Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.02.2024 г. N ПП-53 "О дополнительных мерах по обучению учащихся общих средних образовательных учреждений иностранным языкам и современным профессиям"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.02.2024 г.

N ПП-53



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ОБЩИХ СРЕДНИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ

ЯЗЫКАМ И СОВРЕМЕННЫМ ПРОФЕССИЯМ


В целях повышения интереса учащихся общих средних образовательных учреждений к иностранным языкам и профессиям, широкого привлечения работодателей к этому процессу, а также подготовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров, соответствующих требованиям рынка труда:


1. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года N УП-79 "О мерах по эффективной организации деятельности Министерства дошкольного и школьного образования и организаций в его системе" предусмотрено поэтапное внедрение начиная с 2023/2024 учебного года в 1-4 классах общих средних образовательных учреждений учебных программ, направленных на формирование у учащихся начальных знаний, в 5-9 классах - базовых знаний, в 10-11 классах - знаний, соответствующих их интересам и способностям.


2. Одобрить предложения Министерства дошкольного и школьного образования о поэтапном внедрении в порядке эксперимента начиная с 2024/2025 учебного года порядка, в соответствии с которым:

в 10-11 классах общих средних образовательных учреждений наряду с обучением на основе базового учебного плана также внедряются образовательные программы по направлениям "Углубленное обучение предметам" и "Обучение бизнесу и профессиям";

в рамках направления "Углубленное обучение предметам" - учебный процесс организуется с акцентом на точные, естественнонаучные дисциплины или иностранный язык, а в рамках направления "Обучение бизнесу и профессиям" - учащиеся обучаются рабочим профессиям либо профессиям в области цифровых технологий.


3. Определить, что начиная с 2024/2025 учебного года в общих средних образовательных учреждениях поэтапно внедряется порядок обучения иностранным языкам, в соответствии с которым:

в 5-9 классах посредством повышения интенсивности обучения иностранному языку у учащихся формируются базовые знания и речевые навыки;

в 10-11 классах в обучении иностранному языку основное внимание уделяется развитию навыков академического письма и разговорных навыков у учащихся;

учащиеся, выбравшие иностранный язык в рамках направления "Углубленное обучение предметам", в 10-11 классах обучаются второму иностранному языку.


4. Министерству дошкольного и школьного образования (Умарова Х.):

до 1 мая 2024 года усовершенствовать учебные планы и программы по предмету "иностранный язык" с привлечением отечественных и зарубежных экспертов. При этом предусмотреть освоение учащимися в 11 классе второго иностранного языка на уровне не ниже А2;

до конца 2024 года принять меры по закупке и локализации учебников международных издательств по обучению иностранному языку в пределах средств Государственного бюджета, выделяемых Министерству дошкольного и школьного образования;

до конца 2024 года в целях повышения эффективности обучения иностранному языку в общих средних образовательных учреждениях привлечь квалифицированных специалистов по английскому, китайскому, корейскому, немецкому, французскому и японскому языкам;

провести диагностику знаний и навыков преподавателей иностранного языка общих средних образовательных учреждений и организовать краткосрочные учебные курсы повышения их квалификации на основе современных образовательных методик.


5. Министерству высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.), Министерству дошкольного и школьного образования (Умарова Х.):

а) до 1 сентября 2024 года усовершенствовать учебные планы и программы государственных высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов по направлениям иностранных языков, привести их в соответствие с программой общего среднего образования по обучению иностранному языку;

б) начиная с 2024/2025 учебного года:

организовать педагогическую практику студентов государственных высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов по направлениям иностранных языков в общих средних образовательных учреждениях;

внедрить для студентов выпускного курса государственных высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов по направлениям иностранных языков, гибкое расписание занятий, позволяющее осуществлять одновременно и учебную, и педагогическую деятельность.


