Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Указ Президента Республики Узбекистан от 12.10.2023 г. N УП-169 "О дополнительных мерах по ускоренному развитию промышленности и ее базовых отраслей"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

12.10.2023 г.

N УП-169



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО УСКОРЕННОМУ РАЗВИТИЮ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЕ

БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ


В целях расширения производства готовой конкурентоспособной продукции путем ускоренного развития в стране высокотехнологичных направлений промышленности, широкого привлечения частных инвестиций, повышения доходов населения за счет создания новых производственных мощностей в регионах, а также внедрения системы управления, основанной на передовых международных стандартах, в крупных промышленных отраслях:


1. Определить, что задачи и функции по осуществлению государственной промышленной политики и развитию базовых отраслей промышленности возлагаются на Министерство экономики и финансов.

При этом Министерство инвестиций, промышленности и торговли является ответственным по вопросам производства в отраслях местной промышленности, инвестиций, экспорта, локализации и развития промышленных зон.


2. Определить основными задачами Министерства экономики и финансов по развитию промышленности:

осуществление единой промышленной политики и внедрение современных механизмов развития ее отраслей;

определение направлений, стимулирующих развитие промышленности с учетом наличия природного сырья, трудовых ресурсов и "относительных преимуществ" регионов, а также координацию их реализации;

развитие базовых отраслей, в том числе нефтегазовой, энергетической, химической, горнодобывающей, машиностроительной промышленности, повышение их конкурентоспособности, осуществление диверсификации, разработки стратегий и программ их реформирования;

обеспечение пропорционального распределения ресурсов по отраслям и регионам, а также сбалансированного развития инфраструктуры;

совместно с соответствующими министерствами формирование и мониторинг баланса производства и потребления энергетических ресурсов, ценных и цветных металлов, других стратегических ресурсов, а также оптимальное размещение производственных сил;

координацию мер по применению современных механизмов и подходов при повышении производительности труда, экономии энергии и иных производственных ресурсов, снижении себестоимости продукции и повышении операционной эффективности в отраслях промышленности;

разработку на основе изучения рыночной конъюнктуры по значимой промышленной продукции предложений и комплексных мер, направленных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в соответствующей продукции и предотвращение резких колебаний цен, а также эффективное использование имеющихся производственных мощностей промышленных предприятий.


3. С учетом возлагаемых на Министерство экономики и финансов полномочий по развитию промышленности возложить на заместителей министра экономики и финансов следующие дополнительные задачи:

а) на первого заместителя министра (Норкулов И.):

на основе анализа глобальной финансово-экономической ситуации и рыночной конъюнктуры осуществление координации разработки мер по оценке рисков воздействия на отечественных производителей и экспортеров, смягчению и предотвращению их негативного влияния;

формирование совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами адресных прогнозных параметров в разрезе сфер, отраслей и регионов в целях обеспечения устойчивого экономического роста;

б) на заместителя министра (Ходжаев Б.):

координацию деятельности территориальных управлений и отделов Министерства экономики и финансов в сфере развития промышленности, определив его ответственным за разработку промышленной политики и организацию ее реализации;

мониторинг производственных объемов промышленной продукции на крупных отраслевых предприятиях и в регионах, а также принятие мер по определению имеющихся рисков, препятствующих достижению прогнозных показателей, и их устранение;

трансформацию предприятий базовых отраслей промышленности, снижение себестоимости продукции и услуг, повышение их финансовой устойчивости и операционной эффективности;

организацию совместно с Министерством энергетики разработки и реализации стратегий реформирования и развития рынков электроэнергии и природного газа;

принятие мер по анализу и совершенствованию тарифной политики в отраслях экономики;

в) на заместителя министра (Бобоев А.) - принятие мер по улучшению производственной инфраструктуры, анализ уровня обеспеченности инфраструктурой промышленных зон и вновь вводимых крупных предприятий, а также координацию работ по их финансированию в целях развития промышленности в регионах.


