Зачем нужна Справка по платежам, которых нет

preview

Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан предусматривает сокращение и упрощение налоговой отчетности (п. 1 Указа Президента №УП-5468 от 29.06.2018 г.). Это снижает  издержки предпринимателей  на уплату налогов, что является одним из критериев в системе рейтингов Doing Business.

 

В этом направлении многое уже сделано. В частности, объединены формы отчетности по НДФЛ и ЕСП, а по налогу на прибыль, НДС и ЕНП они значительно упрощены.

 

Это, однако, не означает, что все проблемы уже сняты. Пример - ситуация со Справкой для исчисления текущих платежей по налогу на прибыль (прил. №1  к постан. МФ и ГНК, рег. МЮ №3126 от 21.01.2019 г.). Её нужно представлять  в налоговые органы  до 10 числа первого месяца текущего отчетного периода (абз. 2 ст. 164 НК).

 

Многие предприятия, перешедшие с  1 января 2019 года на общеустановленные налоги, посчитали, что на них эта норма не распространяется. Они исходили из положений  статьи 354 НК, которая освобождает их  от уплаты текущих платежей по налогу на прибыль в течение  первого квартала с момента перехода.  А раз нет платежей – не нужна и справка, которая, согласно НК,  предоставляется  «для определения суммы текущих платежей по налогу на прибыль юридических лиц» (абз. 1 ст. 164 НК). Эту позицию не раз озвучивали эксперты в области налогообложения (см. вопросы-ответы «Сдавать или не сдавать – вот в чем вопрос»,  «Кто должен сдать справку по текущим платежам по налогу на прибыль за I квартал 2019 года») и отдельные представители налоговых органов. 

 

Однако, как выяснилось  более месяца  спустя установленной даты, у ГНК по этому вопросу иное мнение. В Уведомлении, направленном налогоплательщикам 18 февраля, сообщалось:

- о необходимости  представлять  Справку до 10 числа первого месяца отчетного периода;

- о проставлении цифры «0» в соответствующей строке по текущим платежам - в случае освобождения от них;

- о возможных мерах «воздействия»  за непредоставление Справки. Среди них – приостановление операций по банковским счетам налогоплательщика (ст. 96 НК) и  административный штраф от 1 до 3 МРЗП (ст. 175 КоАО).

 

Чтобы избежать повторения подобных ситуаций в будущем, предлагаем следующее:

1. В условиях перехода на новую систему налогообложения  налоговым органам более оперативно реагировать  на возникающие проблемы. Неясности в реализации налогового законодательства будут встречаться и дальше, и своевременное озвучивание позиции ГНК по возникающим проблемам поможет добросовестным налогоплательщикам делать правильный выбор в сложных ситуациях – до того, как пройдут все положенные сроки.

2. Для налогоплательщиков важно мнение не только ГНК, но и Министерства финансов. Ведь именно оно «разрабатывает совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами методологию налогообложения, ставки налогов и других обязательных платежей, а также формы расчетов, деклараций и иных документов, связанных с начислением и уплатой налогов и других обязательных платежей.»  (абз.4  подп. 1 п. 9 Положения о Министерстве финансов, утвержденного  ПП-2847  от 18.03. 2017 г.).

3. По вопросам, не имеющим однозначного толкования в НК, целесообразно соблюдать установленный порядок регистрации документов в Министерстве юстиции. Это снимет вопросы к позиции официальных органов по неоднозначной трактовке действующего законодательства.

 

А таких вопросов к «Уведомлению»  ГНК несколько.

1. Любая отчетность, особенно налоговая, должна нести смысловую нагрузку. Если плательщики, перешедшие с уплаты ЕНП на уплату общеустановленных налогов, освобождаются от уплаты текущих платежей по налогу на прибыль за первый квартал, тогда зачем нужна справка об этих «неуплачиваемых» текущих платежах? Отчет с нулями никакую смысловую  нагрузку не несет.

2. В форме Справки о текущих платежах есть примечание:

- в случае, если нормативно-правовыми актами предоставлены льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на прибыль, то в строках 010, 020, 030 ставится значение «0»;

- если значение строки 010 составляет менее 200-кратного МРЗП,  в строках 020, 030 ставится значение «0» и текущие платежи по налогу на прибыль юридических лиц не уплачиваются.

То есть, документ, принятый Минфином и ГНК, сдачу отчетности с «нулями» для налогоплательщиков, которые  не  платят  текущие платежи по налогу на прибыль  при переходе на общеустановленные налоги, не предусматривает.

3. В правовой практике существует система аналогий. Так, постоянное учреждение нерезидента уплачивает налог на прибыль один раз в год без уплаты текущих платежей (ст. 164 НК). И, как нам известно, постоянные учреждения справку о текущих платежах не представляют. Возникает вопрос - почему тогда предприятие, освобожденное от уплаты текущих платежей, должно ее представлять?

4.  Есть сомнения и касательно правомерности применения санкций к налогоплательщикам, которые не предоставили справку с нулевыми расчетами текущих платежей по налогу на прибыль. Они предусмотрены «за непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме налоговых отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов».

 

Исходя из того, что «нулевая» справка не нужна  для расчета текущих платежей по налогу на прибыль, применение  административного штрафа будет противоречить:

- принципу справдливости, установленному Кодексом об административной ответственности Республики Узбекистан (ст.3 КоАО);

-  принципу презумпции правоты налогоплательщика (ст. 11 НК). 

 

Надеемся, что в разрабатываемой новой редакции Налогового кодекса проблема предоставления «нулевых» справок, расчетов и отчетов будет решена исходя из требований Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан.

 

 

                                                                                     Ж. Абдуллаев,  М. Перпер