Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 08.08.2023 г. N ЗРУ-860 "Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов" (Принят Законодательной палатой 06.12.2022 г., одобрен Сенатом 22.06.2023 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

08.08.2023 г.

N ЗРУ-860



ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ИХ ПРОЕКТОВ


Принят Законодательной палатой 6 декабря 2022 года

Одобрен Сенатом 22 июня 2023 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.



Статья 2. Законодательство об антикоррупционной

экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов


Законодательство об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


коррупциогенный фактор - правовые нормы, создающие возможность для коррупционных проявлений, совершения коррупционных правонарушений;


антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов - комплекс мероприятий, направленный на выявление коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах и их проектах, разработку рекомендаций и принятие мер, направленных на устранение выявленных коррупциогенных факторов;


чеклист - вопросник типовой формы по выявлению коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах и их проектах.



Статья 4. Основные принципы антикоррупционной

экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов


Основными принципами антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов являются:

законность;

независимость;

объективность;

обязательность проведения антикоррупционной экспертизы;

обоснованность результатов антикоррупционной экспертизы;

открытость и прозрачность.



ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ, ПРОВОДЯЩИЕ

АНТИКОРРУПЦИОННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ    АКТОВ

И ИХ ПРОЕКТОВ, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ


Статья 5. Субъекты, проводящие антикоррупционную

экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов


Субъектами, проводящими антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов, являются:

Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан;

Министерство юстиции Республики Узбекистан и его территориальные подразделения (далее - органы юстиции);

юридические службы государственных органов и организаций, являющихся разработчиками проектов нормативно-правовых актов (далее - юридические службы);

государственные органы и организации, на которые возложено обеспечение исполнения соответствующих нормативно-правовых актов.



Статья 6. Антикоррупционная экспертиза

нормативно-правовых актов и их проектов,

проводимая Агентством по противодействию

коррупции Республики Узбекистан


Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан проводит антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов:

по собственной инициативе - любых нормативно-правовых актов, в том числе в случаях установления факта коррупционных правонарушений, выявленных при применении нормативно-правового акта по результатам изучения и проверок;

по поручениям палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и их органов, Президента Республики Узбекистан.

Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан проводит антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов:

по собственной инициативе - любых проектов нормативно-правовых актов, в том числе привлекших внимание общественности и ставших причиной различных обсуждений и дискуссий в средствах массовой информации и социальных сетях;

по поручениям палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и их органов, Президента Республики Узбекистан.

Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан для проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов вправе привлекать представителей других государственных органов, а также независимых и научных экспертов и представителей иных организаций на основании договора.



Статья 7. Антикоррупционная экспертиза

нормативно-правовых актов и их проектов,

проводимая органами юстиции


Министерство юстиции Республики Узбекистан проводит антикоррупционную экспертизу:

проектов законов Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан;

приказов и постановлений министерств, государственных комитетов и ведомств, подлежащих государственной регистрации.

Территориальные подразделения Министерства юстиции Республики Узбекистан проводят антикоррупционную экспертизу:

проектов решений областного, районного (городского) Кенгаша народных депутатов;

проектов решений хокима области, района (города).

Органы юстиции проводят антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов на основании:

поручений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и их органов, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

планов проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов;

планов их работы;

обращений физических и юридических лиц;

предложений и рекомендаций субъектов общественного контроля;

результатов проведенного правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов;

сведений, полученных (выявленных) в процессе изучений, в том числе проведенных непосредственно на местах.

Органы юстиции могут проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов также по собственной инициативе.

Органы юстиции для проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов вправе привлекать представителей других государственных органов, а также независимых и научных экспертов и представителей иных организаций на основании договора.



Статья 8. Антикоррупционная экспертиза

нормативно-правовых актов и их проектов,

проводимая юридическими службами


Юридические службы проводят антикоррупционную экспертизу:

разработанных проектов нормативно-правовых актов - до их внесения на рассмотрение в заинтересованные органы;

ведомственных нормативно-правовых актов - до их внесения в Министерство юстиции Республики Узбекистан для государственной регистрации;

в рамках осуществления правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов;

на основании планов проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Юридические службы при проведении антикоррупционной экспертизы вправе привлекать иные структурные подразделения соответствующего государственного органа или организации, а также инициировать вопрос о привлечении независимых и научных экспертов и представителей иных организаций в установленном порядке.



