Полезное для бухгалтера в ноябре:
Что и как проверить, заключая договор с инопартнером
Налоговое законодательство требует проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов . На что обратить внимание, заключая договор с иностранным партнером, по просьбе buxgalter.uz рассказала директор организации налоговых консультантов «Assistance In Tax» Радмила КАРИМОВА:
– «В законодательстве не прописан исчерпывающий алгоритм проверки потенциального контрагента. Тем не менее, чтобы обезопасить себя, соблюдайте основные негласные правила.
Если предприятие не проявит должную осмотрительность, налоговый орган может не включить расходы по договору при исчислении налога на прибыль . А, значит, и НДС в этом случае к зачету не принимается.
Что нужно проверить
НК требует проверять деловую репутацию, наличие производственной базы и персонала, финансовое состояние, способность контрагента исполнить обязательства по сделке .
Для этого, в первую очередь, следует изучить регистрационные (уставные) документы потенциального партнера.
Прим. ред.: подробнее, как это сделать, читайте тут:
- Какие документы нужно запросить у иностранной компании при заключении договора;
- Какие документы нужно запросить у узбекской компании при заключении договора.
Обязательно обратите внимание на:
- организационно-правовую форму компании контрагента;
- полномочия должностных лиц на заключение контракта;
- возможные ограничения в совершении сделок;
- наличие лицензий и разрешений на проведение соответствующей деятельности;
- налоговый статус партнера в стране его регистрации.
Подлинность документов (информации) можно проверить несколькими способами, в том числе – в открытых источниках. Один из самых популярных вариантов – обратиться с соответствующим запросом к торговым реестрам зарубежных стран.
Самые популярные интернет-ресурсы, где можно найти официальную информацию о регистрации иностранной компании, ее местонахождении и организационно-правовой форме:
Хорошо, если у компании есть собственный сайт – с перечнем предлагаемых товаров (работ, услуг) и условиями их поставки. Обратите внимание на 2 вещи:
- как давно он создан;
- насколько он «живой» (обновляется ли каталог, реагирует ли на запросы служба техподдержки и т.п.).
Можно организовать официальную встречу с представителями партнера на его территории и убедиться, что компания существует не только на бумаге. Способ, в основном, работает. Но следует иметь в виду, что в некоторых государствах за рубежом считается приемлемым в деловой практике «арендовать производственные площади для торговых переговоров».
Понятно, что в любом случае предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и все негативные последствия необдуманных решений ложатся на плечи самого налогоплательщика. Но при соблюдении требований НК в части должной осмотрительности, по крайней мере, налоговые последствия неудачной сделки будут не самыми тяжелыми».
Еще материалы по этой теме:
- Как проверить будущего партнера и проявить должную осмотрительность;
- Как бухгалтеру работать с договорами;
- Памятка по проверке контрагентов.