Как программы автоматизации нужно интегрировать с информационными системами налоговых органов

preview

Налоговый комитет разъяснил, что программы учета R-Keeper, JOWi, iiko и другие, используемые предприятиями общепита и розничной торговли, должны быть интегрированы с налоговыми органами как виртуальная касса. Иначе пользователи этих программ попадают под штраф, предусмотренный статьей 227-1 НК. Buxgalter.uz уточнил детали.

 

Чтобы не пропускать разъяснения специалистов, подпишитесь на наш телеграм-канал.

 

Требования, которым должна соответствовать программа учета

Автоматизированные измерительные средства учета (информационные системы, программные продукты), используемые субъектами предпринимательства, оказывающими услуги розничной торговли и общественного питания, подлежат обязательной интеграции с информационными системами налоговых органов и внесению в Государственный реестр . В число таких систем учета входят R-Keeper, JOWi, iiko и другие программы.

Это значит, программа должна быть доработана и соответствовать Техническим требованиям, предъявляемым к онлайн контрольно-кассовым машинам, виртуальной кассе и фискальному модулю, применение которых разрешено на территории Республики Узбекистан  и включена в Государственный реестр виртуальных касс. При этом должен быть создан Центр технического обслуживания, соответствующий требованиям, установленным приложениями № 3 и 4 к ПКМ № 943 от 23.11. 2019 г.

Программа учета может использоваться в качестве виртуальной кассы (без применения виртуальной кассы или онлайн-ККМ), после того как в госреестры будут включены:

  • сама программа;
  • центр обеспечения технического обслуживания данной программы.

 

Как включить программу в Государственный реестр виртуальных касс

Разработчик программы учета обращается с заявлением об интеграции к Оператору фискальных данных (ОФД) – в НИЦ «Yangi texnologiyalar» – и заключает договор об интеграции.

После того как интеграция будет завершена, разработчик получает заключения:

  • ОФД  по результату интеграции;
  • ГУП «Центр кибербезопасности».

При наличии положительных заключений можно перейти к следующему шагу – обратиться в Налоговый комитет для включения программы учета в Государственный реестр виртуальных касс.  К заявлению нужно приложить:

  1. Эталонный образец программы учета;
  2. Сертификат соответствия программы;
  3. Заявление на внесение в Государственный реестр;
  4. Образец сформированного чека;
  5. Технический паспорт программы;
  6. Эксплуатационная документация (руководство пользователя и инструкция налогового инспектора);
  7. Гарантийное письмо заявителя о предоставлении запасных частей;
  8. Заключение ГУП «Центр кибербезопасности»;
  9. Заключение ОФД;
  10. Авторские права на программу (патент).

Если заявка отклонена, налогоплательщик может обратиться с заявлением о включении в Государственный реестр повторно, после устранения недочетов.

Как ЦОТУ включить в Государственный реестр ЦОТУ

ЦОТУ должен соответствовать нормам Порядка ведения Государственного реестра центров по оказанию технических услуг онлайн контрольно-кассовым машинам, виртуальной кассе и фискальному модулю, а также предъявляемым к ним отдельным требованиям .

Для этого в Налоговый комитет организации, которая будет выполнять обязанности ЦОТУ, нужно направить заявление о внесении в госреестр, приложив следующие документы:

  1. копию договора, заключенного с разработчиком либо его уполномоченным представителем;
  2. документы, подтверждающие право собственности или пользования недвижимым имуществом по месту деятельности ЦОТУ;
  3. справку о наличии call-центра;
  4. сведения о специалистах, владеющих квалификационным сертификатом по обслуживанию программы.

Затем между ЦОТУ и ОФД заключается договор об обеспечении фискальным модулем. Квалифицированный специалист ЦОТУ включается в информационную систему ОФД, и ему предоставляется доступ к ее использованию. Также по запросу ЦОТУ ему предоставляется фискальный модуль.

Внимание

При внесении (после внесения) разработчиками программ в госреестр собственных автоматизированных комплексов учета в качестве виртуальной кассы не применяется требование о внесении суммы резерва на депозитный счет уполномоченного органа исходя из количества виртуальных касс, зарегистрированных субъектами предпринимательства и центрами по оказанию технических услуг. .

 

После того как на предприятии общепита или розничной торговли будет установлена программа учета в версии соответствующей виртуальной кассы, предпринимателю достаточно выдавать чек этой программы. Если предприниматель пробьет также чек при помощи онлайн-ККТ, в налоговом отчете по налогу с оборота и НДС сумма задвоится.

 

Из разъяснений Налогового комитета очевидны две проблемы:

  1. Перечень программ либо критерии для отнесения к их числу должны быть более конкретными. Из полученных разъяснений непонятно, интеграция нужна только для программ автоматизации административных процессов предприятий общепита и розничной торговли? Или же нужно интегрировать используемые программы бухучета 1С или 1Uz и другие?
  2. В условиях, когда использование этих программ необязательно, применение штрафных санкций по статье 227-1 НК нелогично. Такая практика отобьет у предпринимателей желание внедрять в практику информационные технологии. Получается, что с внедрением передового опыта, основанного на применении автоматизированных программ учета, предприниматель вешает на себя обязательства и проблемы, которых нет у предпринимателей, которые работают по старинке, используя записи в блокнотах.

Надеемся, что регулятор найдет оптимальное решение в ближайшее время.

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