Указ Президента Республики Узбекистан от 18.12.2025 г. N УП-252 "О дополнительных мерах дальнейшего совершенствования деятельности по государственному аудиту и финансовому контролю"
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
18.12.2025 г.
N УП-252
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
АУДИТУ И ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ
В целях повышения в стране результативности реформ и эффективности направляемых на их реализацию бюджетных средств, средств государственного внешнего долга, применения передового зарубежного опыта, расширения масштаба цифровизации в сфере для дальнейшего усиления контроля за бюджетными расходами государственных органов и организаций, а также создания системы подготовки квалифицированных кадров в сфере для повышения качества государственного аудита и финансового контроля ПОСТАНОВЛЯЮ:
I. Цели
1. Определить основными задачами совершенствования деятельности по государственному аудиту и финансовому контролю:
(а) совершенствование гармонизированной с интересами страны национальной системы государственного аудита на основе международных стандартов и передового зарубежного опыта, а также расширение международного сотрудничества;
(б) подготовку предложений по предупреждению случаев нарушения закона и устранению системных проблем путем цифровизации деятельности по государственному аудиту и финансовому контролю и внедрения технологий искусственного интеллекта;
(в) подготовку компетентных и квалифицированных кадров в направлении государственного аудита.
II. Расширение международного сотрудничества
2. В целях повышения качества и эффективности деятельности Счетной палаты в соответствии с международными стандартами, а также поднятия ее авторитета на международном уровне путем укрепления связей с международными организациями внедрить с 1 января 2026 года практику проведения внешней оценки деятельности Счетной палаты не реже одного раза в каждые 5 лет.
3. Определить, что:
(а) внешняя оценка деятельности Счетной палаты проводится:
(i) на основе методологий Международной организации высших органов аудита (INTOSAI) и других признанных на международном уровне организаций;
(ii) в рамках соглашений высшими органами аудита международных организаций или зарубежных государств;
(iii) на условиях организации процессов независимой оценки, представления всех данных о деятельности (за исключением связанных с государственными секретами), публикации результатов для общественности;
(б) на основе результатов внешней оценки принимается Стратегия развития деятельности Счетной палаты на среднесрочный период.
4. В целях повышения эффективности привлечения средств международных финансовых институтов, расширения возможностей участия в процессах аудита на международном уровне разрешить Счетной палате внедрение практики проведения:
(а) финансового аудита проектов, реализуемых в нашей стране, на основе обращений (инициатив) и технических заданий международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций за счет их средств;
(б) аудита деятельности, проектов и программ международных организаций посредством участия в конкурсах либо взаимных соглашений;
(в) совместно с высшими органами аудита зарубежных государств или международными аудиторскими организациями:
(i) параллельного аудита, выполняемого отдельно с условием обмена результатами по вопросам в рамках своих полномочий;
(ii) совместного аудита, выполняемого по вопросам в рамках своих полномочий на основе единой программы и по которому принимается единый итоговый документ.
III. Цифровизация деятельности по государственному аудиту и финансовому контролю
5. Наладить с 1 января 2027 года все процессы - начиная от формирования проектов программ развития социальной и производственной инфраструктуры (далее - программы развития) до ввода в эксплуатацию с полной цифровизацией данных процессов. При этом определить:
(а) формирование программ развития в автоматизированной информационной системе "Kapital qo`yilmalar" Министерства экономики и финансов в электронном формате;
(б) осуществление разработки и экспертизы проектно-сметной документации проектов, финансируемых за счет Государственного бюджета, на платформе "Прозрачное строительство";
(в) осуществление согласования счетов-фактур по выполненным работам между заказчиками и подрядчиками в автоматизированной информационной системе "Kapital qo`yilmalar" на основе проектно-сметной документации (предложенных оферт), разработанной на платформе "Прозрачное строительство".
6. Начиная с 1 июля 2026 года:
(а) Комитету по автомобильным дорогам совместно с Агентством космических исследований и технологий внедрить практику мониторинга строительства автомобильных дорог путем сопоставления объемов строительства и финансирования с помощью космических снимков и дронов в рамках данных процессов;
(б) Счетной палате осуществлять контроль за указанными процессами.
7. Установить, что с 1 июня 2026 года:
(а) ведение всех этапов от формирования до достижения конечного результата инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств государственного внешнего долга, осуществляется в автоматизированной информационной системе "Контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов" Министерства инвестиций, промышленности и торговли;
(б) Счетная палата ведет мониторинг проектов, реализуемых посредством автоматизированной информационной системы "Контроль и мониторинг реализации инвестиционных проектов".
8. Утвердить Программу мер по совершенствованию, цифровизации и внедрению технологий искусственного интеллекта в деятельность по государственному аудиту и финансовому контролю согласно приложению N 1*.
