Указ Президента Республики Узбекистан от 06.05.2024 г. N УП-73 "О стратегических мерах по устранению негативного влияния на здоровье населения и генофонд нации наркотических средств и психотропных веществ посредством пресечения их незаконного оборота в Республике Узбекистан"
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.05.2024 г.
N УП-73
О СТРАТЕГИЧЕСКИХ МЕРАХ
ПО УСТРАНЕНИЮ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ
НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ГЕНОФОНД НАЦИИ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕСЕЧЕНИЯ ИХ
НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ
УЗБЕКИСТАН
В рамках реализуемых в нашей стране широкомасштабных реформ особое внимание уделяется пропаганде среди населения здорового образа жизни, формированию у него иммунитета против наркотических средств и психотропных веществ, а также работе, направленной на обеспечение здоровья человека.
Вместе с тем появление в последние годы новых видов синтетических наркотических средств и сильнодействующих веществ, их беспрепятственное распространение среди населения, особенно молодежи, в том числе без человеческого фактора с использованием социальных сетей Интернета требует необходимость перехода деятельности ответственных государственных структур в данной области на качественно новый уровень на основе приоритетной идеи "Все наши стремления и действия - во имя чести и достоинства человека".
В целях достижения приоритетных целей Указа Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года N УП-158 "О Стратегии "Узбекистан - 2030", а также определения перспективных направлений государственной политики в области раннего предупреждения в республике незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, устранения факторов, негативно влияющих на генофонд нации, посредством формирования у населения иммунитета против их потребления, создания системы медицинского лечения наркозависимых на основе мирового опыта:
1. Утвердить Национальную стратегию по борьбе с наркоманией и наркопреступностью в Республике Узбекистан на 2024-2028 годы (далее - Национальная стратегия), разработанную на основе передового зарубежного опыта, выводов и рекомендаций международных экспертов, в том числе экспертов ООН, согласно приложению N 1.
Определить приоритетной задачей для всех государственных органов и организаций достижение в рамках Национальной стратегии следующих целей:
формирование у населения, особенно женщин и молодежи иммунитета против наркомании, нетерпимого отношения к потреблению сильнодействующих препаратов среди учащихся и студентов, внедрение новых действенных информационно-пропагандистских и воспитательно-профилактических механизмов, направленных на предотвращение распространения психоактивных веществ в образовательных учреждениях;
реализацию адресных мер, направленных на развитие системы оказания населению качественной наркологической помощи на основе новых методов, кардинальное совершенствование системы ранней профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации наркомании и токсикомании;
пресечение новых способов незаконного оборота, особенно через сеть Интернет, наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и прекурсоров (далее - наркотические средства), развитие комплекса оперативно-розыскных, следственных и экспертно-криминалистических мер в данном направлении, в первую очередь посредством их цифровизации;
создание действенных механизмов контроля практики использования в медицине наркотических средств государственными и частными медицинскими учреждениями и аптеками, а также повышения ответственности фармацевтических предприятий и субъектов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю наркотическими средствами;
развитие научно-исследовательской деятельности в области лечения наркомании и борьбы с наркопреступностью, обеспечение внедрения в практику и распространения научных исследований, выводов, достижений и инноваций в этом направлении.
Возложить на первых руководителей всех государственных органов и организаций персональную ответственность за реализацию приоритетных направлений и мер, определенных в Национальной стратегии.
2. Утвердить составы Государственной комиссии по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - Государственная комиссия) и ее региональных комиссий согласно приложениям NN 2 и 3.
Возложить на Государственную комиссию (Арипов А.) задачи по:
организации полного, своевременного и качественного исполнения Национальной стратегии, утверждению и контролю исполнения ежегодных национальных программ по ее реализации, координации деятельности ответственных государственных органов, организаций и региональных комиссий в этом направлении;
обеспечению ежеквартального критического изучения хода исполнения Национальной стратегии и ежегодной национальной программы по ее реализации, принятия конкретных мер по выявлению и предупреждению факторов, препятствующих достижению поставленных целей и задач;
координации деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в республике, определению эффективных мер по ранней профилактике наркомании и токсикомании среди населения.
Кабинету Министров в месячный срок утвердить положения о Государственной комиссии и ее региональных комиссиях с учетом приоритетных направлений, определенных настоящим Указом.
