Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Положение о порядке применения мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций (Утверждено Постановлением правления ЦБ от 22.11.2023 г. N 36/9, зарегистрированным МЮ 23.01.2024 г.N 3492)

Полный текст документа доступен по адресу
Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению правления ЦБ

от 22.11.2023 г. N 36/9,

зарегистрированному МЮ

23.01.2024 г. N 3492



Настоящее Положение  утверждено   на  государственном  языке.

Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами

информационно-поисковой    системы    "Norma"         и        носит

информационный    характер.   При   возникновении   неясностей

следует    обращаться    к   тексту     нормативно-правового    акта

на   государственном   языке.



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке применения мер и санкций

в отношении банков и небанковских

кредитных организаций


Настоящее Положение определяет порядок применения Центральным банком Республики Узбекистан (далее - Центральный банк) мер и санкций в отношении банков, микрофинансовых организаций, ломбардов, организаций по рефинансированию ипотеки (далее - небанковские кредитные организации), прямых и косвенных акционеров банков, в том числе конечных бенефициарных собственников (далее - собственники банка), членов наблюдательного совета и правления, а также ключевого персонала банка (далее - руководящие лица банка).



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Центральный банк вправе:

применять меры и санкции в отношении банков и небанковских кредитных организаций, собственников и руководящих лиц банка;

применять по одному и тому же нарушению одновременно или последовательно несколько мер и (или) санкций.


2. Меры и санкции, применяемые Центральным банком в отношении банков и небанковских кредитных организаций, собственников и руководящих лиц банка, не должны превышать размеры, установленные законодательством и настоящим Положением.



ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ МЕР И САНКЦИЙ


3. Центральный банк при применении мер и санкций использует следующие источники:

сведения и оформленные документы, полученные в результате осуществления контрольных мероприятий, инспекций (проверок) и дистанционного контроля;

отчеты или заключения по результатам аудиторской проверки, проведенной аудиторскими организациями;

документы государственных органов, в том числе органов внутренних дел, прокуратуры и суда, отражающие нарушения, совершенные банками и небанковскими кредитными организациями;

сведения, полученные в результате изучения обращений потребителей банков и небанковских кредитных организаций;

документы или сведения, представленные банками и небанковскими кредитными организациями согласно предписаниям Центрального банка;

мотивированное суждение Центрального банка, а также другие источники, предусмотренные актами законодательства.


4. При применении мер и санкций Центральный банк учитывает:

уровень риска, характер, масштаб нарушений и их последствий;

систематичность и продолжительность нарушений;

влияние допущенных нарушений на финансовое состояние банков и небанковских кредитных организаций;

возможность скорректировать ситуацию в результате применяемых мер и (или) санкций;

причины, обусловившие возникновение выявленных нарушений и (или) рисков;

эффективность (результативность) ранее примененных мер и санкций;

принятие банком, его собственником и руководящим лицом, а также небанковской кредитной организацией самостоятельных мер, направленных на устранение нарушений.


5. Решение о применении мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций, собственников и руководящих лиц банка принимается Комитетом банковского надзора Центрального банка (далее - Комитет банковского надзора) в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности", "О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности", "О валютном регулировании" и "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", а также настоящим Положением.

При этом решения об отзыве лицензии на право осуществления банковской деятельности, а также об исключении данных о небанковской кредитной организации из реестра организаций, осуществляющих деятельность микрофинансовой организации, или реестра организаций по рефинансированию ипотеки либо реестра ломбардов принимаются правлением Центрального банка на основании предложения Комитета банковского надзора.


6. Комитет банковского надзора состоит из нечетного количества членов от 7 до 11 человек, при этом члены комитета, в том числе председатель комитета и его заместитель, назначаются правлением Центрального банка из числа заместителей председателя и руководящего персонала Центрального банка.

В соответствии с основными задачами и функциями, возложенными на Комитет банковского надзора, организация деятельности Комитета банковского надзора, а также проведение заседаний комитета и руководство ими осуществляется заместителем председателя Центрального банка - председателем Комитета банковского надзора.

Обеспечение организационной подготовки для заседания Комитета банковского надзора возлагается на секретаря комитета.

Заседания Комитета банковского надзора проводятся не менее одного раза в месяц. Решения по вопросам, включенным в повестку дня заседаний, принимаются в коллегиальной форме.

Заседание Комитета банковского надзора считается правомочным, если в нем участвует не менее двух третей его членов.

Решения Комитета банковского надзора считаются принятыми в случае одобрения большинством членов, участвующих в заседании.


7. При рассмотрении вопроса о применении мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций, собственников и руководящих лиц банка в заседании Комитета банковского надзора могут принимать участие ответственные представители данной организации, собственник или руководящее лицо банка.


8. Срок применения мер и санкций за выявленные Центральным банком нарушения не должен превышать шести месяцев со дня выявления этих нарушений и трех лет со дня их совершения.


9. Центральный банк ежемесячно до 10 числа размещает на своем официальном веб-сайте статистику данных о примененных мерах и санкциях в течение прошедшего месяца.