4. Создать в Министерстве экономики и финансов с привлечением международных консалтинговых компаний Проектный офис по реализации промышленной политики и выработке направлений развития базовых отраслей промышленности (далее - Проектный офис), возложив на него следующие задачи:

разработку мер по определению "точек" экономического роста в промышленности и отраслей - "драйверов" в регионах, организации производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью;

разработку программ по снижению себестоимости производимой в промышленных отраслях продукции и эффективному использованию энергии, в том числе повышению ресурсо- и энергосбережения;

анализ конкурентоспособности промышленных отраслей на внешних рынках, выработку политики повышения эффективности и производительности труда на местных производственных предприятиях;

выработку механизмов эффективной государственной поддержки при разработке и реализации программ развития сфер промышленности.

В целях поддержки деятельности Проектного офиса разрешить Министерству экономики и финансов, в порядке исключения, заключать прямые договора с международными консалтинговыми компаниями.


5. Передать Министерству экономики и финансов:

ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов";

45 штатных единиц центрального аппарата Министерства инвестиций, промышленности и торговли.


6. Создать в управлениях и отделах экономики и финансов областей, городов и районов сводные отделы по развитию промышленности и анализу обеспеченности экономики ресурсами.

Кабинету Министров (Ходжаев Ж.) в двухнедельный срок внести проект Указа Президента Республики Узбекистан по реорганизации деятельности Министерства инвестиций, промышленности и торговли, исходя из настоящего Указа.

При этом предусмотреть формирование штатных единиц сводных отделов по развитию промышленности и анализу обеспеченности экономики ресурсами за счет сокращения соответствующих штатных единиц в территориальных подразделениях Министерства инвестиций, промышленности и торговли.


7. Принять к сведению, что Министерство экономики и финансов:

является уполномоченным органом (национальным органом) по координации реализации мер по механизму поддержки устойчивого развития в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения (Париж, 12 декабря 2015 года);

принимает участие в качестве органа, ответственного за координацию и управление регулированием и осуществлением "торговли парниковыми газами", а также ведение мониторинга и отчетности в ходе реализации проектов в данном направлении.


8. Определить, что:

а) Проектный офис "Центр проектов зеленой экономики", созданный в системе Министерства экономики и финансов в форме государственного учреждения, является рабочим органом по государственному регулированию и международному сотрудничеству в сфере "торговли парниковыми газами".

При этом рабочий орган осуществляет деятельность по формированию и ведению реестра углеродных единиц, внедрению и поддержке деятельности национальной системы "торговли парниковыми газами", регулированию реализации и закупки углеродных единиц;

б) с 1 июня 2024 года национальная система "торговли парниковыми газами" внедряется в пилотном порядке, а с 1 января 2025 года - полностью в отраслях энергетики и промышленности;

в) проведение международной сертификации углеродных единиц на основе реализованных на территории республики проектов и направление их для торговли на добровольных международных рынках "торговли парниковыми газами" в обязательном порядке подлежат согласованию с Министерством экономики и финансов.


9. Министерству экономики и финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров проект закона, включающий вопросы формирования и внедрения национальной системы "торговли парниковыми газами", национального плана квоты парниковых газов и реестра углеродных единиц.


10. Установить порядок, согласно которому с 1 января 2024 года функции по регулированию и координации химической промышленности распределяются в следующем порядке:

а) Министерство экономики и финансов:

осуществление единой политики по реализации реформ, диверсификации производства, глубокой переработке имеющихся природных ресурсов и стимулированию выпуска востребованной качественной продукции в химической промышленности;

координация разработки определяющих политику в химической промышленности программ стратегического, среднесрочного и долгосрочного развития и реформ, других программных документов, а также их реализации;

определение мер по трансформации отраслевых предприятий и повышению их операционной эффективности;

