Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Указ Президента Республики Узбекистан от 05.05.2025 г. N УП-76 "О дополнительных мерах по обеспечению качества образования и совершенствованию системы оказания образовательных услуг"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.05.2025 г.

N УП-76



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ



В целях внедрения системы оценки учебных и научно-исследовательских процессов в образовательных организациях на основе международных стандартов, а также повышения качества подготовки кадров ПОСТАНОВЛЯЮ:


I. Цель


1. Основной целью настоящего Указа является определение механизмов внешней оценки деятельности образовательных и научно-исследовательских организаций и повышение качества оказываемых образовательных услуг.


II. Реформирование системы внешней оценки качества образования


2. Образовать Национальное агентство обеспечения качества образования при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее - Агентство) на базе Проектного офиса "Центр проектов в сфере образования".

Определить, что Агентство является специальным полномочным государственным органом по осуществлению внешнего контроля качества среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования, а также в сферах переподготовки и повышения квалификации кадров, оценки квалификаций.


3. Утвердить:

Основные направления деятельности Национального агентства обеспечения качества образования согласно приложению N 1*;

Порядок организации деятельности Национального агентства обеспечения качества образования согласно приложению N 2*.


III. Обеспечение качества образования


4. Определить, что Агентство осуществляет внешнюю оценку качества образования в следующих формах:

(а) проведение комплексной и специальной государственной аккредитации организаций среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования, а также переподготовки и повышения квалификации кадров (далее - образовательные организации) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. При этом:

(i) комплексная государственная аккредитация проводится каждые 5 лет на основе результатов внешней оценки образовательных организаций;

(ii) специальная государственная аккредитация проводится по налаживаемым образовательным программам подготовки кадров перед началом учебного процесса;

(б) проведение внеочередного изучения на основе риск-анализа (обращений и недостатков, выявленных в результате опросов, материалов средств массовой информации, социальных сетей и иной достоверной информации) образовательных организаций. При этом:

(i) в случае выявления недостатков в процессе риск-анализа Агентство вносит об этом представление в образовательную организацию и устанавливает сроки устранения недостатков;

(ii) неустранение недостатков в установленные сроки является основанием для проведения внеочередной комплексной государственной аккредитации образовательной организации, о котором уведомляется Министерство высшего образования, науки и инноваций.

При этом устранение недостатков, указанных в представлении Агентства по результатам государственной аккредитации и риск-анализа, является обязательным для образовательных организаций;

(в) ведение национального рейтинга образовательных организаций на основе сравнительного сопоставления качества их образовательно-воспитательного и научно-исследовательского процессов;

(г) проведение Общенационального опроса работодателей для оценки знаний и навыков выпускников образовательных организаций, а также изучения их соответствия требованиям современного рынка труда;

(д) проведение Общенационального опроса студентов для изучения мнения учащихся и студентов образовательных организаций о качестве образования.


5. Установить порядок, в соответствии с которым:

(а) государственная аккредитация образовательных организаций проводится на платной основе и средства, поступившие от аккредитации, направляются на покрытие расходов, связанных с ее проведением (включая оплату труда привлеченных специалистов);

(б) Агентство определяет требования, предъявляемые к международным, зарубежным и негосударственным аккредитационным организациям, которым предоставляется право на осуществление деятельности на территории республики, а также ведет их реестр. При этом проведение аккредитации образовательных программ со стороны учреждений, включенных в данный реестр, носит рекомендательный характер;

(в) в период проведения комплексной государственной аккредитации образовательной организации также проводится специальная государственная аккредитация направлений и специальностей образования этой организации, не имевших выпускников и аккредитация которых не проводилась до 2025 года;

(г) непрохождение образовательной организацией комплексной государственной аккредитации либо неустранение ею в установленные сроки недостатков, выявленных в процессе проведения аккредитации, расценивается как грубое нарушение лицензионных требований и условий, что является основанием для внесения Агентством представления в Министерство высшего образования, науки и инноваций для решения вопроса аннулирования лицензии;

(д) в случае, если грубые нарушения, выявленные по определенной образовательной программе по результатам комплексной государственной аккредитации, не устранены в установленные сроки, продолжение учебной деятельности по данной образовательной программе, а также осуществление приема не допускается;

(е) перевод учебы студентов, обучающихся в образовательной организации, лицензия которой аннулирована, либо по образовательной программе, аккредитация которой аннулирована, на соответствующие и профильные направления и специальности образования государственных и негосударственных образовательных организаций осуществляется Министерством высшего образования, науки и инноваций в установленном порядке.


IV. Организация оказания образовательных услуг


6. Определить, что с 1 июля 2025 года организация деятельности создаваемых новых образовательных организаций осуществляется в два этапа:

(а) на первом этапе организации среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования для начала своей деятельности лицензируются в установленном порядке, организации переподготовки и повышения квалификации кадров - создаются в порядке уведомления;

(б) на втором этапе проводится специальная государственная аккредитация налаживаемых образовательных программ (профессий, направлений образования, специальностей, специализаций, курсов) подготовки кадров образовательных организаций. При этом:

(i) прием на учебу по образовательным программам, которые не прошли специальную государственную аккредитацию, не допускается;

(ii) осуществление процесса приема в случае, когда специальная государственная аккредитация не проводилась, расценивается как грубое нарушение лицензионных требований и условий и является основанием для аннулирования выданной лицензии (приостановления деятельности) образовательной организации.


7. Установить, что:

(а) начиная с 2025/2026 учебного года прием на учебу по заочной форме обучения прекращается, при этом квоты приема по альтернативным формам обучения, кроме очной формы обучения, поэтапно увеличиваются;

(б) начиная с 2025/2026 учебного года:

(i) в высших образовательных организациях не допускается превышать общую квоту приема по альтернативным формам обучения 50 процентов результатов приема по очной форме обучения;

(ii) в магистратуре разрешается подготовка научно-педагогических кадров по альтернативным формам обучения;

(iii) в высших образовательных организациях разрешается организация обучения по оптимизированной очной форме образования (part-timeeducation) на основе кредитно-модульной системы;

(iv) прием студентов по альтернативным формам обучения свыше установленной нормы расценивается как грубое нарушение лицензионных требований и условий и является основанием для аннулирования лицензии;

(в) независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в структуре каждой образовательной организации в рамках общих штатных единиц создаются отделы внутреннего контроля качества образования, ответственные за осуществление внутреннего аудита качества образования.


V. Организация, обеспечение и контроль исполнения Указа


8. Утвердить "Дорожную карту" по реализации приоритетных направлений совершенствования системы обеспечения качества образования согласно приложению N 3*.


9. Министерству высшего образования, науки и инноваций:

(а) в месячный срок за счет внебюджетных средств Министерства, на основе представленных Агентством расчетов, обеспечить Агентство необходимыми мебелью, оборудованием и компьютерными средствами;

б) в двухмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Департамента социального развития Администрации Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



*) Приложения приводятся на узбекском языке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 мая 2025 г.