Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Постановление Президента Республики Узбекистан от 10.10.2023 г N ПП-329 "О мерах по коренному реформированию сферы железнодорожного транспорта Республики Узбекистан"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

10.10.2023 г.

N ПП-329



О МЕРАХ

ПО КОРЕННОМУ РЕФОРМИРОВАНИЮ СФЕРЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


В целях реформирования сферы железнодорожного транспорта, создания здоровой конкурентной среды, широкого привлечения в отрасль частного сектора, цифровизации бизнес-процессов, внедрения современных методов управления, а также эффективного использования транзитного потенциала республики:


1. Определить приоритетными задачами поэтапного реформирования сферы железнодорожного транспорта:

привлечение частных инвестиций в перевозочный процесс путем формирования конкуренции и создания привлекательной инвестиционной среды на рынке услуг железнодорожного транспорта;

ускорение работ по трансформации и цифровизации железнодорожной сферы, обеспечение качества, безопасности, устойчивости, надежности и бесперебойности процесса оказания услуг;

укрепление финансового положения железнодорожных предприятий, снижение себестоимости и затрат на пассажирские и грузовые перевозки, создание подотчетной и стимулирующей среды для обеспечения операционной эффективности;

обеспечение субъектам предпринимательства права свободного выбора операторов вагонов, предоставляющих услуги железнодорожных перевозок;

создание возможностей для самостоятельного развития направлений и сфер, обладающих высоким экономическим и финансовым потенциалом, в том числе выход на отечественный и международный финансовые рынки, а также привлечения кредитных ресурсов без государственной поддержки при оказании железнодорожных услуг;

коренное улучшение системы корпоративного управления в компаниях железнодорожной отрасли с государственной долей, привлечение в сферу квалифицированных зарубежных менеджеров и специалистов.


2. Одобрить предложение Министерства экономики и финансов и Министерства транспорта о создании до 1 января 2024 года на базе АО "Узбекистон темир йуллари" и предприятий в его составе нижеследующих организаций по отдельным направлениям:

АО "Темирйулинфратузилма" - по обеспечению функционирования объектов железнодорожного хозяйства, хозяйств электроснабжения, сигнализации и связи, локомотивного хозяйства, единого диспетчерского центра и грузовых станций, а также развитию данных инфраструктурных объектов;

АО "Темирйулкарго" - по оказанию услуг грузоперевозок, содержанию и развитию хозяйства грузовых вагонов и контейнеров, организации мультимодальных перевозок "от двери до двери", созданию логистических центров и терминалов;

АО "Темирйулэкспресс" - по оказанию услуг перевозки пассажиров на высокоскоростных электропоездах, а также содержанию и развитию хозяйства высокоскоростных электропоездов;

ООО "Темир йул вокзаллари" по обеспечению деятельности вокзалов, а также ООО "Шахар атрофида йуловчи ташиш" по пригородным пассажирским перевозкам в составе АО "Узтемирйулйуловчи";

учреждение "Темир йул ижтимоий хизматлар" - по осуществлению системной работы по содержанию детских лагерей, объектов здравоохранения, культурно-просветительских и спортивных объектов, увеличению поступлений от оказываемых населению услуг, а также их поэтапному переводу на самофинансирование.

Определить АО "Узбекистон темир йуллари" учредителем (акционером, собственником) акционерных обществ и учреждения, создаваемых в соответствии с настоящим пунктом, в качестве холдинга.


3. Возложить на АО "Узбекистон темир йуллари" функцию оказания организациям в его составе услуг по бухгалтерскому учету, финансам, менеджменту, цифровизации, закупкам, повышению квалификации кадров и другим направлениям.