координация формирования и исполнения прогнозов обеспечения предприятий химической промышленности основным сырьем, в том числе балансов производства и ресурсов;

б) Министерство инвестиций, промышленности и торговли:

привлечение современного высокотехнологического оборудования и инновационных технологий в проекты отраслей химической промышленности, оказание содействия в выходе отечественной продукции на новые внешние рынки;

привлечение частного капитала, в том числе иностранных инвестиций, к созданию новых производственных мощностей;

разработка технических стандартов на предприятиях химической промышленности;

в) Агентство по управлению государственными активами:

совершенствование системы управления в отраслевых предприятиях с долей государства, в том числе внедрение международных стандартов по корпоративному управлению и устойчивому развитию;

организация приватизации отраслевых предприятий с долей государства.


11. Кабинету Министров (Кучкаров Д.) в двухмесячный срок обеспечить передачу Агентству по управлению государственными активами и Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан пакета акций АО "Узкимёсаноат" в предприятиях химической промышленности согласно приложению.

Агентству по управлению государственными активами совместно с АО "Узкимёсаноат" в месячный срок провести инвентаризацию всех предприятий, имеющих долю (акции) АО "Узкимёсаноат", а также внести предложения по их передаче Агентству по управлению государственными активами.


12. Согласиться с предложениями Министерства экономики и финансов, Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, предусматривающими:

исключение соды каустической, соды кальцинированной, стекла строительного, керосина технического, нефтяного парафина, формалина из перечня высоколиквидных и монопольных видов продукции, сырья и материалов, реализуемых монопольными предприятиями на основе рыночных принципов, исключительно через биржевые торги (далее - Перечень), утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года N ПП-3386;

предоставление Комитету по развитию конкуренции и защите прав потребителей права на определение критериев и описаний товаров и сырья, разрешенных к торгам на товарно-сырьевой бирже, а также внесение изменений и дополнений в Перечень.


13. Комитету по развитию конкуренции и защите прав потребителей в срок до 1 марта 2024 года внести в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан "О товарно-сырьевых биржах", предусмотрев в нем в том числе порядок и особенности ведения деятельности товарно-сырьевых бирж, требования к товарам, реализуемым через биржи, механизмы выпуска производных финансовых инструментов.


14. Признать утратившим силу подпункт "а" пункта 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2021 года N ПП-44 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию гидроэнергетики".

Межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров (Кучкаров Д.) в недельный срок утвердить тарифы на закупку электрической энергии, производимой гидроэлектрическими станциями в составе АО "Узбекгидроэнерго", в размере, достаточном для финансирования инвестиционных программ АО "Узбекгидроэнерго".


15. Министерству экономики и финансов внести в Кабинет Министров:

в срок до 1 декабря 2023 года - проект постановления Президента Республики Узбекистан "О мерах по организации деятельности Министерства экономики и финансов";

в двухмесячный срок совместно с Министерством юстиции, заинтересованными министерствами и ведомствами - предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента РУз

от 12.10.2023 г. N УП-169



ПЕРЕЧЕНЬ

предприятий, пакеты акций АО "Узкимёсаноат" в которых

передаются Агентству по управлению государственными

активами и Фонду реконструкции и развития

Республики Узбекистан


       

N

Наименование предприятия

Передаваемые доли (в процентах)

Агентству по управлению

государственными активами

Фонду реконструкции

и развития

1.

АО "Дехканабадский калийный завод"


53,37

46,63

2.

СП ООО "Кунградский содовый завод"


49


3.

ООО "Кимётранс-логистик"


100


4.

ООО "Хамкор-кимёсервис"


100


5.

ООО "Кимётранс"


25


             


Примечание. Пакеты акций (доли) предприятий передаются после принятия соответствующего решения на общих собраниях акционеров обществ. При этом уставный капитал АО "Узкимёсаноат" уменьшается на размер балансовой (остаточной) стоимости передаваемых долей.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 13 октября 2023 г.