Указ Президента Республики Узбекистан от 27.11.2020 г. N УП-6119 "Об утверждении Стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021-2025 годы"
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
27.11.2020 г.
N УП-6119
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ,
УСКОРЕННОГО И ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НА 2021-2025 ГОДЫ
В целях дальнейшего совершенствования строительной отрасли, формирования механизмов последовательного развития органов и учреждений архитектуры и строительства, обеспечения эффективности системы государственного управления, прогрессивного внедрения в сферу цифровых технологий:
1. Определить основными направлениями модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан:
градостроительное развитие территорий и обеспечение эффективного участия общественности в данном процессе;
повышение качества и безопасности градостроительной деятельности;
обеспечение эффективности, рациональности и прозрачности административных процедур в области градостроительной деятельности, а также повышение эффективности деятельности организаций строительной отрасли;
цифровизацию градостроительной деятельности, внедрение в отрасль современных информационно-коммуникационных технологий;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развитие научного потенциала в области градостроительной деятельности.
2. Утвердить:
Стратегию модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021-2025 годы (далее - Стратегия) согласно приложению N 1;
"Дорожную карту" по реализации в 2021-2025 годах Стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан согласно приложению N 2.
3. Установить Целевые показатели по реализации Стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021-2025 годы согласно приложению N 3, предусматривающие:
улучшение позиции Республики Узбекистан в международном Индексе "Ведение бизнеса" (Doing Business Index) по направлению "получение разрешений на строительство" (Dealing with Construction Permits) с текущих 61,7 балла до 78,2 балла к концу 2025 года;
достижение к 2025 году гармонизации национальных градостроительных норм и правил с международными нормативами и стандартами на уровне не менее 50 процентов с учетом геологических, природно-климатических, сейсмологических и других особенностей Республики Узбекистан;
достижение к 2025 году охвата генеральными планами всех городов и 25 процентов городских поселков;
обеспечение к 2025 году создания дополнительно четырех электронных платформ в рамках Национальной информационной системы "Прозрачное строительство", а также их интеграции с межведомственными информационными системами и базами данных;
достижение к 2025 году доли внедрения "объемного" метода разработки проектно-сметной документации до 50 процентов от общего количества объектов строительства в республике;
вхождение к 2025 году одного из высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и строительства в перечень лучших высших образовательных учреждений стран Азии (топ-1000) в рейтингах международно-признанных организаций.
4. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года в целях обеспечения общественного контроля за строительством:
а) генеральные планы населенных пунктов утверждаются с учетом результатов общественного обсуждения. При этом общественное обсуждение генеральных планов населенных пунктов осуществляется в следующем порядке:
I этап - ознакомление граждан со сроками, местом и порядком проведения общественного обсуждения;
II этап - проведение общественного обсуждения (обсуждения, социальные опросы, сбор мнений жителей, землепользователей и собственников объектов недвижимости и другие способы) по проекту генерального плана населенного пункта;
III этап - анализ общественного мнения на основе фиксированных результатов общественного обсуждения;
IV этап - информирование населения о результатах общественного обсуждения в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет;
б) внедряется возможность осуществления общественной экспертизы генеральных планов населенных пунктов на предмет соответствия правам и законным интересам юридических и физических лиц, интересам общества и государства;
в) вводится механизм разработки альтернативного генерального плана населенного пункта или внесения в него изменений (корректировки) по инициативе субъектов общественного контроля, не согласных с предложенным генеральным планом населенного пункта;
г) организация общественного обсуждения проектов генеральных планов населенных пунктов возлагается на органы государственной власти на местах.
5. Установить, что с 1 марта 2021 года:
а) строительство и реконструкция зданий и сооружений, в том числе индивидуальных жилых домов, этажностью более двух этажей (без учета цокольного этажа), высотой более 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 квадратных метров осуществляются с обязательным проведением экспертизы проектной документации объекта и установлением государственного строительного контроля объекта территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
физическим и юридическим лицам, за исключением организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы в качестве основного вида деятельности, самостоятельно (хозяйственным способом), без заключения договора строительного подряда со строительной организацией, осуществлять строительство и реконструкцию зданий и сооружений этажностью более двух этажей (без учета цокольного этажа), высотой более 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 квадратных метров;
осуществление строительства многоэтажных многоквартирных домов на земельных участках, расположенных в функциональных зонах территорий населенных пунктов, не предназначенных для такого вида строительства;
увеличение этажности (надстройка) существующих зданий и сооружений, в том числе индивидуального жилья, без проведения экспертизы проектной документации;
увеличение этажности строящихся зданий и сооружений (путем изменения проектной документации) без проведения экспертизы измененной проектной документации;
в) положительное экспертное заключение по проектной документации признается действительным при условии его внесения экспертной организацией в "Единый реестр экспертных заключений" Национальной информационной системы "Прозрачное строительство", за исключением экспертных заключений по проектной документации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
6. Разрешить Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства осуществлять государственные закупки работ (товаров, услуг) по разработке и переработке национальных нормативных документов в области технического регулирования, государственных стандартов, а также адаптацию зарубежных нормативных документов в сфере градостроительной деятельности по прямым договорам с последующим размещением информации о них на специальном информационном портале государственных закупок не позднее трех дней с даты заключения.
7. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Закиров Б. И.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить:
в двухмесячный срок внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта, предусматривающего совершенствование механизма правового регулирования в сфере индивидуального жилищного строительства, обратив особое внимание на обеспечение сейсмической и пожарной безопасности в данной сфере;
до 1 декабря 2020 года внесение на утверждение в Кабинет Министров проекта Временного положения о порядке проведения электронных государственных закупок в сфере строительства;
до 1 июня 2021 года разработку Единого административного строительного регламента, предусматривающего регламентацию всех процессов строительства, от первичных разрешительных документов, разработки проектно-сметной документации, ее экспертизы до ввода объектов в эксплуатацию;
до 1 июня 2021 года внесение в Кабинет Министров предложений по поэтапному внедрению принципов страхования в проектно-изыскательскую и строительную деятельность на основе изучения передового международного опыта;
до 1 августа 2021 года внедрение системы антикоррупционного комплаенса Министерства строительства, а до 1 января 2022 года - получение сертификата соответствия международному стандарту ISO:37001 (Система менеджмента противодействия коррупции);
до 1 сентября 2021 года создание электронной системы "Внимательный гражданин", позволяющей гражданам самостоятельно получать информацию о строящихся объектах, выявлять незаконное строительство, фиксировать (в виде фото- и видеоматериалов) выявленные нарушения на строительных объектах и отправлять их уполномоченным органам по контролю в сфере строительства;
до 1 марта 2022 года разработку Программы "Нулевой травматизм на строительных площадках", основанной на внедрении Концепции Международной ассоциации социального обеспечения (ISSA);
до 1 июля 2022 года разработку и внедрение территориального "дизайн-кода" с учетом целевого назначения элементов городской среды, традиционной архитектуры и культуры, а также природно-климатических условий местности;
начиная с 2022 года ежегодно до 1 декабря разработку и внесение в Кабинет Министров планов-графиков мероприятий, реализуемых в рамках данной Стратегии, в следующем году с проведением глубокого анализа исполнения задач текущего года.
8. Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.) и Министерству иностранных дел (Камилов А.Х.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2021 года изучить целесообразность присоединения Республики Узбекистан к Конвенции Международной организации труда N 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве (Женева, 20 июня 1988 года) и внести по результатам обоснованные предложения в Кабинет Министров.
9. Министерству финансов (Ишметов Т.А.), Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.И.) ежегодно при формировании параметров Государственного бюджета предусматривать выделение необходимых средств по направлениям при реализации мер, указанных в "Дорожной карте" по реализации Стратегии.
10. Передать Главное управление строительства и Главное управление жилищно-коммунального хозяйства города Ташкента, а также их районные отделы в подчинение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Министерству строительства (Закиров Б.И.) в двухмесячный срок пересмотреть задачи, функции и организационные структуры Главного управления строительства города Ташкента и отделов строительства районов города Ташкента и внести предложения в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
11. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
установление парламентского контроля за своевременной и эффективной реализацией Стратегии;
ежеквартальное заслушивание на заседаниях Сената и Законодательной палаты отчетов о проделанной работе министерств и ведомств, а также хокимов областей и города Ташкента в рамках реализации Стратегии.
12. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 4.
13. Министерству строительства (Закиров Б.И.) совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. В целях эффективной организации исполнения настоящего Указа заместителям Премьер-министра (Раматов А.Ж., Кучкаров Д.А., Умурзаков С.У.):
определить первоочередные задачи ответственных министерств и ведомств по обеспечению полного и своевременного достижения предусмотренных настоящим Указом показателей и координировать их деятельность;
обеспечить своевременное выделение, адресное расходование и полное освоение необходимых средств;
ежемесячно заслушивать отчеты ответственных лиц о проделанной работе;
вносить предложения о применении мер воздействия в отношении должностных лиц, не обеспечивших полное и своевременное выполнение возложенных на них задач, вплоть до их освобождения от занимаемой должности;
Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Закирову Б.И.:
в двухнедельный срок создать межведомственные рабочие группы по намеченным приоритетным направлениям развития строительной отрасли;
принять меры по оперативному решению на месте текущих проблем, возникающих в процессе достижения предусмотренных настоящим Указом показателей.
15. Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего Указа, координацию и контроль за деятельностью органов, ответственных за исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж., а также министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Закирова Б.И.
Представлять Президенту Республики Узбекистан по итогам каждого квартала информацию о результативности осуществляемых мер.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 27.11.2020 г. N УП-6119
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реализации Стратегии модернизации,
ускоренного и инновационного развития
строительной отрасли Республики
Узбекистан на 2021-2025 годы
N |
Мероприятия |
Механизм реализации |
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители |
I. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ДАННОМ ПРОЦЕССЕ
|
||||
Разработка генеральной схемы планирования развития территории Республики Узбекистан. |
1. Привлечение ведущих специалистов, в том числе зарубежных, к разработке генеральной схемы. |
Октябрь 2023 года |
Министерство экономики и финансов (И. Норкулов), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), головной проектный институт "УзшахарсозликЛИТИ", заинтересованные министерства и ведомства |
|
2. Внесение предложений по включению проекта в Инвестиционную программу на следующие годы. |
Октябрь 2023 года |
|||
3. Подготовка концепции генеральной схемы. |
Декабрь 2024 года |
|||
4. Разработка проекта генеральной схемы, согласование с министерствами и ведомствами, а также внесение в Кабинет Министров. |
2025-2027 годы |
Разработка схем планирования развития территорий Республики Каракалпакстан и областей, а также стратегий развития территорий агломерации. |
1. Привлечение ведущих специалистов, в том числе зарубежных, к разработке территориальных схем и стратегий развития агломерационных территорий. |
Октябрь 2023 года |
Министерство экономики и финансов (И. Норкулов), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), головной проектный институт "УзшахарсозликЛИТИ", головной проектный институт "ТошкентбошпланЛИТИ", заинтересованные министерства и ведомства |
|
2. Внесение предложений по включению проектов в Инвестиционную программу на следующие годы. |
Октябрь 2023 года |
|||
3. Подготовка концепций территориальных схем. |
Декабрь 2023 года |
|||
4. Разработка проектов территориальных схем и стратегий развития агломерационных территорий, согласование с министерствами и ведомствами, а также внесение в Кабинет Министров. |
2025-2027 годы |
3. |
Внедрение территориального "дизайн-кода". |
1. Изучение международного опыта по использованию "дизайн-кода". |
Май 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Изучение местных особенностей градостроительства территорий республики. |
Ноябрь 2021 года |
|||
3. Разработка и принятие рекомендательного нормативного документа по применению "дизайн-кода". |
Июль 2022 года |
|||
4. |
Использование элементов технологий "Умного города" с внедрением комплекса стандартов по математическому (3D) моделированию городской среды. |
1. Разработка комплекса стандартов по математическому (3D) моделированию городской среды. |
Июнь 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Разработка, согласование и внесение в Кабинет Министров проекта постановления по принятию стандартов математического (3D) моделирования городской среды. |
Декабрь 2021 года |
|||
5. |
Придание генеральным планам населенных пунктов статуса публичного документа. |
1. Разработка соответствующего информационного портала в рамках НИС "Прозрачное строительство". |
Август 2021 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов) |
2. Интеграция портала с информационными системами Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента. |
Декабрь 2021 года |
|||
3. Широкое освещение информации о размещении генеральных планов населенных пунктов на информационном портале. |
Март 2022 года |
|||
4. Проведение систематического обсуждения генеральных планов населенных пунктов с участием общественности. |
Постоянно |
|||
6. |
Достижение к 2025 году полного охвата городов генеральными планами, до 25% - городских поселков. |
1. Обеспечение разработки 18 генеральных планов городов и городских поселков в рамках Программы по разработке проектов генеральных планов городов республики на 2018-2022 годы. |
2021-2022 годы |
Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство строительства (Б.Закиров), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Разработка, согласование и внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан проекта постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении Программы по разработке градостроительной документации по планированию развития и застройке территорий на 2023-2025 годы. |
Август 2022 года |
|||
Создание Единых стандартов разработки и применения градостроительной документации. |
1. Создание рабочей группы из числа сотрудников министерств строительства и экономического развития и сокращения бедности, проектных организаций. |
Март 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), заинтересованные министерства и ведомства |
|
2. Разработка Единых стандартов разработки и применения градостроительной документации. |
Декабрь 2021 года |
|||
3. Утверждение Единых стандартов.