4. Утвердить:

"Дорожную карту" по реформированию сферы железнодорожного транспорта в 2023-2026 годах согласно приложению N 1*;

составы Межведомственной комиссии по координации реформ в сфере железнодорожного транспорта, наделенной полномочием устранения всех имеющихся преград на пути обеспечения эффективной реализации в краткие сроки реформ в сфере железнодорожного транспорта, и рабочей группы при ней согласно приложениям NN 2* и 2а*;

"Дорожную карту" по ускорению процессов цифровой трансформации в АО "Узбекистон темир йуллари" в 2023-2025 годах согласно приложению N 3*;

механизмы реорганизации некоторых хозяйственных обществ и предприятий в составе АО "Узбекистон темир йуллари" согласно приложению N 4*;

перечень пакетов акций (долей) предприятий в составе АО "Узбекистон темир йуллари", реализуемых посредством публичных торгов, согласно приложению N 5*;

перечень объектов недвижимого имущества АО "Узбекистон темир йуллари" и предприятий в его составе, реализуемых посредством публичных торгов, согласно приложению N 6*;

перечень активов АО "Узбекистон темир йуллари" и предприятий в его составе, безвозмездно передаваемых органам государственного управления, органам исполнительной власти на местах и другим организациям по балансовой стоимости для последующего эффективного использования, согласно приложению N 7*;

перечень имущества АО "Узбекистон темир йуллари" и предприятий в его составе, передаваемых Учреждению "Темир йул ижтимоий хизматлар" по балансовой стоимости, согласно приложению N 8*;

перечень территорий железнодорожных станций, предлагаемых для передачи в аренду посредством аукциона с условием увеличения объемов грузоперевозок и улучшения качества обслуживания, согласно приложению N 9*;

отдельный порядок передачи, реализации и содержания имущества при реорганизации АО "Узбекистон темир йуллари" и организаций в его составе согласно приложению N 10*;

перечень ответственных организаций, участвующих в процессах реформирования и дальнейшего развития сектора железнодорожного транспорта, и их основные задачи согласно приложению N 11*.


5. Министерству транспорта, Министерству экономики и финансов, Министерству инвестиций, промышленности и торговли, Агентству по управлению государственными активами и хокимияту города Ташкента в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров программы, предусматривающие:

модернизацию АО "Узбекистон темир йуллари" и предприятий в его составе, развитие железнодорожной инфраструктуры, обновление парка локомотивов и вагонов;

передислокацию за пределы города Ташкента станций, расположенных на территории города, с созданием соответствующей инфраструктуры, реализацию высвобождаемых земельных участков посредством онлайн-аукционов и направление поступающих средств (с вычетом расходов по реализации) на развитие инфраструктуры железнодорожной отрасли и в республиканский бюджет в равных долях.


6. Отменить с 1 января 2024 года предоставленные скидки на тарифы местных, экспортных и импортных железнодорожных грузоперевозок (за исключением скидок, предоставленных на основании соглашений с железнодорожными администрациями двух или более зарубежных стран), а также внедрить порядок их предоставления исключительно на основании постановлений Кабинета Министров.

Кабинету Министров (А. Арипов) в срок до 1 декабря 2023 года утвердить перечень скидок, предоставляемых к тарифам железнодорожных грузоперевозок.


7. Согласиться с предложениями Министерства экономики и финансов и Министерства транспорта, предусматривающими:

с 1 января 2024 года отказ от практики государственного регулирования тарифов на услуги предоставления грузовых вагонов и контейнеров, перевозки пассажиров на высокоскоростных и скоростных поездах, а также переход к механизму их регулирования на основе рыночных принципов;

с 1 января 2025 года компенсацию за счет Государственного бюджета убытков, понесенных от оказания услуг перевозки пассажиров на местных направлениях (за исключением перевозки пассажиров на высокоскоростных и скоростных поездах), а также скидок на услуги грузоперевозок железнодорожным транспортом, предоставленных в соответствии с постановлениями Кабинета Министров.

Министерству транспорта совместно с Министерством экономики и финансов в трехмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок компенсации за счет Государственного бюджета убытков, понесенных от оказания услуг перевозки пассажиров на местных направлениях (за исключением перевозки пассажиров на высокоскоростных и скоростных поездах), а также скидок, предоставленных на услуги грузоперевозок железнодорожным транспортом (Public service obligation).


