Когда лучше «рассекретить» данные бухучета для инвентаризационной комиссии

preview

«Проводим инвентаризацию, все как положено по НСБУ №19. Но вот с завскладом вышли разногласия... Бухгалтер дал ему список имущества – наименования предметов учета без количества – и потребовал посчитать остатки. Завскладом же требует, чтобы список был с количественными данными бухгалтерии, чтобы он на них опирался. Насколько он прав? Как поступить, чтобы не нарушить действующие правила?».

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz разъяснила директор ООО «TRI-S-AUDIT» Светлана ГОЛОСОВА:

– «Главный совет, который можно дать в данной ситуации: не нужно ссориться и ругаться. Инвентаризация для того и проводится, чтобы навести порядок в учете, снять все вопросы по учету активов предприятия.

Что должно быть на листе бумаги, с которым проверяющий идет считать активы, – не прописано ни в одном НПА. Этот вопрос может быть регламентирован внутренними документами организации. Или же решение по нему должны принять члены инвентаризационной комиссии по согласованию с руководителем организации.

Если проверяющие будут работать с пустым листом бумаги, все вроде бы правильно: записывай все, что увидел... Но этот вариант впоследствии будет сопряжен с проблемами, так как один и тот же предмет разные люди могут назвать по-разному. Как бы не пришлось по результатам такой инвентаризации разбирать каждую позицию в инвентаризационном листе.

Поэтому на практике инвентаризационная комиссия работает с инвентаризационным листом-таблицей, в котором приводится список проверяемых активов и напротив каждой позиции есть две графы. Одна – для данных бухучета, другая – для отражения фактических данных, определенных в результате пересчета.

Когда лучше проставить количественные данные согласно бухгалтерскому учету – до или после пересчета остатков?

Решение этого вопроса – за инвентаризационной комиссией и руководством предприятия. Но если эти данные будут проставлены до пересчета, есть большой риск, что проверяющие будут стремиться «подогнать» все данные под данные бухучета. Под угрозой окажутся объективность и достоверность данных.

В идеале по итогам инвентаризации данные бухгалтерского учета и полученные в ходе подсчета остатков должны сойтись. Но такое бывает крайне редко. Обычно обнаруживаются:

  • недостача или излишкиТМЦ;
  • «неучтенка» – активы, которых нет в таблице и, соответственно, в бухучете (они должны быть описаны в конце результатов инвентаризации).

Поэтому в ходе и по результатам проверки инвентаризационная комиссия разбирает все подобные нестыковки. Как правило, для этого привлекаются специалисты, которые могут прояснить ситуацию.

Очень часто случается, что недостачи и «неучтенка» появляются из-за того, что один и тот же актив разные сотрудники называли в своих бумагах по-разному. Так что инвентаризационный лист со списком активов – первый шаг к беспроблемной инвентаризации».


Подготовил Олег ГАЕВОЙ