Прочтите, если выплачиваете доходы нерезидентам, не связанные с ПУ:
МФ и ГНК привели свои разъяснения по НДС в соответствие с законодательством
Buxgalter.uz обратился к экспертам с просьбой прокомментировать отзыв с исполнения:
- письма ГНК от 15.04.2019 г. № 20-11334;
- ответа на третий вопрос в совместном письме МФ и ГНК от 12.03.19 г. № ДС/04-01-34/1689 и № 20-07598.
1. До 2020 года НДС можно засчитывать по остаткам ТМЦ, поступившим в течение 5 лет
Гульнара ЭРГАШЕВА, налоговый консультант
Переходя на общеустановленные налоги, бухгалтеры провели инвентаризацию и выделили «входной» НДС из стоимости остатков ТМЗ, чтобы:
- принять «входной» НДС в соответствии со ст. 218 НК;
- правильно сформировать себестоимость и цену реализации.
Если бы они не сделали это, то получили бы проблему с налогом на прибыль. Не выделенный из остатков ТМЗ и не взятый в зачет НДС:
- повышает себестоимость;
- снижает налоговую базу по налогу на прибыль;
- приводит к необоснованному повышению цен.
Проводя инвентаризацию и выделяя «входной» НДС, бухгалтеры исходили из ст. 38 НК, где сказано, что налогоплательщик вправе потребовать зачета или возврата излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в течение 5 лет после окончания налогового периода. Однако в противоречие этой норме письмо–указание ГНК (от 15.04.2019 г. № 20-11334 ) поручило налоговым органам засчитывать только НДС из стоимости остатков ТМЗ, поступивших за последние 12 месяцев.
Тут же на налогоплательщиков обрушился шквал «талабнома» – требований о пересчете зачтенного НДС, предоставлении актов инвентаризации и т.п. И отвечать на эти требования нужно было обязательно – этого требует ст. 70 НК.
Кто-то из бухгалтеров отказался выполнять эти требования, обосновывая их неправомерность. А кто-то не стал тратить время и нервы на доказывание и доплатил в бюджет.
И вот проблема окончательно решена в пользу законности. Письмом от 16.07.19 г. № 20-21084 ГНК отменил свое письмо от 15.04.2019 г. № 20-11334. Это стало результатом:
- активной позиции Аппарата Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
- принятия постановления Президента от 10.07.2019 г. №ПП-4389, устанавливающего возможность зачета НДС при переходе на его уплату по ТМЗ, приобретенным в течение последних 12 месяцев. Эта норма начнет действовать с 2020 года.
Жорилла АБДУЛЛАЕВ, ведущий эксперт ООО «Norma»:
– Письмо ГНК № 20-21084 отменяет ограничение зачета по НДС остатками ТМЦ, поступившими за последние 12 месяцев (письмо № 20-11334). Отмена этого указания связана с выходом постановления Президента от 10.07.2019 г. №ПП-4389. Оно устанавливает, что с 1 января 2020 года при переходе на оплату НДС сумма налога засчитывается:
- по подтвержденным остаткам ТМЗ, приобретенным за последние 12 месяцев;
- в части, соответствующей объему реализации.
Получается, что налоговики «поспешили» – требование, которое они пытались применять, станет правомерным только с 1 января 2020 г.
В соответствии с действующим законодательством до 1 января 2020 г.:
а) НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой исчисленного налога по облагаемому обороту и суммой налога, относимого в зачет в соответствии со ст. 218 НК (ст. 224 НК);
б) покупатель вправе засчитывать НДС, подлежащий уплате (уплаченный) по фактически полученным товарам (работам, услугам), если:
- он – плательщик НДС в соответствии со ст. 197 НК;
- товары (работы, услуги) будут использоваться в облагаемом обороте, включая оборот по нулевой ставке;
- на полученные товары (работы, услуги) поставщик выставил счет-фактуру или заменяющий его документ, в котором выделен НДС.
Реализуя свое право на зачет, налогоплательщик должен руководствоваться 5-летним сроком исковой давности по налоговым обязательствам (ст. 38 НК).
Других ограничений на определение срока поставки ТМЗ с целью зачета НДС при переходе на его уплату в НК не имеется.
2. Применять самую высокую ставку УНДС по прочим доходам не надо
Гульнара ЭРГАШЕВА, налоговый консультант:
– Для многопрофильных предприятий – плательщиков УНДС в зависимости от вида деятельности установлено несколько ставок налога. МФ и ГНК в совместном письме от 12.03.19 г. № ДС/04-01-34/1689 и № 20-07598 разъяснили, что с прочих доходов УНДС надо платить по максимальной из применяемых ставок. Это разъяснение:
- выходило за рамки Главы 40-1 НК «Упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». В ней ничего не сказано о применении той или иной ставки УНДС по прочим доходам;
- трудно было реализовать на практике. Виды деятельности могут меняться в течение отчетного периода из месяца в месяц. А с ними – и максимальная ставка. Например, в начале года, заключая с арендатором договор аренды, арендодатель укажет ставку 7%. А через три месяца он займется другим видом деятельности, по которому ставка УНДС – 10%. Что ему делать – вносить изменения в договор или платить 3% из своих средств?
И вот совместным письмом МФ и ГНК от 22.06.19 г. № 06/04-01-02-34/3412 и № 20-18183 разъяснение по применению ставки УНДС по прочим доходам отменено.
По нашему мнению, к оборотам по прочей деятельности нужно применять ставку, установленную для юридических лиц всех отраслей экономики, – 7%.
Жорилла АБДУЛЛАЕВ, ведущий эксперт ООО «Norma»:
– Минфин и ГНК совместным письмом от 22.06.19 г. № 06/04-01-02-34/3412 и № 20-18183 отменяют требование уплачивать УНДС по прочим оборотам по наивысшей ставке. При этом ведомства не уточняют, по каким ставкам НДС облагаются прочие доходы. В Налоговом кодексе об этом тоже ничего не сказано. Если нет конкретного ответа на поставленный вопрос, по нашему мнению, следует придерживаться аналогии.
В соответствии со ст. 353 НК, плательщики ЕНП, занимающиеся несколькими видами деятельности с разными ставками, должны:
- вести раздельный учет по этим видам деятельности и уплачивать ЕНП по предназначенным для них ставкам;
- облагать прочие доходы по ставкам, установленным для основного (профильного) вида деятельности.
Следовательно, по нашему мнению, многопрофильное предприятие – плательщик УНДС также должно облагать прочие обороты по реализации по ставкам, установленным для основного вида деятельности.
Отзыв с исполнения официальных писем министерств и ведомств – нечастое явление. Он свидетельствует о том, что механизмы государственного и общественного контроля за принимаемыми документами – действуют. И он позволяет сделать следующие выводы:
- Налогоплательщики, уступившие нажиму и переплатившие НДС, вправе теперь потребовать его возврата или зачета в счет будущих платежей.
- Грамотный бухгалтер всегда может доказать свою правоту, если он опирается на законодательство. Закон защищает добросовестных налогоплательщиков, поэтому не нужно бояться доказывать свою правоту.
- Бизнес сегодня очень нуждается в содействии и помощи налоговых органов. Отмена неправомерных требований – это реальный шаг к тому, чтобы провозглашенный налоговиками лозунг – быть партнером налогоплательщика был успешно реализован на практике.