Статья 9. Проведение антикоррупционной экспертизы

нормативно-правовых актов государственными органами

и организациями, на которых возложено обеспечение

исполнения нормативно-правовых актов


Государственные органы и организации ежегодно в соответствии с планами работ проводят антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, обеспечение исполнения которых возложено на них. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах государственные органы и организации вносят в Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан и органы юстиции предложения по их устранению. Результаты антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов доводятся до сведения общественности.



Статья 10. Участие общественности в антикоррупционной

экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов


Негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации в установленном законодательством порядке вправе проводить общественную экспертизу проектов нормативно-правовых актов, в рамках которой могут быть выработаны предложения и рекомендации по устранению коррупциогенных факторов.

Гражданами Республики Узбекистан, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации в рамках участия в общественном обсуждении проектов нормативно-правовых актов могут быть выработаны предложения и рекомендации по устранению коррупциогенных факторов.

Граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации могут участвовать в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, проводимой государственными органами и организациями.

Предложения и рекомендации, представленные общественностью, подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и организациями.



ГЛАВА 3. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ

И ИХ ПРОЕКТАХ


Статья 11. Основные коррупциогенные факторы

в нормативно-правовых актах и их проектах


К основным коррупциогенным факторам в нормативно-правовых актах и их проектах относятся:

коррупциогенные факторы, связанные с устойчивостью и правовым соответствием норм;

коррупциогенные факторы, связанные с полномочиями, правами и обязанностями;

коррупциогенные факторы, связанные с административными процедурами;

коррупциогенные факторы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью.



Статья 12. Коррупциогенные факторы, связанные

с устойчивостью и правовым соответствием норм


К коррупциогенным факторам, связанным с устойчивостью и правовым соответствием норм, относятся:

неправильное использование слов;

применение неясных и необоснованных ссылок;

наличие противоречий в нормативно-правовых актах.



Статья 13. Коррупциогенные факторы, связанные

с полномочиями, правами и обязанностями


К коррупциогенным факторам, связанным с полномочиями, правами и обязанностями, относятся:

широта дискреционных полномочий;

неопределенность полномочий;

наличие дублирующих полномочий и задач государственных органов;

принятие государственным органом нормативно-правовых актов по вопросам, не входящим в его полномочия;

отсутствие необходимых полномочий и ресурсов у исполнителя для выполнения задачи или поручения;

несвоевременное регулирование;

конфликт интересов;

необоснованное установление преимуществ;

необоснованное затягивание вступления в силу нормативно-правового акта;

несоразмерность прав и обязанностей.



Статья 14. Коррупциогенные факторы, связанные

с административными процедурами


К коррупциогенным факторам, связанным с административными процедурами, относятся:

отсутствие или неполнота административных процедур;

необоснованное применение исключений из установленных правил;

установление излишних и необоснованных требований;

неопределенность временных пределов;

неопределенность размеров платежей;

несоразмерность санкций;

отсутствие конкретных и прозрачных процедур расходования государственными органами и организациями средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетных средств;

сложность или неопределенность процедур исчисления и взимания налогов и сборов;

отсутствие конкретных и прозрачных процедур по вопросам, связанным с осуществлением государственных закупок государственными предприятиями и юридическими лицами с долей государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более;

наличие норм, предоставляющих возможность уклонения от конкурсных (аукционных) процедур, предоставляющих права и льготы и устанавливающих административные процедуры;

сложность методов реализации мероприятий и неопределенность источников их финансирования.



