Что делать, если онлайн-ККМ с функционалом платежного терминала – не работает

preview

У владельцев онлайн-ККМ – опять нелегкие времена. Во-первых, с 1 апреля 2022 года платежи, принятые через платежные терминалы, должны одновременно отражаться в чеках онлайн-ККМ и виртуальных касс . По сути это означает, что платежный терминал и онлайн-ККМ должны либо работать сопряженно, либо быть одним устройством.

Во-вторых, оказалось, что уже существующие такие устройства (в частности – одна из самых распространенных моделей онлайн-ККМ в Узбекистане) могут централизованно не работать несколько дней из-за проблем с ПО, что и произошло в марте текущего года.

По просьбе buxgalter.uz специалист по онлайн-ККМ ЦОТУ ООО «Марон» Рустам ЯКУБОВ рассказал, как подготовиться к возможной поломке такого устройства, чтобы не пострадал учет и вся выручка продолжала правильно отражаться в расчетах по налогам.

 

– В законодательстве нет правил, регламентирующих действия предпринимателя в случае поломки устройства, сочетающего в себе функционал платежного терминала и онлайн-ККМ. А это значит, что он должен самостоятельно как-то выйти из ситуации – с наименьшими издержками и без нарушений законодательства. Иначе говоря, он в любом случае должен продолжать обслуживать покупателей, а все чеки онлайн-ККМ – должны исправно «садиться» в расчеты по налогам.

В зоне риска, в первую очередь, оказываются предприниматели, использующие одно или несколько устройств одного производителя (одной марки).

Внимание

Если речь идет о рядовой поломке, ЦОТУ временно заменит вам устройство на период ремонта . Но если «слетит» программное обеспечение всей определенной марки онлайн-ККМ, заменить ее ЦОТУ просто будет нечем. Так как устройства, предназначенные для замены, тоже работать не будут.

Если у вас ломается устройство определенной модели, ЦОТУ может заменить его вам только на ту же модель. И вот это прописано в законодательстве до мелочей. А ситуация с массовым выходом из строя определенной модели ККМ из-за ПО, – не прописана. И она случилась.

 

Что сделать, чтобы не пришлось останавливать продажи

На мой взгляд, пока есть единственный способ «подстраховки» – дооснащение торговой точки резервными устройствами другой марки (другого производителя). У вас должна быть возможность в случае выхода из строя одного устройства (или устройств одной марки), продолжать работать при помощи других.

Законодательство не ограничивает количество онлайн-ККМ (виртуальных касс) и платежных терминалов, которые можно установить в одной торговой точке. Их количество определяет сам предприниматель – исходя из необходимости обеспечить условия для бесперебойной работы.

К примеру, в торговой точке должны быть две модели устройств от разных производителей для Uzcard и две модели устройств для карт HUMO.

 

Альтернатива – платежные системы

Вместо закупа резервных устройств другой марки, можно заключить договоры с платежными системами типа Click, PayME и т.п. Но делать это лучше после того, как в соответствии с постановлением №ПП-5252 от 04.10.2021 г. платежные приложения будут подключены к оператору фискальных данных, а в их электронных чеках появятся фискальные метки и QR-коды.

 

Каких норм не хватает в законодательстве

Приобретение и содержание второй кассы (терминала) – это дополнительные затраты ради возможного форс-мажора, который может никогда и не произойти. Поэтому решение таких ситуаций нужно прописать в законодательстве.

В частности – целесообразно пересмотреть нормы Положения о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением.

Очевидно, что нужно заложить в этот НПА возможность автономно использовать составляющие устройства аппаратно-программных комплексов, созданных путем проводного соединения онлайн-ККМ (виртуальной кассы) и терминала. Чтобы, если выйдет из строя онлайн-ККМ или виртуальная касса, можно было временно отключить их от терминала. И – продолжать принимать оплату через терминал, выдавая вместо чеков онлайн-ККМ квитанции строгой отчетности.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