Что делать, если у контрагента высокий «коэффициент разрыва»

preview

В «Проверить мой статус» у предпринимателя нет ни одной ни то что красной, даже желтой метки. Сертификат плательщика НДС – действительный. Но при оформлении счетов-фактур выходит высокий уровень «коэффициента разрыва». Красный цвет пугает контрагентов, они не хотят продолжать деловые отношения, чтобы не заработать проблем с налоговой.

Как работать в такой ситуации, по просьбе buxgalter.uz разъяснила налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

– «Здесь речь идет о двух совершенно разных «светофорах», имеющих разные цели и предназначение.

Коэффициент разрыва цепочки НДС на сертификат плательщика НДС не влияет. При высоком коэффициенте сертификат плательщика может быть действующим, стороны сделки пользуются правом на зачет.

По «светофору» Проверить мой статус» – если есть хотя бы одна красная метка, действующего свидетельства плательщика НДС вам не видать. А, следовательно, у вас не будет и права на зачет. Равно как и ваши покупатели не смогут взять НДС в зачет по купленным у вас товарам.

Как работает светофор «Проверить мой статус», несмотря на его технические недоработки, – понятно.  Принципы его работы достаточно подробно описаны в Положении о порядке специального регистрационного учета плательщиков НДС в налоговых органах.

Иначе обстоят дела с коэффициентом разрыва цепочки НДС. В соответствии со ст. 76 НК Кабинет Министров должен утвердить порядок, в котором будут четко расписаны правила применения данного нововведения.  А пока такого документа нет, остается опираться только на разъяснения представителей ГНК. При этом источников немного: официальное сообщение, ответы на вопросы пресс-конференции ГНК от 17 января 2022 года и устные разъяснения специалистов ведомства.

Под налоговым разрывом понимается отражение налогоплательщиком в налоговой отчетности сумм НДС, подлежащих зачету на основании полученных счетов-фактур от поставщиков-контрагентов. При этом по этим операциям указанные контрагенты не уплатили НДС в бюджет, не отразили эти операции в своих счетах-фактурах или не представили налоговым органам налоговую отчетность.

Если у вас коэффициент разрыва – нулевой, у вас все идеально. Если же у вас пройдет сделка с компанией, имеющей высокий коэффициент разрыва, скажем, – «1» (темно-красный цвет), это отразится и на вас. Вы уже не будете иметь коэффициент разрыва «0».

Оттенки желтого и красного цвета совсем не означают, что налог не уплатил именно ваш контрагент или вы сами. Это может свидетельствовать, что есть проблемы у других контрагентов вашего контрагента.  

Хочу подчеркнуть, что функционал до конца не отлажен, потому что оттенки желтого и красного «приобретают» плательщики налога с оборота, те, кто имеет законные права на налоговые льготы по НДС. В число «краснощеких» попали практически все налогоплательщики, работающие с большим количеством партнеров. В том числе – практически все государственные предприятия, предприятия сферы коммунального обслуживания, отказаться от услуг которых очень сложно, а порой невозможно. Что говорить, – даже ГУП «Солик сервис» при ГНК – багровый…

Все это я считаю несправедливым, потому что налогоплательщик, как минимум, несет репутационные потери. Кроме того, если так дело пойдет дальше, красными скоро станут все. И в чем тогда смысл?

 

Что делать

Меня часто спрашивают, как быть, если контрагент в «цепочке разрыва» «окрашен» в желтый или красный цвет? Расторгнуть с ним договор – означает – искать новые рынки сбыта или снижать объемы производства, что не всегда рентабельно. К тому же приобрести нового клиента не так-то просто.  Не подписывать счета-фактуры, выставленные таким контрагентом? Это тоже неправильно, потому что по такому ЭСФ вы не получите зачета. И в целом – неподписанный одной стороной счет-фактура – это не до конца оформленный документ со всеми вытекающими последствиями.

Налоговый комитет на этот счет говорит: ничего страшного, пока что коэффициент разрыва не несет никаких налоговых последствий.  Это нужно якобы самому налогоплательщику для того, чтобы он видел, с кем «дружит».

Но поскольку сам по себе коэффициент и цвет ни о чем не говорят, они только нервируют налогоплательщика, заставляют бухгалтеров переживать. Чтобы эта информация хоть как-то была полезна налогоплательщику, нужно предоставить распечатку, по которой можно будет видеть проблемных партнеров.

В массовом порядке такую информацию налоговые органы пока не рассылают, но ее можно получить, обратившись индивидуально. В частности, нам с клиентом такую распечатку предоставили в ГНУ г. Ташкента. Правда, для этого пришлось потрудиться – позвонить неоднократно по многим телефонам. Однако с этой распечаткой легче нам не стало. Оказалось, что напрямую мы с проблемными налогоплательщиками не работаем. И даже среди контрагентов наших партнеров нет проблемных. А вот дальше, получается, в четвертом звене есть те, кто всем нам сильно портит картину. Только не понятно, как мы можем на них повлиять? Никаких отношений с этими «партнерами» мы никогда не имели – лично не знакомы и сделок не заключали.

Чего ждать? На состоявшейся 17 января пресс-конференции председатель ГНК Шерзод КУДБИЕВ упомянул события I квартала 2021 года, когда ГНК в борьбе с «обнальщиками» списывал сумму НДС, не предупредив предпринимателей заблаговременно. По его словам, «коэффициент разрыва» помогает понимать предпринимателям, с кем они имеют дело, проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. 

Из его уст также прозвучали следующие слова, которые, хочется верить, не станут отправной точкой для действий налоговиков до принятия необходимых нормативных документов: «Если видим налоговый разрыв в цепочке, то при возврате НДС ответ будет следующий: мы рассчитываем сумму налогового разрыва и будем возвращать ту часть, которая будет сверх налогового разрыва. Если сумма налогового разрыва будет выше, чем заявка на возврат НДС, НДС возвращаться не будет. Это мной дано такое поручение. Основание мы четко видим по ПКМ №489 – можем проводить камеральную проверку и в ее рамках показываем, что тот или иной контрагент налогоплательщика не уплатил сумму НДС в цепочке».

На мой взгляд, прежде чем ГНК начнет реализовывать все свои задумки относительно «коэффициента разрыва цепочки плательщиков НДС», должен появиться регламент, утвержденный Кабинетом Министров, который до своего утверждения пройдет общественное обсуждение. В документе обязательно должны быть расписаны формулы расчета «коэффициентов разрыва» и влияние результатов оценки налогоплательщика на оценку его контрагентов».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ


НДС НДС НДС /ru/publish/doc/text177869_chto_delat_esli_u_kontragenta_vysokiy_koefficient_razryva