8. Определить, что:

реализация, отчуждение либо передача в управление третьим лицам объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, магистральных локомотивов, специальных вагонов, перечень которых утверждается Министерством транспорта, не разрешаются;

тарифы по предоставлению объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, локомотивов и услуг перевозки пассажиров в местном сообщении (за исключением перевозки пассажиров на высокоскоростных и скоростных поездах) на железных дорогах регулируются Межведомственной тарифной комиссией при Кабинете Министров.


9. Агентству по управлению государственными активами при выставлении на торги активов АО "Узбекистон темир йуллари" предусматривать возможность оплаты выкупных платежей в рассрочку до 5 лет независимо от их размера, а также обеспечить принятие мер по снижению до 30 процентов стартовой стоимости активов, оставшихся нереализованными в течение более трех месяцев, при необходимости - их реализации по балансовой остаточной стоимости.


10. Фонду реконструкции и развития выделить в порядке исключения из Фонда развития промышленности непосредственно АО "Узбекистон темир йуллари" под гарантию предприятий в его составе кредитные средства в размере 150 миллионов долларов сроком на 10 лет по ставке 5 процентов годовых, включая трехлетний льготный период, для производства грузовых и пассажирских вагонов и увеличения действующих мощностей в целях наращивания экспорта.

Установить, что технико-экономические обоснования проектов и договоров, заключаемые в их рамках, проходят экспертизу в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов".


11. Одобрить предложение Министерства транспорта и Министерства экономики и финансов о пролонгации на пять лет сроков погашения основного долга по кредитам Фонда реконструкции и развития, привлеченным АО "Узбекистон темир йуллари", посредством АО "Национальный банк внешнеэкономической деятельности" и АКБ "Узпромстройбанк", без изменения их процентных ставок.

При этом рекомендовать Центральному банку не применять в порядке исключения к АО "Национальный банк внешнеэкономической деятельности" требований по классификации качества активов и штрафных санкций в связи с пролонгацией сроков погашения основного долга по кредитам.


12. Министерству транспорта и АО "Узбекистон темир йуллари" в двухмесячный срок:

а) совместно с Министерством горнодобывающей промышленности и геологии изучить эффективность нижеследующих проектов и внести в Кабинет Министров соответствующие предложения по:

электрификации участка железной дороги "Навои - Учкудук" - совместно с АО "Навоийский ГМК";

строительству второй электрифицированной железнодорожной линии на участке железной дороги "Ташкент - Ангрен", модернизации действующего участка дороги, а также созданию терминала для организации оказания логистических услуг при экспорте грузов промышленных предприятий, дислоцирующихся на данном направлении, и мультимодального транспортного логистического центра в Ахангаранском районе Ташкентской области - совместно с АО "Алмалыкский ГМК";

образованию транспортных логистических компаний в целях повышения уровня пользования железнодорожными услугами АО "Навоийский ГМК", АО "Алмалыкский ГМК", АО "Узметкомбинат", АО "Узхимпром" и другими предприятиями-экспортерами;

б) совместно с Министерством экономики и финансов внести проект постановления Кабинета Министров по реализации проектов развития железнодорожных вокзалов городов Ташкента, Самарканда и Коканда на основе государственно-частного партнерства.


13. Установить до 1 января 2027 года нулевую ставку таможенной пошлины к механизмам и оборудованию, предназначенным для выполнения работ по погрузке и выгрузке (код ТН ВЭД 8425 11 000 0, 8425 42 000 0, 8425 49 000 0), ввозимым предприятиями, занимающимися оказанием железнодорожных транспортных услуг, по перечням, формируемым в установленном порядке.


14. Установить, что до 1 января 2026 года:

АО "Узбекистон темир йуллари" и предприятиям в его составе разрешается реализовывать, передавать в аренду, закупать и поставлять товары, а также выполнять работы (услуги) на основании взаимных прямых договоров;

АО "Узбекистон темир йуллари" в порядке исключения разрешается закупать оборудование, товары (работы, услуги), комплектующие и запасные части, необходимые для производства и ремонта подвижного состава, а также запасные части, технику и программные продукты, необходимые для ремонта и строительства железных дорог, на основании прямых договоров с производственными предприятиями и их официальными дилерами (дистрибьютерами).


