Указ Президента Республики Узбекистан от 05.05.2025 г. N УП-76 "О дополнительных мерах по обеспечению качества образования и совершенствованию системы оказания образовательных услуг"
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
05.05.2025 г.
N УП-76
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В целях внедрения системы оценки учебных и научно-исследовательских процессов в образовательных организациях на основе международных стандартов, а также повышения качества подготовки кадров ПОСТАНОВЛЯЮ:
I. Цель
1. Основной целью настоящего Указа является определение механизмов внешней оценки деятельности образовательных и научно-исследовательских организаций и повышение качества оказываемых образовательных услуг.
II. Реформирование системы внешней оценки качества образования
2. Образовать Национальное агентство обеспечения качества образования при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее - Агентство) на базе Проектного офиса "Центр проектов в сфере образования".
Определить, что Агентство является специальным полномочным государственным органом по осуществлению внешнего контроля качества среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования, а также в сферах переподготовки и повышения квалификации кадров, оценки квалификаций.
3. Утвердить:
Основные направления деятельности Национального агентства обеспечения качества образования согласно приложению N 1*;
Порядок организации деятельности Национального агентства обеспечения качества образования согласно приложению N 2*.
III. Обеспечение качества образования
4. Определить, что Агентство осуществляет внешнюю оценку качества образования в следующих формах:
(а) проведение комплексной и специальной государственной аккредитации организаций среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования, а также переподготовки и повышения квалификации кадров (далее - образовательные организации) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. При этом:
(i) комплексная государственная аккредитация проводится каждые 5 лет на основе результатов внешней оценки образовательных организаций;
(ii) специальная государственная аккредитация проводится по налаживаемым образовательным программам подготовки кадров перед началом учебного процесса;
(б) проведение внеочередного изучения на основе риск-анализа (обращений и недостатков, выявленных в результате опросов, материалов средств массовой информации, социальных сетей и иной достоверной информации) образовательных организаций. При этом:
(i) в случае выявления недостатков в процессе риск-анализа Агентство вносит об этом представление в образовательную организацию и устанавливает сроки устранения недостатков;
(ii) неустранение недостатков в установленные сроки является основанием для проведения внеочередной комплексной государственной аккредитации образовательной организации, о котором уведомляется Министерство высшего образования, науки и инноваций.
При этом устранение недостатков, указанных в представлении Агентства по результатам государственной аккредитации и риск-анализа, является обязательным для образовательных организаций;
(в) ведение национального рейтинга образовательных организаций на основе сравнительного сопоставления качества их образовательно-воспитательного и научно-исследовательского процессов;
(г) проведение Общенационального опроса работодателей для оценки знаний и навыков выпускников образовательных организаций, а также изучения их соответствия требованиям современного рынка труда;
(д) проведение Общенационального опроса студентов для изучения мнения учащихся и студентов образовательных организаций о качестве образования.
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
(а) государственная аккредитация образовательных организаций проводится на платной основе и средства, поступившие от аккредитации, направляются на покрытие расходов, связанных с ее проведением (включая оплату труда привлеченных специалистов);
(б) Агентство определяет требования, предъявляемые к международным, зарубежным и негосударственным аккредитационным организациям, которым предоставляется право на осуществление деятельности на территории республики, а также ведет их реестр. При этом проведение аккредитации образовательных программ со стороны учреждений, включенных в данный реестр, носит рекомендательный характер;
(в) в период проведения комплексной государственной аккредитации образовательной организации также проводится специальная государственная аккредитация направлений и специальностей образования этой организации, не имевших выпускников и аккредитация которых не проводилась до 2025 года;
(г) непрохождение образовательной организацией комплексной государственной аккредитации либо неустранение ею в установленные сроки недостатков, выявленных в процессе проведения аккредитации, расценивается как грубое нарушение лицензионных требований и условий, что является основанием для внесения Агентством представления в Министерство высшего образования, науки и инноваций для решения вопроса аннулирования лицензии;
(д) в случае, если грубые нарушения, выявленные по определенной образовательной программе по результатам комплексной государственной аккредитации, не устранены в установленные сроки, продолжение учебной деятельности по данной образовательной программе, а также осуществление приема не допускается;
(е) перевод учебы студентов, обучающихся в образовательной организации, лицензия которой аннулирована, либо по образовательной программе, аккредитация которой аннулирована, на соответствующие и профильные направления и специальности образования государственных и негосударственных образовательных организаций осуществляется Министерством высшего образования, науки и инноваций в установленном порядке.
IV. Организация оказания образовательных услуг
6. Определить, что с 1 июля 2025 года организация деятельности создаваемых новых образовательных организаций осуществляется в два этапа:
(а) на первом этапе организации среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования для начала своей деятельности лицензируются в установленном порядке, организации переподготовки и повышения квалификации кадров - создаются в порядке уведомления;
(б) на втором этапе проводится специальная государственная аккредитация налаживаемых образовательных программ (профессий, направлений образования, специальностей, специализаций, курсов) подготовки кадров образовательных организаций. При этом:
(i) прием на учебу по образовательным программам, которые не прошли специальную государственную аккредитацию, не допускается;
(ii) осуществление процесса приема в случае, когда специальная государственная аккредитация не проводилась, расценивается как грубое нарушение лицензионных требований и условий и является основанием для аннулирования выданной лицензии (приостановления деятельности) образовательной организации.
7. Установить, что:
(а) начиная с 2025/2026 учебного года прием на учебу по заочной форме обучения прекращается, при этом квоты приема по альтернативным формам обучения, кроме очной формы обучения, поэтапно увеличиваются;
(б) начиная с 2025/2026 учебного года:
(i) в высших образовательных организациях не допускается превышать общую квоту приема по альтернативным формам обучения 50 процентов результатов приема по очной форме обучения;
(ii) в магистратуре разрешается подготовка научно-педагогических кадров по альтернативным формам обучения;
(iii) в высших образовательных организациях разрешается организация обучения по оптимизированной очной форме образования (part-timeeducation) на основе кредитно-модульной системы;
(iv) прием студентов по альтернативным формам обучения свыше установленной нормы расценивается как грубое нарушение лицензионных требований и условий и является основанием для аннулирования лицензии;
(в) независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в структуре каждой образовательной организации в рамках общих штатных единиц создаются отделы внутреннего контроля качества образования, ответственные за осуществление внутреннего аудита качества образования.
V. Организация, обеспечение и контроль исполнения Указа
8. Утвердить "Дорожную карту" по реализации приоритетных направлений совершенствования системы обеспечения качества образования согласно приложению N 3*.
9. Министерству высшего образования, науки и инноваций:
(а) в месячный срок за счет внебюджетных средств Министерства, на основе представленных Агентством расчетов, обеспечить Агентство необходимыми мебелью, оборудованием и компьютерными средствами;
б) в двухмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Департамента социального развития Администрации Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения приводятся на узбекском языке.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 мая 2025 г.

Бизнинг Facebook
Телеграм канали @uz_buxgalter