6. Установить, что в рамках направления "Обучение бизнесу и профессиям":

а) учащиеся обучаются профессиям, соответствующим 2-му уровню Национальной рамки квалификаций;

б) для эффективного налаживания работ по обучению учащихся профессиям в общих средних образовательных учреждениях создаются мастерские и вводится должность "Мастер профессионального обучения", заработная плата которого приравнивается к преподавателю общеобразовательной школы с высшим образованием;

в) учащиеся обучаются профессиональным и предпринимательским навыкам по одному из нижеследующих направлений:

первое направление - обучение учащихся рабочим профессиям посредством привлечения субъектов предпринимательства и ремесленников в общие средние образовательные учреждения;

второе направление - обучение учащихся современным профессиям в области информационных технологий на курсах, организуемых в общих средних образовательных учреждениях;

г) разрешается предоставление на основе прямого договора в безвозмездное пользование пустующих зданий общих средних образовательных учреждений участникам программы "20 тысяч предпринимателей - 500 тысяч квалифицированных специалистов" для создания практических моноцентров и последующего обучения учащихся профессиям;

д) финансирование следующих расходов осуществляется:

по обеспечению мастерских крупным оборудованием (компьютерной техникой, электронной доской, швейной машинкой и др.) и оплате труда мастеров профессионального обучения - за счет средств, дополнительно выделенных Министерству дошкольного и школьного образования из республиканского бюджета Республики Узбекистан;

по текущему ремонту имеющихся мастерских, при необходимости строительству мастерских легкого типа и закупке для них мелких инструментов - за счет средств Фонда министра дошкольного и школьного образования, а также Фонда содействия реформам в сфере образования при Министерстве дошкольного и школьного образования;

по закупке необходимых сырьевых материалов, требуемых в процессе обучения профессиям, - за счет средств местных бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.


7. Министерству дошкольного и школьного образования (Умарова Х.):

до 1 апреля 2024 года утвердить гибкий учебный план в рамках действующего базового учебного плана для общих средних образовательных учреждений, в которых учебный процесс организуется по направлениям "Углубленное обучение предметам" или "Обучение бизнесу и профессиям";

до 1 июля 2025 года исходя из результатов эксперимента внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о внедрении практики обучения по направлениям "Углубленное обучение предметам" или "Обучение бизнесу и профессиям" в других общих средних образовательных учреждениях.


8. Утвердить Программу мер по внедрению практики обучения учащихся иностранным языкам и профессиям согласно приложению.


9. В целях эффективной организации в общих средних образовательных учреждениях работы по обучению учащихся иностранным языкам и профессиям возложить персональную ответственность на:

министра дошкольного и школьного образования Умарову Х. - за эффективную организацию и общую координацию работ по обучению учащихся общих средних образовательных учреждений иностранным языкам и профессиям;

министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К. - за разработку учебных программ профессий, которым обучаются учащиеся в общих средних образовательных учреждениях, а также укомплектование общих средних образовательных учреждений мастерами профессионального обучения;

председателя Торгово-промышленной палаты Вахобова Д. - за привлечение субъектов предпринимательства к процессу обучения профессиям учащихся общих средних образовательных учреждений.


10. Министерству дошкольного и школьного образования в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров:

совместно с Агентством по управлению государственными активами и Торгово-промышленной палатой проект Правительственного постановления по регулированию сотрудничества общих средних образовательных учреждений и субъектов предпринимательства;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


11. Возложить на министра дошкольного и школьного образования Умарову Х.У., министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К.А., председателя Торгово-промышленной палаты Вахобова Д.А., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 02.02.2024 г. N ПП-53



ПРОГРАММА МЕР

по внедрению практики обучения учащихся

иностранным языкам и профессиям


   

N

Наименование мер

Механизм реализации

Сроки

Источники

финансирования

Ответственные исполнители

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВТОРОМУ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩИХ СРЕДНИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.

Утверждение перечня общих средних образовательных учреждений, в которых внедряется практика обучения учащихся второму иностранному языку.

1. Выявление в общих средних образовательных учреждениях потребности в изучении второго иностранного языка в разрезе регионов.


Март

2024 года


-

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

2. Определение в выявленных общих средних образовательных учреждениях потребности в учителях второго иностранного языка в разрезе языков и формирование их состава.


Август

2024 года


3. Формирование и утверждение перечня общих средних образовательных учреждений, в которых внедряется практика обучения учащихся второму иностранному языку, исходя из потенциала и кадрового обеспечения общих средних образовательных учреждений.


Июнь

2024 года


2.

Разработка учебных программ второго иностранного языка, преподаваемого в общих средних образовательных учреждениях.

1. Создание рабочей группы по разработке проектов учебных программ обучения второму иностранному языку в общих средних образовательных учреждениях из числа зарубежных и отечественных специалистов, при этом привлечение зарубежных и отечественных специалистов на основе договора.


Март

2024 года


Средства Фонда министра дошкольного и школьного образования


Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова)


2. Утверждение и внедрение в практику учебных программ по обучению второму иностранному языку в общих средних образовательных учреждениях.