IV. Расширение масштаба и повышение эффективности государственного аудита и финансового контроля
9. Внедрить в порядке эксперимента в период с 1 апреля 2026 года по 1 января 2030 года порядок осуществления действенного контроля за целевым и эффективным расходованием средств в государственных органах и организациях, в соответствии с которым:
(а) в государственных органах и организациях, приведенных в перечне согласно приложению N 2*, внедряется деятельность главного инспектора - представителя Счетной палаты;
(б) должности главного инспектора формируется в структуре Счетной палаты за счет сокращения одной штатной единицы управленческого персонала государственных органов и организаций, в которых внедряется настоящий порядок;
(в) главный инспектор осуществляет свои задачи согласно приложению N 3* в государственных органах и организациях на основе утверждаемой годовой программы контрольных работ с учетом его рабочей нагрузки и подотчетен исключительно Счетной палате;
(г) оценка деятельности главного инспектора осуществляется на основе утверждаемых Счетной палатой показателей эффективности деятельности (KPI) и по итогам каждого квартала он отчитывается о своей деятельности перед председателем Счетной палаты;
(д) формы постоянной отчетности о деятельности главного инспектора утверждаются председателем Счетной палаты по согласованию с Администрацией Президента Республики Узбекистан.
10. В целях координации и методического содействия деятельности главных инспекторов образовать в структуре Счетной палаты Сектор контроля эффективности бюджетных расходов государственных органов и организаций.
11. Разрешить Счетной палате проводить оценку эффективности, законности и целесообразности государственных программ, законодательных и управленческих процессов в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами в рамках финансового аудита, аудитов соответствия и эффективности.
V. Внедрение системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере
12. В целях целевой ориентации талантливой молодежи на сферу государственного аудита, обеспечения интеграции образования и научных исследований в данной сфере образовать с 2026/2027 учебного года Высшую школу государственного аудита в Ташкентском государственном экономическом университете в форме направления образования, правовой статус которой приравняется к факультету высшей образовательной организации.
13. Определить, что:
(а) параметры приема по направлению образования государственного аудита формируются на основе предложений заказчиков кадров в порядке, установленном действующим законодательством;
(б) учебные программы направления образования государственного аудита разрабатываются на основе опыта высших образовательных организаций, включенных в топ-300 по сферам рейтингов таких престижных организаций мира, как "Quacquarelli Symonds" (QS) и "Times Higher Education" (THE), и утверждаются по согласованию со Счетной палатой, а также Министерством экономики и финансов.
14. Счетной палате совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций в месячный срок утвердить Программу первоочередных мер по внедрению подготовки кадров в сфере государственного аудита.
15. Внедрить практику проведения двухнедельной стажировки новых работников, принятых на работу в службу аудита государственных органов и организаций, на основе конкретного плана-графика, в следующем порядке:
(а) руководители службы аудита государственных органов и организаций - в Счетной палате;
(б) работники службы аудита государственных органов и организаций - в Министерстве экономики и финансов.
VI. Организация, обеспечение и контроль исполнения Указа
16. Счетной палате совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана организовать работу по широкому освещению целей и задач настоящего Указа, ожидаемых результатов в средствах массовой информации и сети Интернет.
17. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 4.
18. Счетной палате совместно с Министерством экономики и финансов, Министерством юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
19. Возложить на первого заместителя председателя Счетной палаты Абдуллаева М.Р. и заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
20. Контроль за исполнением настоящего Указа, а также осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Хакимова О.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения NN 1 - 3 приводятся на узбекском языке.
к Указу Президента РУз
от 18.12.2025 г. N УП-252
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
вносимые в некоторые акты Президента
Республики Узбекистан
1. В Указе Президента Республики Узбекистан от 27 августа 2021 года N УП-6300 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного финансового контроля":
(а) в абзаце втором пункта 6 слово "финансов" заменить словами "экономики и финансов";
(б) в абзаце первом пункта 8 цифру "110" заменить цифрой "157";
(в) абзац четвертый пункта 13 изложить в следующей редакции:
"Определить, что:
Счетная палата имеет свою эмблему. При этом порядок использования эмблемы определяется председателем Счетной палаты;
на контрольные мероприятия, проводимые Счетной палатой в субъектах предпринимательства, по целевому использованию бюджетных средств бюджетной системы, средств государственного долга, процедуры по проведению проверок в деятельности субъектов предпринимательства не применяются. При этом работники, ответственные за проведение контрольных мероприятий, обязаны заполнить представленную субъектом предпринимательства Книгу регистрации проверок в установленном законодательством порядке (за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иные охраняемые законом тайны).";
(г) в пункте 14 после слов "средств Государственного бюджета Республики Узбекистан" дополнить словами "и иных источников, не запрещенных законодательством";
(д) пункт 15 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"Определить, что сведения в базах данных и информационных системах Счетной палаты, в том числе в других базах данных, используемых в деятельности, предоставляются третьему лицу только по согласованию с владельцем информации (за исключением выявленных недостатков или информации касательно риска-анализа)".