|
Май 2022 года |
|||
8. |
Изучение передового зарубежного опыта в области городского планирования. |
Разработка "Дорожной карты" по изучению зарубежного опыта в области городского планирования, предусматривающей: создание рабочей группы из числа специалистов Министерства строительства, Министерства экономического развития и сокращения бедности и проектных организаций, вовлеченных в разработку генеральных планов территорий; организацию изучения зарубежного опыта посредством подготовки графика поездок; привлечение ведущих зарубежных специалистов в области городского планирования для проведения мероприятий по повышению квалификации специалистов (лекций, семинаров, тренингов и пр.); по результатам каждой командировки и (или) мероприятия по повышению квалификации специалистов подготовку предложений по совершенствованию системы городского планирования с внесением на рассмотрение и обсуждение коллегии Министерства строительства; внесение предложений в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров. |
Февраль 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), заинтересованные министерства и ведомства |
II. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||||
9. |
Гармонизация национальных документов в области технического регулирования с зарубежными нормативными документами с учетом геологических, природно-климатических, сейсмологических и других особенностей. |
1. Привлечение зарубежной компании. |
Январь 2021 года |
Координационный совет по реформированию нормативных документов в области технического нормирования в сфере градостроительной деятельности (А.Раматов), Министерство строительства (Б.Закиров), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Согласование Технических заданий, заключение договоров. |
Февраль 2021 года |
|||
3. Изучение и анализ совместно с привлеченной зарубежной компанией национальных нормативов в области технического регулирования и сопоставление с международными нормативными документами. |
Октябрь 2024 года (на постоянной основе) |
|||
4. Подготовка предложений по имплементации международных норм в национальных документах в области технического регулирования. |
Октябрь 2024 года |
|||
5. Согласование обновленных национальных документов в области технического регулирования с соответствующими министерствами и ведомствами. |
Декабрь 2024 года |
|||
6. Создание обновленной нормативной базы. |
В течение 2025 года |
|||
10. |
Разработка нормативных документов в области технического регулирования, направленных на повышение безопасности и энергоэффективности зданий и сооружений, применение инновационных технологий в период жизненного цикла объекта. |
1. Анализ существующей практики обеспечения безопасности и энергоэффективности зданий и сооружений, применения инновационных технологий в период жизненного цикла объекта в республике и зарубежных странах. |
Май 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство по чрезвычайным ситуациям (Т.Худайбергенов), Министерство энергетики (А.Султанов), Министерство здравоохранения (А.Хаджибаев), Государственный комитет промышленной безопасности (Б.Гулямов), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (А.Максудов), Агентство "Узстандарт (Д.Саттаров) |
2. Разработка, согласование и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта по безопасности и энергоэффективности зданий и сооружений, включающего требования по безопасности (пожарную, механическую, экологическую и др.) зданий и сооружений, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
Ноябрь 2021 года |
|||
11. |
Внедрение систем мониторинга технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, отдельных конструктивных элементов неразрушающим способом. |
1. Изучение зарубежного опыта по применению систем мониторинга технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, отдельных конструктивных элементов "неразрушающим" способом. |
Май 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство инновационного развития (И.Абдурахмонов) |
2. Разработка технических нормативов и стандартов по внедрению систем мониторинга технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений. |
Январь 2022 года |
|||
3. Внедрение в практику разработки предпроектной и проектной документации вопросов применения проектных решений с использованием систем мониторинга технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений. |
Постоянно |
|||
12. |
Создание научно-технической библиотеки нормативных документов, в том числе зарубежных, в области технического регулирования градостроительной деятельности. |
1. Проработка вопроса размещения научно-технической библиотеки. |
Июль 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Формирование перечня национальной и зарубежной научно-технической литературы в области технического регулирования градостроительной деятельности. |
Апрель 2022 года |
|||
3. Проработка вопроса финансирования приобретения научно-технической литературы. |
Октябрь 2022 года |
|||
4. Формирование библиотечного фонда национальной и зарубежной научно-технической литературы. |
2023-2024 годы |
|||
13. |
Внедрение принципов страхования в проектно-изыскательскую или строительную деятельность. |
1. Изучение наилучшего международного опыта применения страхования в проектно-изыскательской и строительной деятельности. |
Апрель 2021 года |
Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), Министерство строительства (Б.Закиров) |
2. Подготовка и внесение конкретных предложений в Кабинет Министров в виде аналитической записки. |
