Полезное для бухгалтера в ноябре:
ГНК рассказал, как камеральный контроль выявил самые распространенные нарушения по НДС
За сентябрь–октябрь 2019 года по итогам камерального контроля налоговые органы выявили более 3 тысяч случаев расхождений в налоговой отчетности по НДС на сумму, превышающую 250 млрд сумов. Для сокращения этих правонарушений специалисты на примерах рассказали об ошибках.
Одно из распространенных нарушений с точки зрения камерального контроля выглядит так. Поставщик товаров и услуг не отразил в своей отчетности по НДС выручку от реализации товаров и услуг или оформлял счета-фактуры, но не вносил их в свои реестры продаж. Тем временем его контрагент указал полученные счета-фактуры в своей налоговой отчетности, в реестре покупок и принимал в зачет суммы НДС, отраженные в счетах-фактурах поставщиков.
Выявлены случаи, когда покупатели товаров и услуг принимали к зачету суммы НДС без наличия счетов-фактур поставщиков или на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков, не зарегистрированных в качестве плательщиков НДС.
В общей сложности выявлено 1 700 случаев сокрытия объемов реализации товаров и услуг на сумму НДС в 148 млрд сумов и 1 300 случаев необоснованного принятия к зачету сумм НДС на 70 млрд сумов.
Во всех этих случаях произведено доначисление налогов (ст. 114 НК). Кроме того, на предприятия, не представившие уточненную налоговую отчетность, наложены штрафы в размере 20% от суммы сокрытия или занижения налогооблагаемой базы.
Рассмотрим на примере.
Организация «В» (покупатель) в сентябре отразила у себя в расчете НДС приобретение от организации «А» (поставщик) товаров на 120 млн сумов с НДС и приняла к зачету сумму НДС 20 млн сумов, отраженную в счете-фактуре поставщика.
При проведении камерального контроля налоговой отчетности организации «А» установлено, что в расчете НДС у организации «А» не отражена реализация товаров организации «В».
Таким образом, у налогового органа появляются сомнения в законности отражения в отчетности организации «Б» (покупателя) сумм НДС, принятых к зачету и уменьшающих сумму НДС, уплачиваемую в бюджет. Либо, наоборот, появляются подозрения о неотражении поставщиком организацией «А» в своих расчетах НДС суммы реализованных товаров.
В такой ситуации налоговый орган в рамках камерального контроля истребует у покупателя («Б») документ (счет-фактуру), послуживший основанием для принятия в зачет сумм НДС.
Если документ предоставлен, в нем отражена поставка товара (100 млн сумов) и выделена сумма НДС (20 млн сумов), то этот счет-фактура является основанием для признания документального подтверждения факта реализации товаров и сокрытия (занижения) выручки от реализации поставщиком («А»), и, соответственно, недоплаты в бюджет 20 млн сумов НДС.
Если у покупателя («Б») отсутствует должным образом оформленный счет-фактура, то у него нет права для принятия к зачету суммы НДС 20 млн сумов.