15. Разрешить в порядке исключения Министерству экономики и финансов, Министерству транспорта и АО "Узбекистон темир йуллари" привлекать до 1 января 2026 года международных экспертов, консультантов по консалтингу, аудиту и инвестициям, а также инвестиционные банки и иные специализированные компании в рамках реформирования железнодорожной отрасли путем отбора наилучших предложений на основании прямых договоров. При этом проведение обязательной экспертизы заключаемых с ними договоров и дополнительных соглашений к ним не требуется.


16. Межведомственной комиссии по координации реформ в сфере железнодорожного транспорта:

в месячный срок обеспечить утверждение мер по осуществлению реформ в сфере железнодорожного транспорта, включая трансформацию АО "Узбекистон темир йуллари", в соответствии с установленными приоритетными задачами;

вести строгий контроль за оказанием АО "Узбекистон темир йуллари" инфраструктурных и локомотивных железнодорожных услуг операторам частных вагонов и контейнеров на равноправной основе.


17. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 12.


18. Министерству транспорта совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


19. Возложить на заместителей Премьер-министра Раматова А.Ж. и Кучкарова Д.А., министра транспорта Махкамова И.Р. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев



*) Приложения NN 1 - 11 приводятся на узбекском языке.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 12

к Постановлению Президента РУз

от 10.10.2023 г. N ПП-329



ИЗМЕНЕНИЯ,

вносимые в некоторые постановления

Президента Республики Узбекистан



1. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 13 января 2017 года N ПП-2727 "О мерах по реализации инвестиционного проекта "Модернизация УП "Шаргунькумир" с доведением проектной мощности до 900 тысяч тонн каменного угля в год":


а) слова "УП "Узбекуголь" и "УП "Шаргунькумир" заменить словами "АО "Узбекуголь" и "АО "Шаргунькумир" соответственно;


б) абзацы второй и третий пункта 4 изложить в следующей редакции:

"заемщиком по привлекаемому займу Эксимбанка КНР и исполнительным органом, ответственным за целевое и эффективное использование займа, является АО "Шаргунькумир";

расходы, связанные с погашением и обслуживанием привлекаемого в рамках реализации инвестиционного проекта займа Эксимбанка КНР, рефинансируемого АКБ "Узпромстройбанк", осуществляются за счет собственных средств АО "Узбекуголь" и АО "Шаргунькумир";


в) абзац первый пункта 8 изложить в следующей редакции:

"8. Разрешить АО "Узбекуголь" и АО "Шаргунькумир" в рамках реализации инвестиционного проекта, в порядке исключения";


г) из абзаца второго пункта 10, абзацев второго и шестого пункта 11, абзаца первого пункта 13, из пунктов 15 и 16, абзаца первого пункта 17 слова "АО "Узбекистон темир йуллари," исключить.


2. В тексте на государственном языке из графы "Амалга ошириладиган ишлар" позиции 6 приложения N 6 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 12 августа 2020 года N ПП-4805 "О мерах по повышению качества непрерывного образования и результативности науки по направлениям "химия" и "биология" слова "1. Тошкент-Самарқанд темир йўл участкасида электр таъминоти қурилмаларини бошқариш SCADA тизимини ишлаб чиқиш" исключить.


3. Позицию 3 Перечня приватизируемых пакетов акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2022 года N ПП-168, исключить.


4. Позицию 225 приложения N 3 и позицию 158 приложения N 4 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2022 года N ПП-307 "Об организационных мерах по реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы" исключить.


5. В графе "Срок исполнения" позиции 64 приложения N 3 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2022 года N ПП-436 "О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на "зеленую" экономику до 2030 года" слова "Сентябрь 2023 года" заменить словами "Ноябрь 2023 года".


6. Позицию 48 Перечня пакетов акций (долей) предприятий, реализуемых целиком посредством публичных торгов, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2023 года N ПП-102, исключить.


7. В абзаце первом пункта 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2023 года N ПП-107 "О неотложных мерах по повышению эффективности использования водных ресурсов" слова "в срок до 1 октября 2023 года" заменить словами "в срок до 31 декабря 2023 года".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 11 октября 2023 г.