Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.04.2024 г. N ПП-147 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности творческих школ"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

01.04.2024 г.

N ПП-147



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ШКОЛ


В целях отбора, воспитания и развития таланта творческой молодежи, увлекающейся художественной литературой и другими творческими сферами, подготовки в будущем достойных кадров для узбекской литературы и искусства, средств массовой информации, воспитания нового поколения представителей творчества, преданных национальному самосознанию, Родине и народу:


1. Установить, что начиная с 2024/2025 учебного года в творческих школах системы Агентства специализированных образовательных учреждений (далее - творческие школы):

проводятся мастер-классы с участием общественно и творчески активных литераторов и общественных деятелей, пользующихся уважением среди широкой общественности;

единовременный платеж, выплачиваемый за проведенные мастер-классы, осуществляется за счет Фонда поддержки одаренной молодежи при Агентстве специализированных образовательных учреждений, а расходы, связанные с их служебными командировками, - Союзом писателей Узбекистана;

в целях художественного перевода на узбекский язык лучших произведений мировой литературы организуется деятельность клубов "Молодые переводчики";

в целях изучения классической литературы, в том числе богатого научного наследия джадидов-просветителей, оставивших глубокий след в истории Родины, организуются уроки "Текстоведение" в рамках действующего опорного учебного плана;

налаживается практика издания два раза в год сборников учащихся под наименованием "Ижод богидан гулдаста";

в целях развития у учащихся нравственного, социально-эмоционального и эстетического вкуса на базе предмета "Изобразительное искусство и черчение" внедряется предмет "Искусство" ("ART");

в целях поддержки интересов учащихся в направлении искусственного интеллекта и робототехники и формирования в них навыков изобретательства в 7-9-х классах в рамках предмета "Технология" осуществляется обучение основам робототехники;

квалификационные категории педагогических кадров, преподающих предмет "Изобразительное искусство и черчение" и "Музыка", распространяются также на предмет "Искусство" ("ART"), квалификационные категории педагогических кадров, преподающих предмет "Информатика и информационные технологии", - на предмет "Технология";

проводятся практические занятия по обучению учащихся творческих школ коммерциализации результатов своей творческой деятельности, в частности в социальных сетях и на онлайн-платформах.


2. Одобрить предложение Министерства дошкольного и школьного образования и Союза писателей Узбекистана о проведении начиная с 2024/2025 учебного года смотра-конкурса среди учащихся общеобразовательных средних учреждений, направленного на отбор творческой молодежи в области художественной литературы и искусства.

Определить, что:

смотр-конкурс проводится ежегодно на районном (городском) и областном этапах;

учащиеся 6-х классов, занявшие призовые 1-е, 2-е и 3-е места на областном этапе конкурса, принимаются на учебу в творческие школы без экзаменов в рамках общих параметров приема;

расходы, связанные с организацией и проведением конкурса, осуществляются за счет Фонда поддержки одаренной молодежи при Агентстве специализированных образовательных учреждений.


3. Министерству дошкольного и школьного образования (Умарова Х.):

а) совместно с Союзом писателей Узбекистана (Саидов С.) в целях развития творческих способностей и обеспечения занятости учащихся наладить взаимное сотрудничество между творческими школами и творческими организациями;

б) с 1 сентября 2024 года внедрить практические занятия по обучению учащихся 10-х и 11-х классов творческих школ профессиям, в соответствии с которыми осуществляется подготовка учащихся:

совместно с Агентством культурного наследия (Абдикаримов Б.) - к профессиям гида, редактора и помощника реставратора;

совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (Джурабаев А.) - к профессиям помощника режиссера на теле- и радиоканалах, ассистента режиссера звукозаписи, помощника редактора, а также репортера;

совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.) - к профессиям редактора и дизайнера в печатных изданиях;

совместно с Национальной библиотекой Узбекистана имени Алишера Навои и ее филиалами в регионах - к профессиям в области сканирования и оцифровки, а также обработки оцифрованных ресурсов;

совместно с Министерством культуры (Назарбеков О.) - к профессиям искусствоведа в театрах, актерского искусства, режиссуры, в сфере народного творчества.

Установить, что занятия по обучению профессиям проводятся в рамках учебных часов и (или) внеурочных занятий, выделенных на действующий опорный учебный план.


4. Союзу писателей Узбекистана (Саидов С.) ежегодно:

принимать меры по изданию сборника творческих работ минимум двух учащихся каждой творческой школы в рамках проекта "Менинг биринчи китобим" ("Моя первая книга");

обеспечить участие в традиционном Зааминском семинаре минимум 5 талантливых учащихся из каждой творческой школы.

Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.) обеспечить каждую творческую школу комплектом книг "Туркий адабиётлар дурдоналари", состоящим из 100 томов.


5. Прикрепить творческие школы к высшим образовательным учреждениям и посольствам Республики Узбекистан в зарубежных государствах, указанным в приложении N 1.

Нижеследующим:

а) высшим образовательным учреждениям, указанным в приложении N 1:

до 1 мая 2024 года создать в прикрепленных творческих школах отделений кафедр высших образовательных учреждений по таким направлениям, как "язык", "литература" и "иностранные языки";

до 1 сентября 2024 года на основе традиции "наставник - ученик" принять меры по повышению профессионального и научно-творческого мастерства учащихся творческих школ;

начиная с 2024/2025 учебного года ежегодно организовывать смотры-конкурсы и предметные олимпиады, посвященные представителям творчества, внесшим огромный вклад в развитие сферы;

организовывать для учащихся творческих школ культурно-просветительские вечера, мастер-классы и творческие встречи, направленные на широкую пропаганду национальных ценностей и традиций;

б) посольствам Республики Узбекистан в зарубежных государствах, указанным в приложении N 1:

до 1 сентября 2024 года привлечь в каждую творческую школу минимум по два специалиста по иностранному языку;

оказывать содействие творческим школам в осуществлении программ обмена учащимися с международными школами зарубежных государств;

в течение 2024-2025 годов организовать повышение квалификации минимум 50 преподавателей творческих школ в зарубежных передовых образовательных учреждениях;

привлекать преподавателей и учащихся творческих школ к участию в международных конференциях, симпозиумах, предметных олимпиадах, конкурсах, специализированных выставках в разных направлениях;

до 1 сентября 2024 года принять меры по пополнению библиотечного фонда творческих школ зарубежной литературой, а также оказывать содействие им в установлении связей с ведущими зарубежными информационными библиотеками.

Установить, что меры, предусмотренные в подпункте "а" настоящего пункта, финансируются за счет внебюджетных средств соответствующего высшего образовательного учреждения, мероприятия, предусмотренные в подпункте "б", - за счет средств Фонда развития органов дипломатической службы Республики Узбекистан Министерства иностранных дел.


6. Утвердить:

Целевые показатели развития творческих школ, направленные на улучшение качества образовательно-воспитательного процесса и внеурочных занятий в творческих школах, системную организацию повышения потенциала педагогических кадров, согласно приложению N 2;

"Дорожную карту" по эффективной организации деятельности творческих школ и повышению результативности качества образования согласно приложению N 3.

Возложить на директора Агентства специализированных образовательных учреждений Уббиева А.Т. персональную ответственность за достижение целевых показателей.


7. Министерству дошкольного и школьного образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


8. Возложить на министра дошкольного и школьного образования Умарову Х.У. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Контроль за исполнением настоящего постановления, осуществление координации за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 01.04.2024 г. N ПП-147



ПЕРЕЧЕНЬ

высших образовательных учреждений

и посольств Республики Узбекистан в зарубежных

государствах, прикрепленных к творческим школам

в системе Агентства специализированных

образовательных учреждений


  

N

Творческие школы

Высшие образовательные учреждения

Посольства Республики Узбекистан

в зарубежных государствах

1.

Творческая школа имени Халимы Худойбердиевой

Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы имени А. Навои,

Узбекский государственный университет мировых языков


Посольство Республики Узбекистан в Китайской Народной Республике


2.

Творческая школа имени Хамида Алимджана и Зульфии

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека,

Государственная консерватория Узбекистана


Посольство Республики Узбекистан в Великобритании

3.

Творческая школа имени Ибрагима Юсупова

Каракалпакский государственный университет имени Бердаха,

Государственная академия хореографии Узбекистана


Посольство Республики Узбекистан в Федеративной Республике Германия


4.

Творческая школа имени Мухаммада Юсуфа

Андижанский государственный институт иностранных языков,

Государственный институт искусств и культуры Узбекистана


Посольство Республики Узбекистан в Японии

5.

Творческая школа имени Абдуллы Орипова

Каршинский государственный университет,

Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби


Посольство Республики Узбекистан в Соединенных Штатах Америки


6.

Творческая школа имени Исхокхона Ибрата

Наманганский государственный университет,

Наманганский государственный институт иностранных языков


Посольство Республики Узбекистан в Республике Корея

7.

Творческая школа имени Эркина Вохидова

Ферганский государственный университет,

Государственный институт искусств и культуры Узбекистана


Посольство Республики Узбекистан во Французской Республике


8.

Творческая школа имени Мухаммада Ризо Огахи

Ургенчский государственный университет,

Ташкентский государственный университет востоковедения


Посольство Республики Узбекистан в Турецкой Республике

9.