10. За совершение банками грубых или серьезных нарушений Центральный банк вправе опубликовать в средствах массовой информации сообщение о наименовании нарушителя (банк или небанковские кредитные организации), совершенных ими нарушениях, мерах и санкциях, примененных в отношении нарушителей (банк или небанковские кредитные организации).


11. Центральный банк направляет выписку из решения о применении меры и санкции в течение трех рабочих дней банку или небанковской кредитной организации, собственнику и (или) руководящему лицу банка.


12. Лицо (лица), не согласное(ые) с решением Центрального банка о применении мер и санкций, вправе в течение тридцати дней с даты получения выписки из решения подать апелляцию в письменной форме в Апелляционный совет Центрального банка (далее - Апелляционный совет) или обратиться в суд в порядке и сроки, установленные законодательством.

В случае представления заявителем апелляции в Апелляционный совет с нарушением срока ее подачи, апелляция Апелляционным советом не рассматривается.


13. Апелляционный совет рассматривает апелляцию заявителя в течение пятнадцати дней со дня ее подачи.

Апелляционный совет уведомляет заявителя о дне рассмотрения апелляции. При этом заявитель вправе участвовать в рассмотрении апелляции.

Центральный банк по результатам рассмотрения апелляции принимает одно из следующих решений:

об отказе в удовлетворении апелляции и оставлении решения Комитета банковского надзора без изменений;

об удовлетворении апелляции и отмене решения Комитета банковского надзора.

В случае неподтверждения доводов, указанных в апелляции, Центральный банк принимает решение об отказе в удовлетворении апелляции и оставлении решения Комитета банковского надзора без изменений.

Центральный банк в трехдневный срок уведомляет заявителя о принятом решении.



ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМ

БАНКОМ ПРЕДПИСАНИЯ


14. Центральный банк может направлять банкам и небанковским кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений, в том числе об устранении причин, приводящих к нарушению прав потребителей банковских и финансовых услуг, (далее - предписание).


15. Центральный банк в своем предписании указывает банку, небанковской кредитной организации, собственнику и (или) руководящему лицу банка о нарушении требований актов законодательства, а также сроки, установленные для устранения нарушений. При этом указанный в предписании срок устранения нарушений не должен превышать одного года.

Центральный банк в своем предписании требует (при наличии):

устранения нарушений или недостатков, которые не оказали непосредственное воздействие на финансовое состояние банка или небанковской кредитной организации, но в дальнейшем могут привести к ухудшению финансового состояния или угрожать интересам вкладчиков и кредиторов;

устранения случаев нарушения пруденциальных нормативов банком, микрофинансовой организацией или организацией по рефинансированию ипотеки;

снижения процентных, беспроцентных или операционных расходов банка и (или) небанковской кредитной организации;

установления максимальных размеров процентных ставок по средствам, привлекаемым банком и (или) небанковской кредитной организацией;

устранения недостатков, выявленных в отчетах, представленных Центральному банку;

представления соответствующих документов и сведений;

проведения обязательной аудиторской проверки в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности;

устранения нарушения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

устранения случаев нарушения банком и (или) небанковской кредитной организацией требований Центрального банка по организации управления рисками по информационной безопасности;

устранения случаев нарушения требований законодательства о валютном регулировании;

устранения случаев нарушения прав и интересов потребителей банка и небанковской кредитной организации;

минимализации имеющихся или потенциальных отдельных либо обобщенных рисков;

устранения случаев нарушения требований актов законодательства об организации оборота наличных денег и кассовой работы;

устранения иных нарушений, предусмотренных законодательством.


16. Банк и (или) небанковская кредитная организация со дня получения предписания обязаны в течение указанного в данном предписании срока представить ответное письмо с указанием срока принятия мер по устранению выявленных нарушений.


17. В случае совершения банком незначительных нарушений Центральный банк в своем предписании может дать письменное предупреждение о применении мер и санкций в отношении банка.


18. В случае неустранения банком и (или) небанковской кредитной организацией, собственником и (или) руководящим лицом банка в установленный срок недостатков и (или) нарушений, указанных в предписании Центрального банка, или невыполнения требования, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения, Центральный банк рассматривает вопрос применения других мер и санкций.



ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА

МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ


19. При нарушении требований, установленных актами законодательства о банковской деятельности, валютном регулировании, организации оборота наличных денег и кассовой работы, противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также пруденциальных нормативов Центральный банк может потребовать от банка разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений.


20. Банк представляет в Центральный банк план мероприятий в течение срока, установленного решением Комитета банковского надзора о требовании разработки плана мероприятий по устранению нарушений.


21. В плане мероприятий банком должны быть указаны мероприятия, направленные на устранение и (или) предупреждение в дальнейшей деятельности нарушений, сроки осуществления мероприятий и ответственные исполнители.


22. План мероприятий утверждается председателем правления банка.


23. Если утверждение плана мероприятий входит в полномочия наблюдательного совета правления, общего собрания акционеров (учредителей) банка, план мероприятий должен утверждаться уполномоченным органом, с приложением к нему выписки из соответствующего протокола.


