Полезное для бухгалтера в ноябре:
Три причины, по которым вы переплачиваете налоги
Восстановление бухучета – одна из самых востребованных услуг на рынке консалтинга. Заказчики ожидают, что после перерасчетов придется доплачивать налоги. Но, бывает, выявляется и переплата. О том, какие ошибки бухгалтеров чаще всего приводят к переплате налогов и почему это происходит не совсем по их вине, по просьбе buxgalter.uz рассказала директор консалтинговой компании ARKAD AUDIT Наталья ТУРАЛИНОВА:
1. Работа на «дровах» (нелицензионном программном обеспечении) = переплата 700 млн сум.
– «Недавно столкнулась с такой ситуацией: торговая компания реализует товары в розницу и оптом на всей территории страны. Месячный оборот – более 1 млрд сум. Использует нелицензионную программу. Два бухгалтера отражают поступление товаров на основной склад, внутреннее перемещение товаров между складами, списание розничных и оптовых продаж, торговые бонусы, скидки и прочее. Параллельно, вручную заполняются электронные счета-фактуры и продажи онлайн-касс. Синхронизировать реализацию в компьютерном учете и ЭДО нелицензионная программа не позволяет.
Номенклатура товаров – большая, контрагентов – много. Бухгалтеры еле успевают вбить информацию в обе системы, чтобы вовремя сдать налоговые расчеты. Времени на анализ учетных данных нет.
Наши консультанты, приступив к работе, сразу обратили внимание, что оценка товарного остатка не соответствует приходным ценам на этот товар. Например, цена одной единицы товара 15 тыс. сум., поступило 1 000 единиц товара общей стоимостью 15 млн сум., продано 890 единиц. Списание отражается через документ розничных продаж. Несмотря на то, что информация в документе отражена верно, при его проведении списывается только количество проданного товара – типичный «глюк» нелицензионной программы. В результате остаток в 110 единиц оценивается в те же 15 млн сум. На этот остаток ложатся новые поставки, выявить ошибку без анализа практически невозможно.
Ошибки подобного рода возникают и при отражении выручки от реализации по терминалу. При проведении документа объем реализации удваивается. Например, бухгалтер признает 200 млн сум. выручки, программа, сохраняя верные табличные данные документа, дает удвоенную проводку в 400 млн сум.
Понятно, что перегруженный бухгалтер должна вовремя сдать Расчет налога на прибыль. И не имея времени или должной компетенции, она сдает Расчет, опираясь на показатели оборотно-сальдовой ведомости, облагая налогом завышенную несуществующую прибыль.
Возврат налога на прибыль за один год, по которому был восстановлен учет в лицензионном программном обеспечении, составил 700 млн сум. Мы ответили на все запросы ОГНС в рамках камеральной проверки при пересдаче налога на прибыль с уменьшением налоговой базы. Наши услуги по восстановлению составили 60 млн сум.
Уверена, – бизнес не должен экономить на программном обеспечении и на штате бухгалтерии. Если бухгалтер целыми днями вносит первичную документацию в 1С, 1UZ и ЭДО, у него физически нет времени анализировать учетные данные. Он – перегружен, поэтому должен быть застрахован от сбоев программы. При недостоверности накопленных данных учета сделать налоговый расчет, приближенный к действительности, может только эксперт, владеющий точками контроля анализа оценки балансовых показателей при сдаче Расчета налога на прибыль и НДС.
Другой пример – производственное предприятие. Компания имеет незавершенное производство. При анализе производственной деятельности мы вывели формулу расчета себестоимости готовой продукции и стоимости остатков незавершенного производства.
Цикл производства короткий – всего три дня. Это означает, что в течение месяца есть примерно 10 поступлений готовой продукции на склад. Анализируем себестоимость каждого выпуска готовой продукции по данным программы и не можем понять, почему она – разная. Себестоимость готовой продукции, выпущенной в начале месяца, дороже следующих выпусков в несколько раз. Годовая сумма расхождений составила порядка 600 млн сум. Как выяснилось, все накладные расходы, приходящиеся на незавершенное производство, в течение месяца не распределялись на все выпуски ГП, а просто прибавлялись к остатку партии незавершенки на конец месяца. Этим и объяснялся разрыв себестоимости, который при масштабах деятельности предприятия оказал ключевое влияние на налоговую и финансовую отчетность.
Понятно, если бухгалтер не располагает временем и/или достаточной компетенцией в этом вопросе, трудно сразу понять неточность расчета себестоимости. При пересчете и правильно выбранном методе списания готовой продукции возврат налога составил 44 млн сум.