3. Преобразовать Национальный информационно-аналитический центр по контролю за наркотиками Республики Узбекистан в Национальный центр по контролю за наркотиками при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее - Национальный центр), определив основными направлениями его деятельности следующее:
систематическое глубокое научно-практическое и информационно-аналитическое изучение, выявление и прогнозирование основных факторов и тенденций ситуации в республике, связанной с наркотическими средствами, в разрезе регионов;
формирование основных направлений государственной политики в сфере контроля за наркотическими средствами, принятие мер по разработке и практическому внедрению предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в этой области;
проведение экспертной оценки эффективности мер, принимаемых государственными органами и организациями, осуществляющими деятельность, связанную с наркотическими средствами, организацию единого информационного обмена и межведомственного взаимодействия в данном направлении;
установление адресного сотрудничества с зарубежными государственными структурами и международными организациями в сфере контроля за наркотическими средствами, подготовка ежегодных докладов в ООН о работе, проводимой Республикой Узбекистан в рамках конвенций, регулирующих международную деятельность в этой сфере;
постоянное изучение передового национального и зарубежного опыта по предупреждению наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, разработка методик, предложений и рекомендаций по внедрению и популяризации полученных результатов;
принятие мер по проведению национальных и международных конференций и симпозиумов в направлении повышения эффективности контроля за наркотическими средствами, организации учебных семинаров по повышению квалификации работников ответственных государственных органов и организаций.
4. Установить следующий порядок поэтапной реализации Национальной стратегии:
а) Государственная комиссия (Арипов А.):
ежегодно в период 2024-2028 годов утверждает национальную программу, предусматривающую конкретные механизмы эффективной реализации мер, определенных в Национальной стратегии, и осуществляет строгий контроль за ее исполнением;
организует в разрезе регионов разработку региональными комиссиями "дорожных карт" адресных мер по обеспечению реализации национальных программ и ежеквартальное представление отчетов о проделанной работе в Национальный центр;
налаживает практику ежеквартального заслушивания и критического обсуждения отчетов руководителей ответственных государственных органов и организаций о ходе реализации утвержденных национальных программ, в том числе осуществлении данных программ в разрезе регионов;
б) Национальный центр:
осуществляет регулярный мониторинг исполнения национальных программ, ежегодно утверждаемых Государственной комиссией, вносит в соответствующие государственные органы и организации представления, предложения и рекомендации по качественному и своевременному исполнению намеченных мер;
на постоянной основе доводит до широкой общественности подробную информацию, отражающую результаты и конкретные показатели, достигнутые в области контроля за наркотическими средствами;
каждые три месяца вносит в Государственную комиссию обобщенный отчет об исполнении национальных программ по реализации Национальной стратегии и ситуации в республике, связанной с наркотическими средствами;
по итогам каждого года готовит ежегодный национальный доклад, отражающий результаты проделанной работы по реализации Национальной стратегии и улучшению ситуации в республике, связанной с наркотическими средствами, и представляет его на обсуждение с участием Президента Республики Узбекистан.
5. Установить, что:
Национальный центр является координирующим органом Государственной комиссии и обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение его деятельности;
Национальный центр является государственным органом со статусом юридического лица и подотчетен в своей деятельности Администрации Президента Республики Узбекистан;
Национальный центр является правопреемником реорганизованного Национального информационно-аналитического центра по контролю за наркотиками Республики Узбекистан по всем его правам и обязанностям;
Директор Национального центра и его заместитель по статусу, условиям оплаты труда, социальной защите и порядку медицинского обслуживания приравниваются соответственно к заместителю советника Президента Республики Узбекистан и заведующему сектором Администрации Президента Республики Узбекистан;
на руководителей и работников Национального центра распространяются условия оплаты труда, социальной защиты и медицинского обслуживания, установленные для руководителей и работников Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.
6. Утвердить структуру Национального центра по контролю за наркотиками при Администрации Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 4*.
7. Предоставить Национальному центру право:
привлекать на договорной основе отечественных и зарубежных ученых и высококвалифицированных специалистов, в том числе в области информационных технологий, для проведения исследований и осуществления программного обеспечения;
заключать в установленном порядке договоры с международными организациями, фондами, отечественными и зарубежными исследовательскими центрами и образовательными учреждениями по проведению исследований и подготовке кадров;
осуществлять издательскую деятельность, публиковать информационно-аналитические обзоры, доклады, научно-аналитические бюллетени и другие издания;
запрашивать и получать от соответствующих государственных органов и организаций статистическую, аналитическую и иную информацию, необходимую для реализации возложенных на Национальный центр задач.
8. Определить основными источниками финансирования деятельности Национального центра:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделяемые в рамках ежегодно утверждаемых параметров;
средства Фонда содействия деятельности Администрации Президента Республики Узбекистан;
средства, выделяемые по результатам грантовых конкурсов, проводимых Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан;
гранты и целевые средства международных финансовых институтов и донорских организаций;
иные источники, не запрещенные актами законодательства.
