Офис в квартире – это законно?

preview

У многих предпринимателей на стадии становления бизнеса возникают вопросы с оформлением помещения под офис. К примеру, может ли офис частного предприятия располагаться в жилом помещении или обязательно арендовать отдельное – нежилое? Если учредитель предоставляет фирме свою недвижимость в пользование, как это оформить? Какие налоговые последствия при этом возникают?

По просьбе buxgalter.uz на вопросы ответил эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Олег ЗАМАНОВ:


– «По общему правилу место нахождения юрлица определяется местом его государственной регистрации . Организация может быть зарегистрирована по адресу его учредителя. В утвержденной форме заявления о госрегистрации есть соответствующий пункт (5–1).

Законодательство не обязывает предпринимателя арендовать помещение под офис. Обычно такое решение принимается по совокупности факторов:

  • штатная численность сотрудников и специфика деятельности компании;
  • потребность в соответствующей инфраструктуре – парковке, конференц-залах, переговорных, кафетерии, санузлах и т.д.;
  • расходы –  арендная плата, текущий и (или) капитальный ремонт, коммунальные услуги и т.д.

Если после регистрации по адресу владельца бизнеса вы принимаете решение арендовать помещение под офис, изменится местонахождение (почтовый адрес) юрлица, указанное при регистрации. В этом случае не нужно проходить перерегистрацию, достаточно уведомить об этом госорганы. Уведомительный порядок работает для вас только в том случае, если у фирмы нет налоговой задолженности в значительных размерах .

Поскольку механизм уведомительного порядка – новый и пока детально не регламентирован, порядок и форму уведомления придется уточнять в ближайшем Центре госуслуг.   

Если фирма ограничена в средствах, в целях экономии вы можете организовать офис по месту регистрации, т.е. в жилом доме. Но с этим есть некоторые сложности...


Если офис в квартире…

Размещение в жилом помещении многоквартирного дома предприятий, учреждений и организаций допускается только после его перевода в категорию нежилого .

Чтобы использовать жилое помещение в качестве нежилого, нужно получить разрешение . Его выдают районные (городские) отделы строительства .

Заявление о выдаче разрешения подается через Центр госуслуг или ЕПИГУ. К нему прилагаются:

  • нотариально заверенное письменное согласие совладельцев помещения и совершеннолетних членов семьи;
  • документ, подтверждающий уплату сбора – 20% БРВ, если жилье находится в Ташкенте  (для Нукуса и областных центров – 10% БРВ, для районов и городов областного подчинения – 30% БРВ). При обращении через ЕПИГУ уплачивается 90% от указанной суммы.
Внимание
Услуга «Получение решения о переводе жилого помещения в категорию нежилого» требует наличия электронной цифровой подписи. О том, как получить ЭЦП не выходя из дома, читайте тут.

Вся процедура с момента подачи документов займет не более 8–11 дней. Заявитель, не получивший по истечении этого срока ни разрешения, ни отказа, вправе использовать помещение в качестве нежилого, направив письменное уведомление через Центр госуслуг либо ЕПИГУ. В этом случае документ, подтверждающий подачу заявления, и письменное уведомление приравниваются к разрешению и снимают ответственность с заявителя .

Важно!

При переводе жилья в категорию нежилых помещений:

  • запрещено вносить в конструкцию зданий изменения, снижающие их устойчивость;
  • нужно соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при определении функционального назначения помещения;
  • жилое помещение не должно быть в аварийном состоянии или непригодным для перевода в нежилое;
  • нужно соблюдать требования природоохранного законодательства;
  • помещение должно располагаться на нижнем от жилых помещений этаже жилого здания;
  • нельзя менять количество и расположение эвакуационных выходов;
  • помещение не должно входить в коммунальный жилищный фонд целевого назначения;
  • должна быть возможность сделать отдельный вход в помещение;
  • квартира не должна быть предметом судебного разбирательства.

Помимо всего вышеперечисленного есть еще ряд юридических нюансов. Если жилье, в котором планируется создать офис ЧП, – единственное у собственника, после перевода его в категорию нежилого:

  • оно может использоваться для ведения бизнеса , но не для постоянного проживания собственника и членов его семьи – этим целям служат жилые дома и квартиры ;
  • могут возникнуть проблемы с «пропиской» по данному адресу (в Ташкенте и Ташобласти), т.к. она оформляется на жилую площадь ;
  • собственник ЧП несет субсидиарную ответственность, т.е. отвечает своим имуществом по обязательствам предприятия, если имущества последнего недостаточно для их исполнения . На единственный жилой дом (квартиру) взыскание, за отдельными исключениями, не обращается , но нежилого помещения это не касается – его могут изъять за долги.  

