Если пропустили срок перехода на общеустановленные налоги

preview

В ноябре 2020 года налоговые органы уведомили предприятие о переводе его с 01.01.2020 г. на общеустановленную систему налогообложения – через 10 месяцев после того, как субъект предпринимательства должен был начать платить общеустановленные налоги. Как ему быть в такой ситуации?

Решение этой задачи – сплошная головная боль… О возможных вариантах выхода из ситуации по просьбе buxgalter.uz рассказала налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА:


– «По идее, таких ситуаций возникать не должно: если налогоплательщик по незнанию или умышленно пропустил момент перехода на НДС, – есть налоговые органы, которые контролируют правильность исчисления налогов. Тем не менее на практике случается так, что не имеющие права уплачивать налог с оборота продолжают его платить месяцами.

И, на мой взгляд, Государственный налоговый комитет должен дать официальное разъяснение или утвердить НПА, разъясняющий, что делать в таких ситуациях налогоплательщику. Пока такого документа нет, поэтому невозможно предложить вариант, который бы устраивал всех и не вызывал нареканий с правовой точки зрения.

В этой ситуации одно ясно точно: если наступили обстоятельства, предусмотренные ст. 461 НК, субъект предпринимательства должен платить общеустановленные налоги с того месяца, когда наступило такое обстоятельство. Если этот срок пропущен и налогоплательщик продолжал платить налог с оборота, ему придется исправлять ошибки и доплачивать в бюджет.

Непонятно, как это реализовать на практике, чтобы все прошло через автоматизированные системы налоговых органов (ЭСФ, автозаполнение расчетов НДС и налога с оборота). В данной ситуации можно рассматривать три пути решения задачи.


I
вариант. После того как организация зарегистрируется в качестве плательщика НДС и получит код плательщика НДС, нужно провести работу с контрагентами: сообщить о том, что с такого-то числа вы признаны плательщиком НДС, и предложить заключить допдоговоры, учитывающие это обстоятельство. А потом – выставить корректировочные счета-фактуры.

Этот сценарий практически нереален, если у организации много разных контрагентов. К тому же контрагенты вряд ли будут довольны такой ситуацией, ведь им тоже придется подчищать документы, пересдавать расчеты.


II
вариант. Налогоплательщик может попробовать выставить счета-фактуры себе в одностороннем порядке – только ради того, чтобы сформировать реестр и оплатить общеустановленные налоги.

Законодательство не предусматривает таких действий налогоплательщика. Чтобы не возникало вопросов, такой способ нужно прописать в нормативно-правовых актах.


III
вариант (наиболее приемлемый). Раз налоговые органы выявили нарушение, пусть оформляют акт проверки и выставляют доначисление. Налогоплательщику в этой ситуации остается согласиться с претензиями налоговиков, оплатить доначисления и начать платить общеустановленные налоги.

Еще раз хочу подчеркнуть, что каждый из перечисленных вариантов имеет множество правовых и технических нюансов. Чтобы все работало и ни у кого не возникало вопросов о правомерности таких действий, для них должно существовать официальное основание – нормативно-правовой акт или разъяснение ведомства. В соответствии с ним должна быть произведена донастройка систем ЭСФ и автоматического формирования расчетов по налогу с оборота и НДС. Надеюсь, мы получим такие инструкции в самом ближайшем будущем».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