Май 2021 года |
|||
14. |
Внедрение системы периодической аттестации сотрудников уполномоченных органов и организаций, оказывающих государственные услуги и осуществляющих разрешительные процедуры, экспертизу проектной документации, а также контроль в сфере строительства. |
1. Разработка дифференцированных требований к аттестации в зависимости от категорий риска объектов строительства. |
Октябрь 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Введение в практику систематической аттестации не реже одного раза в два года. |
С 2022 года |
|||
3. Создание и ведение единого реестра сотрудников уполномоченных органов и организаций. |
После первой аттестации, постоянно |
|||
15. |
Повышение роли негосударственных некоммерческих организаций, в частности Союза архитекторов Узбекистана и Ассоциации инженеров-консультантов Узбекистана, в организации тренингов, семинаров, мастер-классов, учебных курсов в сфере архитектуры и строительства с привлечением ведущих зарубежных архитекторов, инженеров-проектировщиков и строителей. |
Разработка и утверждение комплекса мер на 2021-2023 годы по привлечению ведущих международных архитекторов и проектировщиков для организации тренингов, семинаров, мастер-классов, учебных курсов. |
Май 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Союз архитекторов Узбекистана (А.Тохтаев), Ассоциация инженеров-консультантов Узбекистана (А.Халматов) |
16. |
Интегрирование в проектном и подрядном деле принципов наставничества "наставник - ученик". |
1. Разработка и утверждение методических рекомендаций внедрения принципов наставничества, предусматривающих внедрение порядка рецензирования работ молодых архитекторов, инженеров-проектировщиков и строителей со стороны наставников. |
Январь 2022 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Союз архитекторов Узбекистана (А.Тохтаев), Ассоциация инженеров-консультантов Узбекистана (А.Халматов) |
2. Проведение тематических семинаров с участием проектно-изыскательских и строительных организаций для разъяснения сути наставничества. |
I полугодие 2022 года |
|||
17. |
Проведение конкурсов на разработку отечественными программистами конкурентоспособных программных продуктов в сфере проектирования и управления строительным производством. |
1. Создание с привлечением ведущих IT-специалистов и проектных организаций рабочей группы по проведению конкурсов. Анализ зарубежного опыта проведения подобных конкурсов. |
Март 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков), проектные организации, разработчики программных продуктов |
2. Разработка и утверждение порядка проведения конкурсов на разработку отечественными программистами программных продуктов. |
Ноябрь 2021 года |
|||
18. |
Присоединение Республики Узбекистан к Конвенции Международной организации труда N 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве. |
1. Изучение целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Конвенции Международной организации труда N 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве (Женева, 20 июня 1988 года) и внести по результатам обоснованные предложения в Кабинет Министров. |
Июнь 2021 года |
Министерство занятости и трудовых отношений (Н.Хусанов), Министерство иностранных дел (А.Камилов), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство здравоохранения (А.Хаджибаев), Государственный комитет промышленной безопасности (Б.Гулямов), Совет Федерации профсоюзов (К.Рафиков), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Разработка, согласование и внесение в Кабинет Министров проекта Закона Республики Узбекистан "О ратификации Конвенции Международной организации труда N 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве". |
Октябрь 2021 года |
|||
19. |
Принятие Программы "Нулевой травматизм на строительных площадках", основанной на внедрении Концепции Международной ассоциации социального обеспечения (ISSA). |
1. Создание рабочей группы по разработке Программы "Нулевой травматизм на строительных площадках". |
Май 2021 года |
Министерство занятости и трудовых отношений (Н.Хусанов), Министерство строительства (Б.Закиров), Государственный комитет промышленной безопасности (Б.Гулямов), Инспекция по контролю в электроэнергетике (У.Эгамбердиев), Совет Федерации профсоюзов (К.Рафиков), Торгово-промышленная палата (А.Икрамов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Разработка, согласование и утверждение проекта нормативно-правового акта по принятию Программы "Нулевой травматизм на строительных площадках", предусматривающей: организацию службы охраны труда во всех организациях строительной отрасли, включая введение должности специалиста в области охраны труда; привлечение в сферу квалифицированных кадров, инженеров и технических специалистов, организацию повышения квалификации и проверки знаний сотрудников и производственных работников, специалистов по охране труда по вопросам безопасности и гигиены на рабочих местах; обеспечение внедрения на объектах строительной отрасли Системы управления охраной труда в соответствии с системой стандартов безопасности труда, международного стандарта ISO:45001, включающей выявление потенциальных угроз, оценку, контроль и управление профессиональными рисками на строительных площадках. |
Март 2022 года |
|||
20. |
Внедрение системы инвестиций в кадры, мотивации посредством участия работников в вопросах соблюдения требований безопасности и гигиены на рабочих местах. |