Определить, что:
средства, предусмотренные абзацами третьим - шестым настоящего пункта, перечисляются на специальный расчетный счет Национального центра и направляются на дополнительное материальное стимулирование и повышение квалификации его работников, в том числе организацию стажировок за рубежом, улучшение материально-технической базы, а также оплату труда привлекаемых отечественных и зарубежных специалистов;
директор Национального центра за счет средств, предусмотренных абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, вправе устанавливать надбавки работникам в размере до 50 процентов от ежемесячного фонда оплаты труда;
доходы Национального центра не являются объектом налогообложения;
за работниками Национального центра сохраняются надбавки и доплаты за выслугу лет (по службе), воинские и специальные звания (классные чины, квалификационные классы, дипломатические ранги и другие), присвоенные по прежнему месту работы.
9. Агентству по управлению государственными активами и Государственному унитарному предприятию "InterForum" в месячный срок обеспечить размещение Национального центра на праве оперативного управления в административном здании, расположенном по адресу: город Ташкент, Юнусабадский район, проспект Амира Темура, 107-А (блок B) (далее - административное здание), путем оформления в установленном порядке административного здания в качестве государственного имущества по остаточной (балансовой) стоимости за счет уменьшения государственной доли в уставном капитале акционерного общества "Международный бизнес центр".
10. Министерству экономики и финансов выделить бюджетные ассигнования, необходимые для организации деятельности Национального центра, текущего ремонта здания и укрепления его материально-технической базы, в пределах средств, предусмотренных в параметрах Государственного бюджета в 2024 году на социальную сферу, начиная с 2025 года предусматривать их в параметрах Государственного бюджета.
11. Внести изменения и дополнения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 5*.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Кадирова Д.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения NN 4 и 5 не публикуются.
к Указу Президента РУз
от 06.05.2024 г. N УП-73
СОСТАВ
Государственной комиссии
по контролю за наркотическими средствами
и психотропными веществами
Арипов А. |
- |
Премьер-министр Республики Узбекистан, председатель Государственной комиссии |
По должности |
- |
директор Национального центра по контролю за наркотиками при Администрации Президента Республики Узбекистан, заместитель председателя Государственной комиссии |
Йулдошев Н. |
- |
Генеральный прокурор |
Исламов Б. |
- |
председатель Верховного суда |
Азизов А. |
- |
председатель Службы государственной безопасности |
Бобожонов П. |
- |
министр внутренних дел |
Саидов Б. |
- |
министр иностранных дел |
Ташкулов А. |
- |
министр юстиции |
Худояров А. |
- |
и.о. министра здравоохранения |
Кучкаров Д. |
- |
министр экономики и финансов |
Абдурахмонов И. |
- |
министр сельского хозяйства |
Икрамов А. |
- |
министр спорта |
Умарова Х. |
- |
министр дошкольного и школьного образования |
Шарипов К. |
- |
министр высшего образования, науки и инноваций |
Мусаев Б. |
- |
министр занятости и сокращения бедности |
Шерматов Ш. |
- |
министр цифровых технологий |
Назарбеков О. |
- |
министр культуры |
Куранбаев К. |
- |
председатель Ассоциации махаллей Узбекистана |
Хасанов О. |
- |
директор Республиканского центра духовности и просветительства |
Ходжаев А. |
- |
директор Агентства информации и массовых коммуникаций |
Джурабаев А. |
- |
председатель Национальной телерадиокомпании Узбекистана |
Мавлонов А. |
- |
председатель Таможенного комитета |
Парпибаева О. |
- |
председатель Комитета семьи и женщин |
Саъдуллаев А. |
- |
директор Агентства по делам молодежи |
По должности |
- |
заместитель директора Национального центра по контролю за наркотиками при Администрации Президента Республики Узбекистан, секретарь Государственной комиссии |
Примечание. При переходе членов Комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.
к Указу Президента РУз
от 06.05.2024 г. N УП-73
ТИПОВОЙ СОСТАВ
региональной комиссии по контролю
за наркотическими средствами
и психотропными веществами
По должности |
- |
Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, председатель региональной комиссии |
По должности |
- |
заместители Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по молодежной политике, социальному развитию и духовно-просветительской работе, заместитель председатель региональной комиссии |
По должности |
- |
заместители Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента - председатель (начальники) Комитета (управлений) семьи и женщин |
По должности |
- |
прокуроры Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
председатели судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений Службы государственной безопасности Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
руководители органов внутренних дел Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений юстиции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений экономики и финансов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений сельского хозяйства Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений здравоохранения Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений спорта Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений занятости и сокращения бедности Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений культуры Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений дошкольного и школьного образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
руководители управлений Ассоциации махаллей Узбекистана Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
начальники управлений по делам молодежи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
По должности |
- |
руководители групп по вопросам деятельности правоохранительных органов, воинской мобилизации и чрезвычайных ситуаций Совета Министров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, ответственный секретарь региональной комиссии |
Примечание. При переходе членов Комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 мая 2024 г.