Статья 15. Коррупциогенные факторы, связанные

с контрольно-надзорной деятельностью


К коррупциогенным факторам, связанным с контрольно-надзорной деятельностью, относятся:

отсутствие порядка проведения проверки и ревизии;

отсутствие порядка обжалования;

пробелы в обеспечении прозрачности и общественного контроля;

отсутствие конкретных и прозрачных процедур в вопросах, связанных с применением финансовых и иных санкций и их взысканием;

отсутствие форм и видов контроля за деятельностью государственных органов.



ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ИХ ПРОЕКТОВ


Статья 16. Порядок проведения антикоррупционной

экспертизы проектов нормативно-правовых актов


Антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов проводится юридическими службами в целях выявления коррупциогенных факторов, предусмотренных статьями 11 - 15 настоящего Закона, путем заполнения чеклиста по форме согласно приложению к настоящему Закону.

В случае обнаружения коррупциогенного фактора в проекте нормативно-правового акта осуществляется одно из следующих действий:

принятие мер по устранению выявленного коррупциогенного фактора;

проставление отметки "есть" в соответствующей части графы "коррупциогенные факторы" чеклиста, указание правовой нормы, включающей в себя коррупциогенный фактор, обоснование отсутствия возможности изложить данную норму по-другому, а также изложение принятых мер по сдерживанию коррупционных рисков, которые могут возникнуть вследствие наличия данного коррупциогенного фактора.

В случае, если в проекте не выявлен коррупциогенный фактор, то в соответствующей части графы "коррупциогенные факторы" чеклиста проставляется знак "нет".

Чеклист оформляется за подписью первого руководителя соответствующего государственного органа или организации (в исключительных случаях - его первого заместителя).

Чеклист, заполненный при проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативно-правового акта, прилагается к проекту нормативно-правового акта на этапах ведомственного согласования, общественного обсуждения и проведения правовой экспертизы, внесения проекта в вышестоящий орган или орган (должностному лицу), обладающий правом принятия нормативно-правового акта.

Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан и органы юстиции проводят антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов путем изучения представленного разработчиком чеклиста.

Если Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан и органы юстиции сами являются разработчиками или имеется поручение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и их органов либо Президента Республики Узбекистан, антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов проводится ими путем заполнения чеклиста в соответствии с частями первой - пятой настоящей статьи.

По результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативно-правового акта составляется заключение.

Результаты антикоррупционной экспертизы проекта нормативно-правового акта могут быть отражены также в заключении, составляемом по результатам проведения правовой экспертизы.

В случае выявления в проекте нормативно-правового акта коррупциогенных факторов в заключении указываются рекомендации и меры, направленные на их устранение.

Замечания по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативно-правового акта подлежат обязательному рассмотрению.

При внесении проекта нормативно-правового акта на рассмотрение органа (должностного лица), обладающего правом принятия нормативно-правового акта, к проекту прилагаются все заключения, выданные по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативно-правового акта.



Статья 17. Порядок проведения антикоррупционной

экспертизы нормативно-правовых актов


Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов осуществляется субъектами, проводящими антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов, определенными настоящим Законом.

Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов проводится в целях выявления коррупциогенных факторов, предусмотренных статьями 11 - 15 настоящего Закона, путем заполнения чеклиста по форме согласно приложению к настоящему Закону, в порядке, предусмотренном частями второй - пятой статьи 16 настоящего Закона, а также выработки рекомендаций по их устранению.

Государственными органами и организациями, Агентством по противодействию коррупции Республики Узбекистан и органами юстиции вырабатываются рекомендации по устранению коррупциогенных факторов или сдерживанию коррупционных рисков, выявленных по результатам антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, и принимаются соответствующие меры по их устранению.

По результатам антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан и органы юстиции вправе вносить соответствующие обязательные для исполнения представления в республиканские органы исполнительной власти, органы исполнительной власти на местах, правоохранительные органы и контролирующие структуры.



Статья 18. Заключение, составленное по результатам

антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых

актов или их проектов


В заключении, составленном по результатам антикоррупционной экспертизы нормативно-правового акта, должны быть указаны:

основания проведения антикоррупционной экспертизы;

реквизиты нормативно-правового акта;

сведения о наличии или отсутствии коррупциогенных факторов (с обоснованием соответствующего заключения);

предложения и рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных факторов (с указанием мер по их устранению).