Разработка комплекса мер, предусматривающего: проведение мотивационных мероприятий посредством участия работников в вопросах соблюдения требований безопасности и гигиены на рабочих местах; внедрение в практику проведения конкурсов по номинациям "Мехнат мухофазасида фаолва илғор рахбар", "Мехнат мухофазасида фаол ва илғор мутахассис" с обязательным вручением в Международный день охраны труда - 28 апреля почетных грамот, нагрудных знаков, премий, сувениров, льготных путевок в санатории. |
Август 2021 года |
Совет Федерации профсоюзов (К.Рафиков), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство занятости и трудовых отношений (Н.Хусанов), Государственный комитет промышленной безопасности (Б.Гулямов), Торгово-промышленная палата (А.Икрамов), заинтересованные министерства и ведомства |
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
|
||||
21. |
Упрощение разрешительных процедур и сокращение сроков подготовки документов для проведения электронных аукционов по реализации земельных участков под строительство объектов предпринимательской деятельности. |
1. Проведение анализа подготовки и согласования документов для проведения электронных аукционов, в том числе сроков согласования документации. |
Март 2021 года |
Агентство по кадастру (Х.Турахужаев), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Разработка предложений по оптимизации отдельных разрешительных процедур и сроков согласования документации, внесение аналитической записки в Кабинет Министров. |
Ноябрь 2021 года |
|||
3. Разработка и утверждение проекта нормативно-правового акта. |
Февраль 2022 года |
|||
22. |
Улучшение позиции Республики Узбекистан в международном индексе "Ведение бизнеса" (Doing Business Index) в части получения разрешений на строительство (Dealingwith Construction Permits). |
1. Изучение международного опыта в части совершенствования процесса получения разрешений на строительство (сроки, количество процедур, стоимость, качество). |
Апрель 2021 года |
Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Сопоставление передового зарубежного опыта с национальными процедурами. |
Июль 2021 года |
|||
3. Выработка предложений и разработка комплекса мер. |
Октябрь 2021 года |
|||
23. |
Совершенствование порядка проведения закупочных процедур на проектные и подрядные работы (услуги). |
Утверждение проекта постановления Кабинета Министров по совершенствованию закупочных процедур в сфере строительства, предусмотрев: внедрение электронной тендерной платформы; сокращение в два раза времени на закупочные процедуры; упразднение порядка оценки общей и технической частей конкурсной (тендерной) документации за счет внедрения электронного рейтинга; утверждение типовой закупочной документации. |
Январь 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н.Хусанов), Антимонопольный комитет (Н.Шарипов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Государственный комитет по статистике (Б.Бегалов), Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров) |
24. |
Кардинальное совершенствование лицензионных и разрешительных процедур для субъектов градостроительной деятельности. |
1. Изучение международного опыта лицензирования проектных организаций, в том числе путем организации зарубежных поездок. |
Декабрь 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Совершенствование порядка лицензирования деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации, предусматривающего: а) перевод порядка лицензирования деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации для объектов I категории риска на уведомительный порядок; б) внедрение порядка лицензирования деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации для объектов II, III, IV категорий риска, основанного на обязательной сертификации специалистов в сфере проектирования и строительства, предусмотрев: оценку знаний, опыта и стажа работы, применения современных методов и технологий проектирования и других критериев; проведение периодической сертификации специалистов в сфере проектирования и строительства на основе их переаттестации (не реже одного раза в 5 лет); в) формирование базы данных сертифицированных специалистов в сфере проектирования и строительства, прослеживание их профессиональной деятельности с использованием специальных идентификационных карт и QR-кода. |
Май 2022 года |
|||
Совершенствование порядка лицензирования строительных подрядных организаций, осуществляющих отдельные виды строительно-монтажных работ, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, с учетом их группировки по направлениям и категориям строительства, а также в соответствии с электронным рейтингом строительных подрядных организаций: |
Министерство строительства (Б.Закиров), заинтересованные министерства и ведомства |
|||
а) изучение международного опыта лицензирования строительных подрядных организаций; |
Январь 2021 года |
|||
б) проведение анализа деятельности строительных подрядных организаций в рамках электронного рейтинга и подготовка предложений по применению определенных критериев к лицензированию в разрезе видов строительно-монтажных работ и/или категорий риска объектов строительства; |
Март 2021 года |
|||
в) разработка, согласование и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта о порядке лицензирования строительных подрядных организаций. |
Апрель 2021 года |
|||
25. |
Пересмотр размера выплаты гарантийной суммы по истечении гарантийного срока. |
1. Изучение передового зарубежного опыта в части определения размера выплаты гарантийной суммы по истечении гарантийного срока, в зависимости от категории риска объектов, а также пересмотр сроков ее выплаты. |
