могут оказывать непосредственное воздействие на гидроэлектростанции в составе Общества и реализуемые им проекты;

разрешается реализация в установленном порядке активов, принадлежащих АО "Сувсаноатмаш" в составе Общества, посредством публичных торгов, а также осуществление проектов производства установок гидроэлектростанций за счет средств, поступивших от реализации, и собственных средств Общества с привлечением зарубежных партнеров.


4. Согласиться с предложениями Министерства энергетики, Министерства экономики и финансов, Агентства по управлению государственными активами и Общества о:

реализации перспективных проектов, предусмотренных приложением N 5*, с привлечением зарубежных кредитов под гарантию Республики Узбекистан и иных зарубежных кредитов;

строительстве за счет средств Общества дорог, ведущих к территориям, на которых реализуются перспективные проекты, и иных необходимых инфраструктурных объектов одновременно с разработкой проектно-сметной документации с привлечением подрядных организаций, определенных в рамках инвестиционных проектов, реализуемых Обществом на вышеуказанных территориях;

предоставлении разрешения организациям в системе данного Общества на участие в государственных закупках, осуществляемых в установленном порядке другими организациями в системе Общества;

включении АО "Гидропроект", привлекаемого к разработке проектно-сметной документации инвестиционных проектов, реализуемых Обществом, в качестве единого поставщика в Единый реестр поставщиков, формируемый Министерством экономики и финансов;

предоставлении разрешения Обществу и организациям в его системе на заключение прямых договоров по закупке плавучих сооружений с компанией "MACLEC Technical Project Laboratory Pvt Ltd" (Индия);

передаче Обществу пакета государственных акций АО "Узсувлойиха" за счет увеличения государственной доли в его уставном капитале.


5. Министерству инвестиций, промышленности и торговли совместно с Министерством экономики и финансов, Министерством энергетики и Обществом:

в трехмесячный срок провести переговоры с соответствующими международными финансовыми институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями и иностранными коммерческими банками о привлечении финансовых источников на перспективные проекты;

по итогам переговоров в месячный срок обеспечить включение перспективных проектов в адресный перечень инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением зарубежных кредитов от имени Республики Узбекистан или под гарантию Республики Узбекистан.

При этом:

для привлечения зарубежных кредитов на перспективные проекты без предоставления гарантии Республики Узбекистан АО "Национальные электрические сети Узбекистана" берет на себя обязательство гарантированной закупки электроэнергии, выработанной в рамках данных проектов, в течение не менее 25 лет по тарифу, установленному проектом и согласованному с Межведомственной тарифной комиссией при Кабинете Министров;

до утверждения технико-экономического обоснования перспективных проектов по кредитам, требуемым на эти проекты, гарантия Республики Узбекистан не предоставляется.


6. Обществу в срок до 1 февраля 2024 года обеспечить разработку предпроектной документации перспективных проектов во взаимодействии с потенциальными инвесторами с привлечением отечественных и зарубежных проектных организаций.


7. Определить, что Общество реализует комплекс мер по диверсификации отрасли, предусматривающих:

дальнейшее эффективное использование пустующих земельных площадей на территориях, прилегающих к гидроэлектростанциям и водохранилищам, путем строительства на них солнечных фотоэлектростанций;

начало выработки с 1 августа 2023 года дополнительной электроэнергии путем широкого внедрения безнапорных инновационных технологий на реках и каналах в регионах республики;

внедрение до 1 июня 2023 года совместно с Министерством экономики и финансов "зеленого сертификата" для электроэнергии, выработанной на гидроэлектростанциях;

налаживание производства гидроагрегатов на базе подведомственных предприятий мощностью до 1 МВт - в срок до 1 января 2024 года, мощностью до 15 МВт - в срок до 1 января 2025 года;

реализацию проектов строительства гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций мощностью свыше 5 МВт на основе условий государственно-частного партнерства.


8. Установить порядок, в соответствии с которым в Обществе внедряются современные принципы корпоративного управления, предусматривающие:

внедрение принципов экологического, социального и корпоративного управления (ESG) и получение до 2025 года рейтинга ESG;

создание в системе Общества службы корпоративного и стратегического консультанта, а также доведение числа независимых членов в составе наблюдательного совета до четырех человек;

внедрение с 1 сентября 2023 года практики раскрытия информации в соответствии с экологическими стандартами;

повышение с 1 июля 2023 года операционной эффективности Общества путем сравнения методом "бенчмаркинг" с ведущими профильными зарубежными компаниями.