В заключении, составленном по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативно-правового акта, должны быть указаны:

сведения о нормативно-правовом акте, которым поручено разработать проект нормативно-правового акта (наименование, дата принятия, номер, официальный источник опубликования, соответствующая статья или пункт (подпункт, абзац), в которых приведено поручение), а также о поручениях вышестоящего органа (наименование органа, номер и дата поручения (при наличии поручения), при необходимости должностное лицо, которое поручило);

краткое изложение сути и значения основных положений проекта нормативно-правового акта с разъяснением их правовой природы;

сведения о наличии или отсутствии коррупциогенных факторов (с обоснованием соответствующего заключения);

предложения и рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных факторов (с указанием мер по их устранению).



Статья 19. Права и обязанности ответственного работника

государственного органа или организации, проводящего

антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых

актов и их проектов


Ответственный работник государственного органа или организации, проводящий антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов, имеет право:

знакомиться в порядке, установленном законодательством, с документами, относящимися к предмету нормативно-правовых актов и их проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов;

инициировать запрос у государственных органов и организаций документов и сведений, необходимых для проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Ответственный работник государственного органа или организации, проводящий антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов, может иметь и другие права в соответствии с законодательством.

Ответственный работник государственного органа или организации, проводящий антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов, обязан:

соблюдать установленные законодательством требования к организации и проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

при наличии оснований для самоотвода при проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов немедленно заявить об этом своему руководителю;

обеспечить сохранность представленных документов.

На ответственного работника государственного органа или организации, проводящего антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов, могут быть возложены и другие обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 20. Антикоррупционная экспертиза проектов

нормативно-правовых актов в рамках правовой экспертизы


При проведении правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов юридические службы государственных органов и организаций и органы юстиции проводят антикоррупционную экспертизу этих документов в соответствии со статьей 16 настоящего Закона.

Антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов проводится в течение срока правовой экспертизы в порядке, установленном законодательством.

По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение в соответствии со статьей 18 настоящего Закона.

Результаты антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов могут быть отражены также в заключении, составляемом по результатам проведения правовой экспертизы.

Заключение, составленное по результатам антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, должно быть в обязательном порядке рассмотрено разработчиком.

Антикоррупционная экспертиза приказов и постановлений министерств и ведомств, подлежащих государственной регистрации, проводится Министерством юстиции Республики Узбекистан в рамках их правовой экспертизы в соответствии с настоящей статьей.



Статья 21. Антикоррупционная экспертиза проектов

нормативно-правовых актов, привлекших внимание

общественности и ставших причиной различных

обсуждений и дискуссий в средствах массовой

информации и социальных сетях


Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан вправе назначать антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов, привлекших внимание общественности и ставших причиной различных обсуждений и дискуссий в средствах массовой информации и социальных сетях, в ходе обсуждения которых было высказано много мнений о наличии коррупциогенных факторов.



Статья 22. Антикоррупционная экспертиза

нормативно-правовых актов и их проектов, проводимая

независимыми и научными экспертами


Государственные органы и организации вправе привлекать на основании договора независимых и научных экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Независимыми и научными экспертами, проводящими антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов, являются представители научных организаций и высших образовательных организаций и иные физические лица, включенные в Реестр экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

По результатам антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, проводимой независимыми и научными экспертами, выдается заключение. Данное заключение подлежит обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и организациями.

Государственные органы и организации по результатам рассмотрения заключения, представленного независимыми и научными экспертами, составляют справку с последующим направлением ее независимым и научным экспертам, а также Агентству по противодействию коррупции и Министерству юстиции Республики Узбекистан для рассмотрения в установленном порядке.



