Финансовая отчетность раз в год, а не ежеквартально: Минэкономфин устраняет нестыковки в законодательстве

preview

Минэкономфин разработал проект приказа о формах финансовой отчетности и требованиях к ним. С 1 января организации не сдают ежеквартальную отчетность согласно Постановлению Президента № ПП-419 от 10.11.2022 г. В ведомственных актах оставались старые нормы. Этим документом будут убраны расхождения между НПА, появится ясность с формами и сроками у перешедших на МСФО.

 

Внимание

Проект приказа размещен 14 мая 2024 года: https://regulation.gov.uz/ru/d/98836

Замечания и предложения можно подать до 29 мая 2024 года.

 

В проекте приказа регламентированы отчетный период и порядок представления годовой финансовой отчетности, сроки сдачи, формы годовой финансовой отчетности по МСФО и НСБУ.

Проект предусматривает сдачу годовой отчетности по НСБУ не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. А годовой отчетности по МСФО – не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

Организации, которые готовят финансовую отчетность в соответствии с МСФО, утверждают учетной политикой формы финансовой отчетности, публикуемой на своем сайте.

Ведомственные нормативно-правовые документы, которые требуют ежеквартального представления финансовой отчетности, признаются утратившими силу.

 

Источник (https://t.me/minecofinuz/9250)

 

Проект приказа Минэкономфина прокомментировала для читателей buxgalter.uz налоговый консультант, директор ОНК «Tax Consensus» Иродахон АББОСХОНОВА:


 

Почему предлагаемый срок сдачи финотчетности по МСФО создаст сложности компаниям

– Основная цель составления финансовой отчетности – предоставить информацию о финансовом положении и результативности деятельности компании за определенный период времени. Доверие к финансовой отчетности повышается, если она проаудирована. Проаудированная финансовая отчетность играет важную роль в обеспечении доверия, защите интересов стейкхолдеров и соблюдении законодательства, что делает ее неотъемлемой частью корпоративной прозрачности и ответственности.

В Законе «Об аудиторской деятельности»  определен перечень хозсубъектов, обязанных проаудировать свою финотчетность. Крайний срок предоставления копии аудиторского заключения в налоговые органы установлен не позднее 15 июня года, следующего за отчетным периодом.

Полагаю, что не все упомянутые в Законе компании к 1 мая года смогут успеть проаудировать свою финансовую отчетность и представить ее по МСФО. Следовательно, пользователи такой финансовой отчетности не могут быть уверены в ее достоверности.

В связи с этим, на мой взгляд, финансовая отчетность по МСФО должна быть опубликована не позднее 15 июня. Это позволит установить единый подход между двумя нормативно-правовыми актами (Законом «Об аудиторской деятельности» и будущим НПА) и снизит риск недопонимания у пользователей, которым придется разбираться и выяснять, изменилась ли финансовая отчетность после ее публикации и проведения аудиторской проверки.

Возможно, в дальнейшем срок представления можно сократить и установить его к 1 мая, так как многочисленные исследования указывают, что чем дольше пользователи ждут публикации финотчетности компании, тем более устаревшей становится информация и тем менее полезной она оказывается. Поэтому в различных странах и отличаются сроки публикации финансовой отчетности – от 3 до 9 месяцев. Эти различия обусловлены различными факторами, такими как законодательство, традиции учета и финансовой отчетности, стандарты управления компаниями, а также потребности и ожидания стейкхолдеров.

Вот несколько причин, по которым в нашей стране еще рано устанавливать столь короткий срок для сдачи финотчетности по МСФО и почему требуется больше времени на ее подготовку: 

  1. Отсутствие в достаточном количестве бухгалтеров, работающих по МСФО;
  2. Возможно, недостаточное количество аудиторов, имеющих опыт в сфере МСФО;  
  3. Финансовые ограничения, не позволяющие осуществить дополнительные затраты на внедрение МСФО.

То есть для успешного внедрения МСФО важно обеспечить не только знание стандартов, но и подготовить персонал, адаптировать процессы и обеспечить необходимую поддержку для эффективного применения этих стандартов.

И небольшой комментарий по формам: в форме финотчетности по НСБУ ПИНФЛ должностных лиц отсутствует, а в форме по МСФО указывается ИНН. ИНН физлиц не используется в связи с переходом на ПИНФЛ. Целесообразно в обеих формах указывать ПИНФЛ.