9. Реализовать до конца 2024 года проект "Цифровая трансформация сферы гидроэнергетики", предусматривающий:

объединение гидроэлектростанций и водохранилищ в единую защищенную корпоративную сеть;

автоматизацию контрольно-измерительных приборов и внедрение системы получения, хранения, обработки и анализа данных в водохранилищах;

внедрение современных технологий и установку программного обеспечения в целях повышения уровня точности прогноза объема воды, поступающей в водохранилища;

внедрение системы наблюдения и оценки ситуации в режиме реального времени в диспетчерских пунктах гидроэлектростанций и водохранилищ;

создание Ситуационного центра мониторинга и анализа по обеспечению безопасного функционирования гидроэлектростанций и водохранилищ и ведению онлайн-мониторинга состояния гидротехнических сооружений.


10. Обществу в месячный срок исходя из требований настоящего постановления по согласованию с Министерством энергетики внести на утверждение в наблюдательный совет Общества Стратегию реформирования сферы гидроэнергетики и "Дорожную карту" по ее реализации.


11. Согласиться с предложением Министерства сельского хозяйства, Министерства водного хозяйства, Министерства энергетики, Министерства природных ресурсов и Агентства по кадастру о переводе в общей сложности 89,64 гектара, в том числе 82,96 гектара орошаемых земельных участков, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленного и иного назначения согласно приложению N 6* в целях реализации проектов в сфере гидроэнергетики.

Хокимиятам Наманганской и Сурхандарьинской областей обеспечить:

совместно с Министерством энергетики в месячный срок возврат действующими землепользователями в государственный резерв земельных участков, отведенных под строительство гидроэлектростанций, в установленном порядке;

выделение земельных участков, отобранных для реализации инвестиционных проектов, включая земельные участки, взятые в резерв в установленном порядке, Министерству энергетики на основе права постоянного пользования;

совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством энергетики установление права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) на земельные участки, временно используемые в рамках инвестиционных проектов, в период строительства.


12. Министерству энергетики обеспечить передачу в аренду Обществу выделенных земельных участков в соответствии со статьей 24-1 Земельного кодекса в установленном порядке.


13. Определить, что в рамках проектов, реализуемых Обществом:

компенсационные выплаты по возмещению потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства не взимаются;

при наличии ценных пород деревьев и кустарников, не включенных в государственный лесной фонд, на вырубку которых введен мораторий, они пересаживаются за счет средств Общества, при отсутствии возможности пересадки - вместо каждого из них в качестве компенсации высаживаются не менее десяти деревьев, за пересаженными и заново посаженными деревьями осуществляется уход в течение не менее 5 лет.


14. Внедрить с 1 мая 2023 года порядок выделения частным инвесторам земельных участков под строительство микро- и малых гидроэлектростанций мощностью до 5 МВт, в соответствии с которым:

сведения о земельных участках, предназначенных для строительства микро- и малых гидроэлектростанций, вносятся Министерством энергетики, Обществом, инициативными предпринимателями - физическими и юридическими лицами в открытый портал автоматизированной информационной системы "Yerelektron";

материалы отбора земельных участков для выставления на электронный онлайн-аукцион подготавливаются и согласовываются с компетентными органами в порядке, установленном законодательством;

отобранные земельные участки выставляются хокимиятами районов (городов) на электронный онлайн-аукцион исключительно с правом аренды для строительства микро- и малых гидроэлектростанций;

победитель электронного онлайн-аукциона приобретает право заключения договора аренды земельного участка с хокимом района (города), договора закупки произведенной электроэнергии с компетентным органом.


15. Внести изменения в постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2021 года N ПП-44 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию гидроэнергетики" согласно приложению N 7*.


16. Министерству энергетики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.


17. Возложить на министра энергетики Мирзамахмудова Ж.Т. и председателя правления АО "Узбекгидроэнерго" Сангинова А.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер- министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



*) Приложения NN 1 - 7 приводятся на узбекском языке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 31 марта 2023 г.