24. В случае нарушения хотя бы одного коэффициента адекватности капитала банка, банк обязан в течение 10 дней со дня совершения данного нарушения представить в Центральный банк план мероприятий по сохранению и восстановлению уровня своего капитала.


25. В случае нарушения лимитов открытой валютной позиции пять раз подряд или в общем десять раз за отчетный месяц, банк обязан в течение 7 дней со дня совершения нарушения представить в Центральный банк план мероприятий по устранению совершенных нарушений.


26. Центральный банк рассматривает представленный банком план мероприятий на предмет обоснованности, полноты и эффективности указанных в нем мероприятий. Центральный банк может в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента внесения плана мероприятий, направить банку свои замечания по плану мероприятий или отдельным указанным мероприятиям.

Банк обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения замечаний Центрального банка по плану мероприятий представить в Центральный банк новый план мероприятий с устранением недостатков.


27. Центральный банк вправе рассмотреть вопрос о применении в отношении банка других мер и санкций в случае:

непредставления банком плана мероприятий в срок, установленный Центральным банком;

непредставления банком нового плана мероприятий в течение 10 рабочих дней со дня получения замечаний Центрального банка по плану мероприятий;

невыполнения или ненадлежащего выполнения банком мероприятий, указанных в плане мероприятий.



ГЛАВА 5. ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФА С БАНКА

И НЕБАНКОВСКОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


28. В соответствии со статьями 57 - 59 Закона Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности" Центральный банк вправе взыскать с банков штраф за совершение:

грубых нарушений - в размере, не превышающем двукратного размера доходов, полученных от финансовых операций, осуществленных с нарушением законодательства о банках и банковской деятельности, при возможности количественного определения этих доходов, или пяти процентов от чистой прибыли, полученной банком за предыдущий финансовый год, либо одного процента совокупного капитала банка согласно приложению к настоящему Положению;

серьезных нарушений - в размере, не превышающем полуторакратного размера доходов, полученных от финансовых операций, осуществленных с нарушением законодательства о банках и банковской деятельности, при возможности количественного определения этих доходов, или двух процентов чистой прибыли, полученной банком за предыдущий финансовый год, или 0,5 процента совокупного капитала банка согласно приложению к настоящему Положению;

незначительных нарушений - в размере, не превышающем размера доходов, полученных от финансовых операций, осуществленных с нарушением законодательства о банках и банковской деятельности, при возможности количественного определения этих доходов, или одного процента чистой прибыли, полученной банком за предыдущий финансовый год, или 0,1 процента совокупного капитала банка согласно приложению к настоящему Положению.


29. В случае выявления совершения небанковскими кредитными организациями нарушений, указанных в части первой статьи 28 Закона Республики Узбекистан "О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности", Центральный банк вправе взыскать штраф в размере до пяти процентов собственного капитала небанковской кредитной организации в соответствии с приложением к настоящему Положению.


30. Штраф исчисляется в национальной валюте Республики Узбекистан.

Центральный банк направляет в банк и (или) небанковскую кредитную организацию выписку из решения Комитета банковского надзора о взыскании штрафа, письмо с указанием размера штрафа, срока уплаты и реквизитов соответствующего счета Центрального банка. При этом срок уплаты штрафа не должен быть меньше срока подачи апелляции в Апелляционный совет.

В случае неуплаты банком и (или) небанковской кредитной организацией штрафа в указанный в письме срок, Центральный банк взыскивает штраф:

с корреспондентского счета банка в Центральном банке без акцепта;

с небанковской кредитной организации в порядке, установленном законодательством.


31. Центральный банк может применить в отношении банка и (или) небанковской кредитной организации иные меры и санкции, кроме взыскания штрафа, в случае:

если применение штрафов не повлияло на исправление банком и (или) небанковской кредитной организацией пруденциальных нормативов и нарушение совершалось на постоянной основе (три и более раза в течение одного года);

если взыскание суммы штрафа может привести к существенному ухудшению финансового состояния банка и (или) небанковской кредитной организации, в том числе к невозможности своевременного выполнения банком и (или) небанковской кредитной организацией своих обязательств перед клиентами или угрожать интересам вкладчиков и кредиторов;

если порядок и сроки осуществления в течение текущего года операций, установленных нормативно-правовыми актами Центрального банка, по одному виду финансовой операции нарушались три и более раза в течение одного года.



ГЛАВА 6. УСТАНОВЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ И (ИЛИ) ЗАПРЕТОВ

НА ВЫПЛАТУ ДИВИДЕНДОВ И (ИЛИ) ПРОЦЕНТОВ

ПО СУБОРДИНИРОВАННЫМ ДОЛГАМ


32. Центральный банк вправе установить в отношении банков ограничение и (или) запрет на выплату дивидендов и (или) процентов по субординированным долгам на срок до шести месяцев в следующих случаях:

при несоответствии пруденциальных нормативов требованиям, установленным Центральным банком, или наличии риска нарушения пруденциальных нормативов вследствие такого распределения либо выплаты процентов;

при возникновении у банка

...