Сентябрь 2021 года |
Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), Министерство строительства (Б.Закиров), Центральный банк (М.Нурмуратов) |
2. Разработка предложений и внесение аналитической записки в Кабинет Министров. |
Ноябрь 2021 года |
|||
3. Разработка и утверждение проекта нормативно-правового акта. |
Март 2022 года |
|||
26. |
Поэтапное внедрение "объемного" метода разработки проектно-сметной документации и на его основе осуществление строительно-монтажных работ субъектами градостроительной деятельности (заказчиком, проектировщиком и подрядчиком). |
1. Изучение опыта наилучших практик зарубежных стран, привлечение, при необходимости, международных консалтинговых компаний и экспертов для анализа определения стартовой стоимости для закупки, ценообразования взаиморасчетов в строительстве, формирования отчетности и финансирования. |
Сентябрь 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство транспорта (И.Махкамов), Министерство иностранных дел (А.Камилов) |
2. На основе изучения сопоставление "ресурсного и объемного методов". |
Январь 2022 года |
|||
3. Подготовка и внесение в Кабинет Министров предложений по дальнейшему внедрению "объемного метода". |
Ноябрь 2021 года |
|||
4. Разработка комплекса мер по пилотному применению "объемного метода" в рамках проектов, финансируемых за счет нецентрализованных источников. |
В течение 2022 года |
|||
5. Введение "объемного метода" по не менее ста проектам Инвестиционной программы. |
2023-2024 годы |
|||
6. Доведение доли "объемного метода" от общего количества объектов строительства до 50%. |
Декабрь 2025 года |
|||
27. |
Внедрение электронной платформы "Национальный классификатор строительных материалов". |
1. Создание рабочей группы по внедрению электронной платформы. |
Февраль 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков), Министерство транспорта (И.Махкамов), Государственный комитет по статистике (Б.Бегалов), Агентство "Узстандарт" (Д.Саттаров), Ассоциация "Узпромстройматериалы" (А.Баходиров) |
2. Разработка рабочей группой Технического задания и механизма взаимодействия уполномоченных органов. |
Июль 2021 года |
|||
3. Инвентаризация действующих стандартов на строительные материалы и статистических форм отчетностей, подготовка предложений по структуре создаваемого классификатора. |
Декабрь 2021 года |
|||
4. Формирование Национального классификатора строительных материалов, включая детальные технические характеристики строительных материалов с присвоением индивидуальных кодов. |
Июль 2022 года |
|||
5. Пилотный ввод электронной платформы, включая информацию о дислокации производителей и логистике. |
Февраль 2023 года |
|||
28. |
Упразднение требований по проведению государственной экспертизы сметной части предпроектной и проектной документации с параллельной проработкой альтернативных механизмов определения стоимости строительства, основанных на рыночных принципах и договорных отношениях между заказчиком, проектировщиком и подрядчиком. |
1. Внесение в Кабинет Министров предложений по определению стоимости строительства, основанных на рыночных принципах и договорных отношениях между заказчиком в области градостроительной деятельности и исполнителем работ (услуг). |
Февраль 2022 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов) |
2. Разработка, согласование и внесение в Кабинет Министров проекта постановления об отмене обязательных требований проведения Министерством строительства экспертизы сметной части предпроектной и проектной документации. |
Октябрь 2022 года |
|||
29. |
Коренное реформирование системы технических заказчиков в сфере строительства по объектам, финансируемым за счет государственных и приравненных к ним источников финансирования, за счет привлечения субъектов частного предпринимательства к осуществлению функций технических заказчиков. |
1. Разработка, согласование и внесение в Кабинет Министров проекта постановления об утверждении перечня субъектов частного предпринимательства, осуществляющих функции заказчика в порядке эксперимента в городе Ташкенте. |
Декабрь 2020 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), хокимият города Ташкента (Ж.Артикходжаев), Министерство народного образования (Ш.Шерматов), Министерство дошкольного образования (А.Шин), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Проведение эксперимента в городе Ташкенте по управлению реализацией 10 проектов до завершения строительно-монтажных работ и ввода отобранных объектов в эксплуатацию, в том числе привлечение инжиниринговых услуг на основе аутсортинга (авторский и технический контроль, управление проектом). |
Декабрь 2022 года |
|||
30. |
Трансформация государственных проектно-изыскательских организаций. |
1. Привлечение зарубежных экспертов для проведения финансового и технологического аудита государственных проектно-изыскательских организаций. |
Январь 2021 года |
Агентство по управлению государственными активами (С.Бекенов), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев) |
2. Разработка коммерческих концепций развития, включая технико-экономические и финансовые показатели, по каждому государственному проектному институту. |
Апрель 2021 года |
|||
3. Поиск и проведение переговоров с инвесторами и успешно функционирующими строительными компаниями в целях привлечения инвестиций и (или) обеспечения кооперации строительных организаций с государственными проектными организациями. |
