Прочтите, если выплачиваете доходы нерезидентам, не связанные с ПУ:
Должна ли информация о камеральной налоговой проверке быть на сайте govcontrol.uz
![Должна ли информация о камеральной налоговой проверке быть на сайте govcontrol.uz preview](https://static.buhgalter.uz/free/publish_img_free.jpg)
«Можно ли признать результаты камеральной налоговой проверки недействительными на основании, что информации о самой проверке нет на сайте для электронной регистрации проверок govcontrol.uz?»
Ситуацию с камеральными проверками по просьбе buxgalter.uz разъяснила налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
– Нет, признать результаты камералки недействительными на этом основании не получится. Камеральные проверки на особом счету.
В статье 39 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (№ 69-II от 25.05.2000 г.) сказано: все проверки деятельности субъектов предпринимательства контролирующими органами подлежат обязательной регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, за исключением камеральных налоговых проверок.
На этом основании налоговики не должны регистрировать камеральные проверки на сайте govcontrol.uz.
На этом сайте есть сведения о выездных налоговых проверках и налоговом аудите, потому что в отношении них законодательство не предусматривает таких исключений.
Непростая упрощенная проверка…
Отсутствие требования о регистрации камеральных проверок в Единой системе электронной регистрации проверок не единственное «исключение» для камералки в законодательстве. Есть и другие – которые упрощенную проверку не делают таковой.
К примеру, в соответствии с Налоговым кодексом у налогоплательщика есть право выплачивать доначисления по результатам налогового аудита в рассрочку . В отношении камеральной проверки такого права у налогоплательщика нет. Если согласен с выводами налоговиков – плати сразу. Это актуальная проблема, учитывая, что по результатам камералки иногда доначисляются большие суммы.
В Налоговом кодексе нет прямой статьи, как оформляется акт камеральной проверки, как рассматривается эта проверка и как выносится решение. Есть только ссылка в статье 138 в части 24, что Положение о проведении камеральной налоговой проверки утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Таким образом, детали и подробности проведения камеральной налоговой проверки, ее рассмотрения и вынесения решения предусмотрены Положением, утвержденным ПКМ № 1 от 07.01.2021 г. В Положении указано, что дела о налоговых правонарушениях рассматриваются в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса и решение по результатам рассмотрения принимается в порядке, предусмотренном статьей 166 Налогового кодекса. Однако возникают неясности по поводу хотя бы этой процедуры: когда налоговый орган, проводящий налоговую камеральную проверку, должен отправить требование (талабнома) по результатам камеральной налоговой проверки – до составления акта проверки или после. На практике налоговики делают и так, и так.
Налогоплательщик должен знать, что материал налоговой проверки регистрируется не позднее следующего рабочего дня со дня ее завершения в налоговом органе по месту учета налогоплательщика. Далее налогоплательщик в случае несогласия с результатами камеральной налоговой проверки должен направить свои письменные возражения
. То есть в 10-дневный срок он должен либо оплатить выставленные доначисления, либо написать налоговикам ответ, в котором обосновать свою позицию относительно выставленных доначислений. Единственный способ не упустить срок – внимательно и ежедневно проверять письма, поступающие в персональный кабинет налогоплательщика.
На мой взгляд, в Положении, утвержденном ПКМ № 1 от 07.01.2021 г., необходимо установить норму, что требование (талабнома) должно направляться до составления акта камеральной налоговой проверки. Это позволит сократить время и налоговых работников, и налогоплательщиков.
К примеру, предприятию вручили требование после оформления акта налоговой проверки – налогоплательщик одновременно пишет возражения или обоснование своей позиции два раза: на акт и на требование.
При согласии налогоплательщик пересдает отчеты и тоже два раза пишет письмо на акт и требование, что согласен. Далее, так как материал налоговой проверки зарегистрирован в налоговом органе, налоговики обязаны рассмотреть ответ налогоплательщика по статье 165 НК и вынести решение по статье 166 НК. И такие решения выносятся с нулевыми доначислениями.
В последнем случае, видно, что фактически можно было просто отправить требование до составления акта налоговой проверки – это бы сэкономило время и нервы налогоплательщика и было бы меньше волокиты.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