Творческая школа имени Абдуллы Кадыри

Ташкентский государственный университет востоковедения,

Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода


Посольство Республики Узбекистан в Объединенных Арабских Эмиратах


    





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 01.04.2024 г. N ПП-147



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

развития творческих школ


    

N

Наименование показателей

Единица измерения

По годам

2024

2025

2026

2027

  

I. МЕРОПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ТВОРЧЕСКИМИ ШКОЛАМИ

 

1.

Внедрение в творческих школах обучения второму иностранному языку.

В процентах

(относительно общего количества творческих школ)


75

100

100

100

2.

Увеличение в творческих школах доли преподавателей, имеющих международные сертификаты (IELTS, SEFR, TOEFL и другие).


В процентах

(относительно общей численности преподавателей иностранного языка)


50

65

75

85

3.

Увеличение доли выпускников, имеющих сертификат уровня B2 и B2+ на основе требований CEFR по иностранным языкам.


В процентах

(относительно общей численности выпускников)


50

60

70

80

4.

Увеличение доли выпускников, имеющих сертификат уровня B2 и B2+ на основе требований CEFR после изучения второго иностранного языка.


В процентах

(относительно общей численности выпускников)


-

-

5

10

5.

Увеличение доли преподавателей высшей категории среди преподавателей, осуществляющих деятельность в творческих школах.


В процентах

(относительно общей численности преподавателей)


55

60

65

70

6.

Увеличение доли воспитателей с высшим образованием среди воспитателей, осуществляющих деятельность в творческих школах.


В процентах

(относительно общей численности воспитателей)


93

95

97

100

7.

Увеличение доли преподавателей, имеющих национальные сертификаты по уровню знания предмета "узбекский язык и литература".


В процентах

(относительно общей численности преподавателей родного языка)


30

40

55

65

8.

Увеличение численности выпускников творческих школ, имеющих национальные сертификаты по уровню знания предмета "узбекский язык и литература".


В процентах

(относительно общей численности выпускников)


20

30

40

50

9.

Создание в творческих школах драматических клубов.


Количество школ


5

9

9

9

10.

Увеличение охвата учащихся современными кружками в творческих школах.


В процентах

(относительно общей численности учащихся)


30

40

50

60

11.

Завоевание призовых мест на региональном (третьем) этапе Республиканской предметной олимпиады.

(Учитывается исходя из статуса международных онлайн- и офлайн-олимпиад)


В процентах

(относительно общей численности участников)


10

12

15

18

12.

Преобразование в формат аудиокниги избранных произведений узбекской классической и мировой литературы (100 наименований).


Единиц


25

45

70

100

  

II. МЕРОПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПРИКРЕПЛЕННЫМИ

ВЫСШИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

 

13.

Увеличение охвата учащихся предметными олимпиадами и смотрами-конкурсами, проводимыми высшими образовательными учреждениями.


В процентах

(относительно общей численности учащихся)

10

15

20

25

   

III. МЕРОПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ СОЮЗОМ ПИСАТЕЛЕЙ

  

14.

Издание сборников творческих работ учащихся.


Единиц

9

18

18

18

15.

Формирование базы учащихся - юных литераторов, обучающихся в 3-10-х классах общеобразовательных школ.


Человек

2 000

3 000

4 000

6 000

16.

Проведение творческих смотров-конкурсов среди учащихся общеобразовательных школ.


Единиц

2

2

3

4

17.

Рассмотрение на художественном совете творческих работ учащихся творческих школ и подготовка заключения.


Единиц

9

12

14

19

   





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 01.04.2024 г. N ПП-147



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по эффективной организации деятельности

творческих школ и повышению результативности

качества образования

   

N

Меры

Механизм реализации

Срок

исполнения

Источник

финансирования

Ответственные

за исполнение

1.

Совершенствование Положения о творческих школах.

Разработка проекта постановления Правительства, предусматривающего утверждение Положения о творческих школах в системе Агентства специализированных образовательных учреждений. При этом предусмотреть утверждение:

проекта Положения о творческих школах;

проекта Концепции развития деятельности творческих школ до 2030 года.


Август

2024 года

-

Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Министерство юстиции (А. Тошкулов)

2.

Совершенствование системы дополнительного стимулирования труда работников, осуществляющих деятельность в творческих школах.

1. Разработка порядка использования средств, выделенных Фонду стимулирования работников творческих школ.


Май

2024 года


-

Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Министерство экономики и финансов (О. Фозилкаримов), Министерство юстиции (А. Тошкулов)

2. Внедрение в практику усовершенствованной системы оплаты труда административно-управленческих, педагогических, учебно-вспомогательных, технических и обслуживающих работников творческих школ.