Статья 23. Реестр экспертов по проведению

антикоррупционной экспертизы нормативно-

правовых актов и их проектов


Реестр экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов ведется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Требования, предъявляемые к формированию и ведению Реестра экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, а также лицам, проводящим независимую и научную антикоррупционную экспертизу, разрабатываются и утверждаются Министерством юстиции Республики Узбекистан.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 24. Методическое обеспечение и мониторинг

деятельности по проведению антикоррупционной

экспертизы нормативно-правовых актов

и их проектов


Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан оказывает методическую помощь государственным органам и организациям при проведении ими антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан и органы юстиции осуществляют мониторинг за соблюдением требований законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов на всех этапах организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.



Статья 25. Внесение изменений в некоторые

законодательные акты Республики Узбекистан


1. Часть вторую статьи 24 Закона Республики Узбекистан от 3 января 2017 года N ЗРУ-419 "О противодействии коррупции" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 1, ст. 1; 2019 г., N 1, ст. 5, N 2, ст. 47, N 5, ст. 267; 2021 г., приложение к N 4, N 11, ст. 1061) изложить в следующей редакции:

"Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов проводится в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан "Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов".


2. Текст статьи 29 Закона Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года N ЗРУ-682 "О нормативно-правовых актах" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 4, ст. 288; 2022 г., N 3, ст. 213, N 8, ст. 788, N 10, ст. 983) изложить в следующей редакции:

"Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов проводится в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан "Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов".



Статья 26. Ответственность за нарушение

законодательства об антикоррупционной экспертизе

нормативно-правовых актов и их проектов


Лица, виновные в нарушении законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 27. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Агентству по противодействию коррупции, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 28. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Закону РУз от 08.08.2023 г. N ЗРУ-860



ЧЕКЛИСТ

по выявлению коррупциогенных факторов


    

Направления

Коррупциогенные факторы

Ответ

Норма, имеющая коррупциогенный фактор и его обоснование

Коррупциогенные факторы, связанные с устойчивостью и правовым соответствием норм

неправильное использование слов


есть

нет


применение неясных и необоснованных ссылок


есть


нет



наличие противоречий в нормативно-правовых актах


есть


нет



Коррупциогенные факторы, связанные с полномочиями, правами и обязанностями

широта дискреционных полномочий


есть


нет



неопределенность полномочий


есть


нет



наличие дублирующих полномочий и задач государственных органов


есть


нет



принятие государственным органом нормативно-правовых актов по вопросам, не входящим в его полномочия


есть


нет



отсутствие необходимых полномочий и ресурсов у исполнителя для выполнения задачи или поручения


есть


нет



несвоевременное регулирование


есть


нет



конфликт интересов


есть


нет



необоснованное установление преимуществ


есть


нет



необоснованное затягивание вступления в силу нормативно-правового акта


есть


нет



несоразмерность прав и обязанностей


есть


нет



Коррупциогенные факторы, связанные с административными процедурами

отсутствие или неполнота административных процедур


есть


нет



необоснованное применение исключений из установленных правил


есть


нет



установление излишних и необоснованных требований


есть


нет



неопределенность временных пределов


есть


нет



неопределенность размеров платежей


есть


нет



несоразмерность санкций


есть


нет



отсутствие конкретных и прозрачных процедур расходования государственными органами и организациями средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетных средств


есть


нет



сложность или неопределенность процедур исчисления и взимания налогов и сборов


есть


нет



отсутствие конкретных и прозрачных процедур по вопросам, связанным с осуществлением государственных закупок государственными предприятиями и юридическими лицами с долей государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более


есть


нет



наличие норм, предоставляющих возможность уклонения от конкурсных (аукционных) процедур, предоставляющих права и льготы и устанавливающих административные процедуры


есть


нет



сложность методов реализации мероприятий и неопределенность источников их финансирования


есть


нет



Коррупциогенные факторы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью

отсутствие порядка проведения проверки и ревизии


есть


нет



отсутствие порядка обжалования


есть


нет



пробелы в обеспечении прозрачности и общественного контроля


есть


нет



отсутствие конкретных и прозрачных процедур в вопросах, связанных с применением финансовых и иных санкций и их взысканием


есть


нет



Отсутствие форм и видов контроля за деятельностью государственных органов


есть


нет



   


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 9 августа 2023 г.


"Народное слово", 9 августа 2023 г.