2. Неверный выбор методов бухгалтерской учетной политики = переплата 480 млн сум.
Это – одна из самых распространенных ошибок бухгалтеров, приводящая к переплате налогов.
Случай из практики: оптово-розничная компания, оборот – около 10 млрд в месяц. Товар импортируется, поступает на основной склад, откуда идет оптовая отгрузка. Часть товара перемещается в собственные торговые точки предприятия для розничной реализации.
Учитывая, что номенклатура импорта – широкая, товар одного и того же наименования поступает десятками партий, есть и оптовая, и розничная торговля, учитывать движение товара непросто. И хотя любое перемещение отражается в программе и распечатываемом документе и контролируется материально ответственным лицом, компания имеет плачевную картину состояния остатков. Из-за ошибок имеем пересорт и неуверенность в себестоимости реализации, а, стало быть, – и в налоговых расчетах. Ведь товар импортируется, оценка каждой партии зависит от курса инвалюты, и это колебание в объемах поставок предприятия является значимым.
Бухгалтер работает по методу FIFO, требующем безупречного учета входящих и исходящих партий товара. На вопрос, почему именно этот метод выбран, отвечает: «так было до меня».
По нашему мнению, в розничной торговле оптимально использовать метод учета товаров с наценкой, но бухгалтеров пугает отказ от количественного учета. Хотя, если правильно оформлять первичные документы, они подтверждают верность рассчитанных показателей товарооборота, а инвентаризация дает количественные данные. Можно применить и Aveco. Для бухгалтерского учета розницы отличным решением является применение не непрерывной, а периодической системы учета в целом.
При восстановлении учетных данных возврат налога составил 480 млн сум.
3. Несоответствие внутренней учетной документации фактическому движению ТМЗ = переплата 280 млн сум.
Снова оптово-розничная торговля. Товарно-транспортные накладные на перемещение товара с основного склада в торговые точки бухгалтерия оформляет на основании предзаказов. По факту в момент отгрузки происходит пересорт. Например, отгружается ламинат определенной номенклатуры, но другого цвета, нежели указано в ТТН. Ежемесячно проводится инвентаризация, выявляемые несоответствия оформляются как «излишки» и «недостача».
Повторюсь, – по факту это – пересорт. Весь непроданный ламинат – на месте, просто он другого цвета... Как правило, существует и небольшой процент реальной недостачи – срабатывает человеческий фактор при таком объеме продаж ходового товара.
Каким образом бухгалтер выравнивает товарные остатки учетных данных и фактических? Он списывает ламинат одного цвета, оформленный как недостача, и приходует ламинат другого цвета, как излишек.
Далее бухгалтер открывает НК и видит, что излишки включаются в совокупный доход, а списание невозмещаемой недостачи признается невычитаемым расходом и оборотом по НДС. В результате – налоговые доначисления 280 млн сум.
Главная проблема заключается даже не в бухгалтерской работе, а в контроле складского учета. Что происходит в данной ситуации? Бухгалтерия сначала списывает отгрузку (формируя ТТН), а затем склад отгружает товар по факту. А должно быть наоборот: сначала – операция, по ней – достоверный первичный документ, и уже по нему – отражение в учете. На наш взгляд, это – ошибка менеджмента, которая приводит к росту налогов.
Второй момент – документальное оформление пересорта. Учитывая сумму доначислений, мы предвидели возможное пристрастие ОГНС в этом вопросе. Мы знаем, что нормы ст. 14 НК определяют приоритет экономической сути над юридическим оформлением, и статья должна работать не только против налогоплательщика, но и в его пользу. Однако посчитали достаточно большим риск, что ОГНС признает недостачу при пересорте оборотом по НДС. Поэтому нам пришлось полностью восстановить отражение списания по фактической реализации по всем торговым точкам, а также весь объем первичной документации.
Фактическая, физическая недостача товара была обложена в соответствии с законодательством. Возврат налога составил 280 млн сум.
Выводы:
К сожалению, после возврата налогов в таком объеме бухгалтера, как правило, увольняют. При этом компания может лишиться сотрудника, уже понимающего специфику учета и достаточно лояльного к ней.
Необходимо пересмотреть методы внутреннего контроля, внедрить правильный документооборот внутри компании, не жалеть денег на покупку лицензионного современного программного обеспечения. Бизнес должен понимать, насколько это важно и выгодно – создать условия для работы бухгалтера без перегрузок, дать ему возможности для профессионального роста».
Вам могут пригодиться рекомендации: