Как упростить регистрацию в качестве плательщика НДС

preview

Опубликован подготовленный ГНК проект Положения о прохождении регистрации хозяйствующих субъектов в качестве плательщиков НДС в органах государственной налоговой службы. Своими предложениями по его совершенствованию делится Жорилла Абдуллаев,  ведущий эксперт ООО "Norma".

Проект Положения определяет порядок прохождения регистрации хозяйствующего субъекта в качестве плательщика НДС. Предлагается следующий механизм регистрации:

  • хозсубъект подает  заявление;
  • вносится учетная запись в Единый реестр плательщиков НДС;
  • хозсубъекту присваивается  код плательщика НДС и выдается регистрационное свидетельство.

В проекте для различных ситуаций перехода на НДС предлагаются разные сроки подачи заявления (п.п. 5–7). В целях упрощений этой процедуры целесообразно установить для всех хозсубъектов единый срок представления заявления. Например, в течение 10 дней после:

  • превышения порогового значения валовой выручки;
  • получения разрешения на производство подакцизной продукции;
  • принятия решения о добровольной уплате.  

До регистрации плательщика НДС проект в течение 10 дней предоставляет право налоговым органам   на «изучение» заявителя на предмет (п. 8):

  • фактического нахождения налогоплательщика по заявленному адресу; 
  • наличия долгосрочных и текущих активов;   
  • наличия договора аренды и т.д.

Представляется, что у налоговых органов и так достаточно оснований для тематических и экспресс-изучений (Положение, утв. Приложением к ПКМ № 965 от 27.11.2018 г.). Прописывать их в каждом новом документе, на наш взгляд, нецелесообразно.  Более того, сегодня налоговики активно используют  базы данных – собственные и других министерств и ведомств. Всю необходимую им информацию они могут собирать без посещения налогоплательщика. 

Пункт 9 проекта предусматривает, что при непредставлении или нарушении сроков представления заявления налоговый орган самостоятельно регистрирует предприятие  в качестве плательщика НДС. Это правильно. Но тогда непонятно, какой смысл подачи заявления, если и без него можно зарегистрировать налогоплательщика. Может, стоит рассмотреть необходимость подачи заявления только в том случае, если он переходит на НДС добровольно? Это упростило  бы документооборот с налоговыми органами, который в последнее время и так стал очень интенсивным.

Если все-таки оставлять регистрацию на основе заявления во всех случаях, то целесообразно прописать санкции за его непредставление или нарушение сроков.