2. В Указе Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2024 года N УП-100 "О дополнительных мерах по усилению финансового контроля за использованием бюджетных средств":
(а) в абзаце третьем подпункта "а" пункта 1 слово "организаций" заменить словом "налогоплательщиков";
(б) в пункте 5:
(i) в абзаце шестом подпункта "а" слово "организаций" заменить словом "налогоплательщиков";
(ii) абзац второй подпункта "в" изложить в следующей редакции:
"Для повышения квалификации работников Счетной палаты наладить их направление на учебу в зарубежные высшие образовательные или научно-исследовательские учреждения, в том числе не реже одного раза в год - на курсы повышения квалификации и учебные курсы в национальных образовательных учреждениях с привлечением иностранных специалистов или организовать их за рубежом.
При этом разрешается сохранение занимаемых в Счетной палате должностей за работниками, направляемыми на учебу в зарубежные высшие образовательные и научно-исследовательские учреждения по специальности магистратуры и докторантуры (с частичным начислением выплат по месячной заработной плате).";
(в) подпункт 5 позиции 1 приложения N 2 признать утратившим силу;
(г) в приложении N 3:
(i) дополнить пунктами 39-1 - 39-14 следующего содержания:
"39-1. Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан
39-2. Агентство эффективности управления при Президенте Республики Узбекистан
39-3. Комитет промышленной, радиационной и ядерной безопасности при Кабинете Министров
39-4. Агентство миграции при Кабинете Министров
39-5. Инспекция по контролю за использованием электроэнергии, нефтепродуктов и газа при Кабинете Министров
39-6. Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров
39-7. Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Кабинете Министров
39-8. Комитет семьи и женщин
39-9. Агентство по противодействию коррупции
39-10. Узбекское агентство по техническому регулированию
39-11. Фонд "Эл-юрт умиди"
39-12. Национальная телерадиокомпания Узбекистана
39-13. Торгово-промышленная палата
39-14. Ассоциация махаллей Узбекистана";
(ii) дополнить пунктами 81-1 - 81-8 следующего содержания:
"81-1. АО "Узэнергосотиш"
81-2. АО "O`zbek geologiya qidiruv"
81-3. ООО "O`zshahar qurilish invest"
81-4. АО "O`zbekko`mir"
81-5. ГУП "Тошкент метрополитени"
81-6. АО "O`zbekgeofizika"
81-7. Предприятия теплоснабжения
81-8. Предприятия тепловых электростанций";
(iii) в абзаце седьмом примечания слова "решением Кабинета Министров" заменить словами "распоряжением руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан".
3. Подпункт "б" пункта 13 Указа Президента Республики Узбекистан от 19 июня 2025 года N УП-95 "О мерах по организации государственной гражданской службы на основе новых подходов и формированию профессионального и направленного на результативность корпуса государственных служащих" дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"При этом с учетом правового статуса и специфики деятельности государственных органов национального уровня разрешается внесение ими ограниченных данных и документов в электронную систему.".
4. Пункт 10 Указа Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2025 года N УП-204 "Об утверждении Стратегии "Цифровая прокуратура - 2030" и мерах по ее эффективной реализации" дополнить подпунктом "в" следующего содержания:
"(в) все виды документов касательно результатов всех мероприятий государственного финансового контроля в программе "Государственный аудит" Счетной палаты, в том числе контрольных мероприятий службы внутреннего аудита, предоставляются органам прокуратуры с прямой интеграцией с единой информационной системой "Tekshiruvlarning yagona elektron reyestri" (без участия межведомственной интеграционной платформы системы "Цифровое правительство").".
5. Приложение N 3 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2016 года N ПП-2691 "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти на местах" изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Постановлению Президента РУз
от 22.12.2016 г. N ПП-2691
ПРЕДЕЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
работников аппарата управления хокимиятов
областей и города Ташкента
N |
Наименование регионов |
Предельная численность управленческого персонала
|
в том числе проектные офисы по разработке и реализации мастер-планов |
По регионам I категории
|
|||
1. |
Андижанская область
|
62 |
4 |
2. |
Кашкадарьинская область
|
70 |
4 |
3. |
Самаркандская область
|
62 |
4 |
4. |
Ташкентская область
|
69 |
4 |
5. |
Ферганская область
|
63 |
4 |
По регионам II категории
|
|||
6. |
Бухарская область
|
62 |
4 |
7. |
Навоийская область
|
61 |
3 |
8. |
Наманганская область
|
63 |
4 |
9. |
Сурхандарьинская область
|
63 |
4 |
10. |
Хорезмская область
|
64 |
4 |
По регионам III категории
|
|||
11. |
Джизакская область
|
59 |
4 |
12. |
Сырдарьинская область
|
58 |
3 |
Вне категории
|
|||
13. |
Город Ташкент
|
104 |
|
Всего
|
855 |
46 |
|
".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 декабря 2025 г.

Бизнинг Facebook
Телеграм канали @uz_buxgalter