Начиная с 2024/2025 учебного года


3.

Обеспечение выбранных общих средних образовательных учреждений учебниками и учебно-методическими пособиями по второму иностранному языку.

1. Проведение переговоров с международными организациями и издательствами для обеспечения общих средних образовательных учреждений учебной литературой, отбор учебников и внесение предложений в Кабинет Министров.


Апрель

2024 года


В рамках средств, выделенных из Государственного бюджета Министерству дошкольного и школьного образования

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова)

2. Закупка выбранных учебников и учебно-методических пособий.


Июль

2024 года


4.

Организация краткосрочных учебных курсов по переподготовке учителей по второму иностранному языку.

1. Разработка программы курсов переподготовки в целях развития профессиональных компетенций учителей, преподающих второй иностранный язык.


Апрель

2024 года


-

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова)

2. Налаживание краткосрочных учебных курсов в целях обучения новым учебным программам и методикам учителей, преподающих второй иностранный язык.


Август

2024 года


II. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

5.

Утверждение перечня общих средних образовательных учреждений, в которых внедряется практика обучения учащихся профессиям.

1. Организация изучений в регионах по поэтапной организации практики обучения профессиям учащихся в общих средних образовательных учреждениях начиная с 2024/2025 учебного года.


Март

2024 года


-

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова), Министерство экономики и финансов (Норкулов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

2. Формирование перечня общих средних образовательных учреждений, в которых внедряется практика обучения учащихся профессиям, исходя из потенциала и кадрового обеспечения общих средних образовательных учреждений.


Апрель

2024 года


6.

Внедрение механизмов определения интересов и способностей к профессиям у учащихся 9 классов общих средних образовательных учреждений.

1. Совершенствование платформы kasb.maktab.uz, разработанной для выявления интересов и профориентации учащихся.


Май

2024 года


Средства Фонда содействия реформам образования Министерства дошкольного и школьного образования

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова)

2. Разработка сборника вопросников, выявляющих интересы и способности учащихся к профессиям.


Июнь

2024 года


3. Проведение опроса среди учащихся 9 классов общих средних образовательных учреждений и создание на основе его результатов электронной базы данных по способностям учащихся к профессиям.


Октябрь

2024 года


7.

Разработка учебных программ профессий, обучаемых в общих средних образовательных учреждениях.

1. Формирование перечня профессий, обучаемых в общих средних образовательных учреждениях в 2024/2025 учебном году.


Март

2024 года


-

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова), Министерство высшего образования, науки и инноваций (Шарипов)

2. Разработка и утверждение учебных программ профессий, обучаемых в общих средних образовательных учреждениях.


Июль

2024 года


8.

Разработка нормативно-правовой базы для привлечения предпринимателей в общие средние образовательные учреждения, внедрившие практику обучения профессиям.

1. Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта Правительственного решения по регулированию сотрудничества общих средних образовательных учреждений и субъектов предпринимательства.


Май

2024 года



-

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова), Торгово-промышленная палата (Вахобов)


2. Проведение для субъектов предпринимательства разъяснительно-пропагандистских мероприятий о возможностях обучения профессии учащихся в общих средних образовательных учреждениях.


Август

2024 года


9.

Разработка порядка выдачи выпускникам электронного документа государственного образца по освоенной профессии.

1. Разработка проекта электронного документа государственного образца, выдаваемого выпускникам по освоенной профессии.


Апрель

2024 года


-

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова), Министерство высшего образования, науки и инноваций (Шарипов), Министерство занятости и сокращения бедности (Мусаев)

2. Внесение в Кабинет Министров проекта Правительственного решения об утверждении порядка выдачи выпускникам электронного документа государственного образца по освоенной профессии.


Июль

2024 года


10.

Создание необходимых условий для обучения учащихся профессиям и навыкам предпринимательства.

1. Формирование перечня сырьевых материалов, требуемых по каждому направлению при реализации учебных программ по обучению учащихся 10-11 классов общих средних образовательных учреждений профессиям.


Май

2024 года


Средства местного бюджета

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова), Министерство высшего образования, науки и инноваций (Шарипов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

2. Утверждение норм обеспечения общих средних образовательных учреждений сырьевыми материалами, требуемыми при реализации учебных программ по обучению учащихся профессиям.


Май

2024 года

    


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 февраля 2024 г.