Поэтому, выбирая этот вариант, желательно заранее минимизировать риски. Например, если квартира находится в общей собственности, определите доли каждого собственника . В соглашении с остальными собственниками установите порядок пользования обособленными частями (помещениями) в соответствии с их долями. Это соглашение удостоверяется нотариально и подлежит госрегистрации .

Для справки:
Государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней осуществляют территориальные управления Палаты государственных кадастров, созданные на базе ГП землеустройства и кадастра недвижимости .

Так, собственник ЧП сможет перевести в категорию нежилых помещений эквивалентную его доле часть квартиры для организации офиса и сохранить право пользования частью оставшейся жилой площади.

Если перевод сопровождается реконструкцией помещения (монтаж внутренних перекрытий, организация отдельного входа и т.п.), потребуется архитектурно-планировочное задание. Стоимость и сроки его разработки указаны здесь.

Внимание
  1. Запрещается использовать или арендовать жилые помещения в многоквартирных домах для нужд промышленного характера.
  2. Размещение в жилом помещении многоквартирного дома предприятий, учреждений и организаций допускается только после его перевода в нежилое в установленном порядке. 
  3. Если в жилом помещении в установленном порядке работают надомники, но при этом не организован офис, не требуется переводить его в категорию нежилого .

Также можно подумать о смене организационно-правовой формы бизнеса – преобразовать ЧП в ООО. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов . Пошаговая инструкция преобразования ЧП в ООО – здесь. 


Как оформить пользование имуществом?

Собственник по своему усмотрению может выбрать один из вариантов.

Вариант №1: внести свою недвижимость и прочее имущество, используемое в предпринимательской деятельности, в уставный фонд ЧП, оценив его самостоятельно .

В течение 30 дней с момента утверждения собственником соответствующих изменений нужно их перерегистрировать . Порядок перерегистрации – здесь.

При этом, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ЧП окажется меньше его уставного фонда, УФ придется уменьшать .

Вариант №2: оформить договор безвозмездного пользования (договор ссуды) имуществом .

Стороны сделки, соответственно, – собственник имущества (ссудодатель) и ЧП (ссудополучатель). Нотариально удостоверять, ставить на учет в налоговых органах и регистрировать договор безвозмездного пользования недвижимостью не требуется». 


Налоговые последствия

Эксперт «Нормы» Ольга БУСАРОВА:

– «Если квартиру внесли в качестве вклада в уставный фонд ЧП (вариант №1), налог на имущество    и земельный налог    уплачивает само предприятие – по ставкам, установленным для юридических лиц.

Если оформлен договор безвозмездного пользования имуществом (вариант №2), налог на имущество  и земельный  налог  оплачивает собственник (физлицо) – по ставкам, установленным для юридических лиц. Причем льгота по земельному налогу по многоквартирным домам в этом случае неприменима .

Пользователь – ссудополучатель в этом варианте для целей обложения налогом на прибыль  или налогом с оборота  должен:

  • рассчитать доход в виде безвозмездно полученного имущественного права ;
  • включить этот доход в облагаемую базу.


У семейных предприятий – свой вариант

Переводить жилые помещения, принадлежащие участникам семейного предприятия на праве собственности, в нежилые для их использования в деятельности семейного предприятия не нужно. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательством для отдельных видов деятельности .

Налог на имущество  и земельный  в этом случае уплачиваются по ставкам, установленным для физических лиц.

– Нужно ли семейному предприятию в этом случае рассчитывать доход в виде безвозмездно полученного имущественного права?

– Полагаю, что нет. Законодательство в этой ситуации не требует оформлять дополнительные договоры, в частности, – договор ссуды. Соответственно, не возникает понятия «безвозмездно полученное имущественное право».


Экспертлар ўз нуқтаи назарларидан келиб чиққан ҳолда тушунтириш берганлар, бу Сизнинг мустақил қарор қабул қилишингиз учун асос бўлади.
Шпаргалки главного бухгалтера: нормативные акты бухгалтерского учета шпаргалка бухгалтера, главный бухгалтер, учет и налоги, бухгалтерская отчетность, проверка и учет, консультации для бухгалтера Шпаргалки главного бухгалтера в Узбекистане: краткие подсказки по бухучету, налогообложению, составлению отчетности, работе с первичкой, подготовке к проверкам и актуальным изменениям законодательства. Консультации по ключевым темам для бухгалтера на каждый день. Все ответы на частые вопросы на Buxgalter.uz! /uz/publish/doc/text163083_ofis_v_kvartire_-_eto_zakonno