Полезное для бухгалтера в январе:
Расписываться в получении «Требования» и представлять ответ в бумажном виде теперь не надо
Об этом сообщил Хотамбек Шокиров, заместитель председателя ГНК, выступивший на пресс-конференции, посвященной вопросам внедрения информационных технологий в процессы налогового администрирования, подведению итогов деятельности ГУП «Налог-сервис» и call-центра.
Выступившие на пресс-конференции Бобур Хасанов, начальник отдела внедрения интерактивных услуг и инноваций ГНК, Жамшид Султонов, заместитель директора ГУП "Налог-сервис", сообщили, что одной из задач ГНК является создание условия для взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами исключительно в электронном виде, с использованием ИКТ. На сегодняшний день около 90% всех госуслуг налоговых органов переведено в электронный формат.
На это нацелена и деятельность ГУП «Налог-сервис», созданного в помощь налогоплательщикам налоговым органам (№ ПП-3802 от 26.06.2018 г.)
Поразделения ГУП работают во всех инспекциях города Ташкента, а также в региональных налоговых органах, оказывая техническое содействие налогоплательщикам. В частности, одной из наиболее распространенных услуг является помощь налогоплательщикам в оцифровке отчетов для последующей сдачи в электронном виде. Сотрудники «Налог-сервис» оказывают также различные консультационные услуги по вопросам исполнения налоговых обязательств.
В настоящее время 30 сотрудников сall-центра, действующего при ГУП «Налог-сервис», круглосуточно в режиме 24/7 предоставляют налогоплательщикам ответы на возникающие у них вопросы. За период с января по апрель текущего года в сall-центр поступило более 40,7 тысячи звонков (от 300 до 1000 звонков в день), на которые были даны разъяснения. Из общего числа звонков наибольшее количество – 22 375, поступило от юридических лиц, 12 707 – от физических лиц, 4 759 – от индивидуальных предпринимателей, 190 – от фермеров и дехканских хозяйств, остальные 689 – от других налогоплательщиков. При необходимости численность сотрудников сall-центра может быть доведена до 100 человек.
Перед ГУП «Налог-сервис» поставлены также задачи: организовать техническое, программное и информационное обеспечение автоматизированной информационной системы ОГНС, а также централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов.
В целях оптимизации предоставления электронных государственных услуг населению и бизнесу, повышения их качества и доступности на основе изучения передового международного опыта и с учетом предложений налогоплательщиков был разработан портал my.soliq.uz.
На сегодняшний день на портале размещено 35 видов электронных государственных услуг, из них 20 интерактивных и 15 информационных. Самая популярная из услуг на сегодняшний день – это электронная оплата услуг через платежные системы, такие как “U-PAY», «CLICK» и «PAYME».
Портал my.soliq.uz имеет около одного миллиона пользователей. Он постоянно совершенствуется и расширяется в рамках своего комплекса услуг по взаимодействию с налогоплательщиками.
Например, до сегодняшнего дня существовала проблема с отсутствием возможности отправки ответа налогоплательщиком на требование через персональный кабинет. Бухгалтерам приходилось тратить время и отвозить ответ в бумажном виде, еще и расписываться в получении требования. Как сообщили представители ГНК, теперь эта проблема решена, в персональном кабинете добавлена необходимая функция. Кроме того, будет сформирован полный перечень запросов, в частности, наряду с реквизитами “требование”, “уведомление” добавится – “письмо”.
На пресс-конференции специалисты ГНК ответили и на вопрос по устранению неудобств налогоплательщикам, у которых за отчетные периоды образовался отрицательный НДС. При такой ситуации бухгалтеры вынуждены представлять в налоговые органы в качестве доказательства кипы бумаг – копии счетов-фактур. Хотя все эти данные заполняются в реестрах счетов-фактур к расчету НДС. Это приводит к нерациональным расходам бумаги, времени и нервов не только налогоплательщиков, но и самих налоговых органов. Так как все эти копии документов собираются и передаются по инстанциям, начиная с районной налоговой инспекции, через город, область.
“Только при автоматизации можно решить эту проблему, – отметил Хотамбек Шокиров, заместитель председателя ГНК, в ближайшее время она будет решена. Наша задача – стать партнером, советчиком предпринимателя”.
Также он рассказал о том, как планируется помочь бизнесу, в частности, в сфере розничной торговли. При полном использовании онлайн-ККМ, наличии всех чеков будет предусмотрен либеральный подход по сдаче наличной выручки в банк. Что в свою очередь даст возможность предпринимателям свободно распоряжаться собственными оборотными средствами.
Специалисты отметили, что для предупреждения совершения налоговых преступлений ГНК запустил в эксплуатацию веб-портал «Общественный контроль в налоговой сфере», работающий пока в тестовом режиме на my2.soliq.uz.
Веб-портал призван дать гражданам возможность сообщать о налоговых правонарушениях, в том числе со стороны субъектов предпринимательства, а налоговым органам – получать данные сообщения и в процессе их обработки сообщать гражданам о ходе и результате рассмотрения сообщений.
Также в функции веб-портала входит информирование граждан по вопросам, связанным с налоговыми правонарушениями и осуществлением общественного контроля, что должно содействовать грамотному и обоснованному изложению фактов о налоговых правонарушениях.
На веб-портале предоставляется обширная информация, позволяющая пользователям получить сведения о субъектах предпринимательства и оценить свои риски во взаимодействии с бизнес-партнерами, что также способствует предотвращению налоговых правонарушений.
Лола Абдуазимова.