Сентябрь

2024 года


3.

Утверждение типового штатного расписания творческих школ.

1. Анализ действующего штатного расписания, а также разработка и утверждение типовых штатных расписаний творческих школ в новой редакции.


Декабрь

2024 года


-

Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Министерство экономики и финансов (О. Фозилкаримов), Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Мусаев)


2. Внедрение в практику типового штатного расписания творческих школ.


Январь

2025 года


4.

Обеспечение творческой школы имени Ибрагима Юсупова учебниками и учебными пособиями по предметам специализации на каракалпакском языке.

1. Формирование авторских групп в целях создания нового поколения учебников и учебных пособий на каракалпакском языке.


Май

2024 года


Средства Фонда поддержки одаренной молодежи

Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев)

2. Поэтапная разработка, регулярное совершенствование нового поколения учебников и учебных пособий с изучением зарубежного опыта.


Начиная с

2025 года


3. Поэтапное обеспечение творческой школы учебниками на каракалпакском языке, подготовленными на основе международных требований.


Начиная с

2025/2026

учебного года


5.

Проведение среди учащихся 6-х классов общеобразовательных средних школ смотров-конкурсов, направленных на выявление одаренных детей в области художественной литературы и искусства.

1. Разработка и утверждение порядка проведения смотров-конкурсов, направленных на выявление одаренных учащихся в области литературы и искусства. При этом предусмотреть:

проведение ежегодно районных (городских) и областных этапов;

прием учащихся, завоевавших призовые места (1-е, 2-е, 3-е места) на областном этапе конкурса, в творческие школы без вступительных экзаменов в рамках общих параметров приема.


Октябрь

2024 года


Средства Фонда поддержки одаренной молодежи

Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Союз писателей Узбекистана (С. Саидов)


2. Организация смотров-конкурсов на высоком уровне, достойное награждение победителей.



3. Исходя из результатов конкурса создание базы юных одаренных учащихся в области литературы и искусства.


Начиная с

2025 года


6.

Системная организация проведения в творческих школах мастер-классов с участием общественно и творчески активных литераторов и общественных деятелей, пользующихся уважением среди широкой общественности.

1. Разработка порядка проведения мастер-классов.


2. Определение требований, предъявляемых к лицам, проводящим мастер-классы.


3. Отбор лиц, ведущих мастер-классы.


Август

2024 года


Средства Союза писателей Узбекистана и Фонда поддержки одаренной молодежи

Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Союз писателей Узбекистана  (С. Саидов)

4. Проведение мастер-классов на системной основе.


Сентябрь

2024 года


7.

Налаживание системы регулярной публикации творческих работ учащихся творческих школ.

1. Определение порядка издания творческих работ учащихся.


Май

2024 года


Средства Союза писателей Узбекистана и Фонда поддержки одаренной молодежи

Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Союз писателей Узбекистана (С. Саидов)

2. Формирование рабочей группы по сбору и редакции творческих работ учащихся.


Ноябрь

2024 года


3. Издание сборника творческих работ учащихся.


Ежегодно


8.

Формирование здоровой конкуренции среди творческих школ.

1. Разработка и утверждение критериев и порядка оценки результативности деятельности творческих школ.


Май

2024 года


Средства Фонда поддержки одаренной молодежи

Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев)

2. Определение рейтинга творческих школ исходя из результативности их деятельности.


Ежегодно

август


3. Внедрение системы стимулирования руководителей творческих школ, показавших наилучший результат по рейтингу.


Начиная с

2024/2025

учебного года


9.

Приведение образовательных процессов творческих школ в соответствие с требованиями международных образовательных организаций.

1. Изучение требований международных образовательных организаций с созданием рабочей группы.


Май

2024 года


Средства Фонда поддержки одаренной молодежи

Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев)

2. Исходя из итогов изучения определение творческих школ, образовательные процессы которых будут приведены в соответствие с требованиями международных образовательных организаций, а также проведение переговоров с соответствующими международными образовательными организациями.


Август

2024 года


3. Поэтапное приведение образовательных процессов творческих школ в соответствие с международными требованиями.


2024-2030 годы


10.

Обучение учащихся творческих школ коммерциализации своей творческой деятельности.

1. Разработка плана обучения учащихся творческих школ коммерциализации своей творческой деятельности и определение ответственных.


Май

2024 года


-

Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Агентство по делам молодежи (А. Саъдуллаев)

2. Организация практических занятий для учащихся на основе плана.

При этом предусмотреть коммерциализацию творческой деятельности учащихся в социальных сетях и на онлайн-видеоплатформах.


Начиная с

мая 2024 года


    


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 апреля 2024 г.