Январь 2022 года |
|||
4. Исходя из итогов переговоров заключение соглашений о передаче государственных пакетов акций (долей) в доверительное управление на конкурсной основе, привлечении инвестиций с дополнительной эмиссией акций (увеличением уставного фонда) либо по иным договоренностям. |
Постоянно, по итогам заключения соглашений |
|||
5. Сокращение доли государственного участия в деятельности проектно-изыскательских организаций путем: реализации государственных пакетов акций проектно-изыскательских организаций в уставном капитале; привлечения иностранных инвестиций и дополнительной эмиссии акций (увеличением уставного фонда) проектно-изыскательских организаций. |
2021-2022 годы |
|||
31. |
Обеспечение возможности ускорения финансирования строительных подрядных организаций за счет средств ипотечных кредитов долевых участников строительства, выдаваемых коммерческими банками в период осуществления строительно-монтажных работ, с условием оформления объекта ипотеки после государственной регистрации объекта недвижимости. |
1. Разработка и внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложений по обеспечению поэтапной выдачи коммерческими банками ипотечных кредитов в период осуществления строительно-монтажных работ многоквартирных жилых домов на основе долевого участия. |
Февраль 2021 года |
Центральный банк (М.Нурмуратов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство строительства (Б.Закиров) |
2. Разработка, согласование и внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан проекта постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающего порядок ипотечного кредитования и оформления документации. |
Август 2021 года |
|||
32. |
Внедрение кластеров строительства. |
1. Изучение международного опыта, посещение кластеров строительства Испании, Финляндии и других стран. |
Август 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство иностранных дел (А.Камилов), Ассоциация "Узпромстройматериалы" (А.Баходиров), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
2. Определение координирующего органа. |
Октябрь 2021 года |
|||
3. На основе зарубежного опыта разработка методологии кластерного сотрудничества в зависимости от потребности регионов республики (производственно-строительные, инвестиционно-строительные и проектно-строительные кластеры). |
Февраль 2022 года |
|||
4. Введение системы кластерного обмена опытом и обучения мастеров и узко-квалифицированных специалистов по отдельным направлениям строительно-монтажных процессов. |
Август 2022 года |
|||
5. Расширение на втором этапе кластерного сотрудничества по направлениям строительства, проектирования и совместного инвестирования. |
Начиная с 2023 года, постоянно |
|||
33. |
Выставление на аукцион земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов, обеспеченных подводящей инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктурой достаточной мощности. |
1. Разработка с привлечением международных консалтинговых компаний коммерческих концепций развития селитебных территорий в городах республики с учетом: процессов урбанизации на перспективу; изучения и анализа прогнозной потребности приобретения жилого имущества населением в перспективе; наличия подводящей инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры достаточной мощности. |
Ноябрь 2021 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство экономического развития и сокращения бедности (И.Норкулов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство строительства (Б.Закиров), Агентство по кадастру (Х.Турахужаев) |
2. Проведение широкого освещения в местных и международных средствах массовой информации положений концепций и презентаций развития селитебных территорий в городах республики. |
В течение 2022 года |
|||
3. Разработка предложений по установлению конкретных критериев отбора инвесторов (уровень внедрения систем "современного менеджмента", оценка эффективности системы управления, планирования их деятельности), требований выполнения соответствующих инвестиционных условий. |
Декабрь 2023 года |
|||
4. Разработка плана-графика выставления на аукцион и реализация земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов. |
2024-2025 годы |
|||
34. |
Изучение возможности применения в строительстве новых видов энергоэффективных строительных материалов, заменяющих традиционный глиняный кирпич. |
Разработка и утверждение на 2022-2023 годы комплекса мер, предусматривающего: проработку вопроса внедрения новых видов строительных материалов, заменяющих традиционный глиняный кирпич, на основе местного сырья; изучение возможности применения в производственном процессе переработки местных техногенных отходов и ресурсосберегающих технологий, возобновляемых и альтернативных видов топливно-энергетических ресурсов, заменяющих природный газ. |
Январь 2022 года |
Министерство инновационного развития (И.Абдурахмонов), Ассоциация "Узпромстройматериалы" (А.Баходиров), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (А.Максудов), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство энергетики (А.Султанов) |
35. |
Ускорение геологоразведочных работ по освоению новых месторождений запасов/залежей природного декоративного и отделочного камня. |
1. Проведение геологоразведочных работ по освоению новых месторождений запасов/залежей природного декоративного и отделочного камня (гранит, мрамор, травертин, габбро и другие) в рамках Государственной программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы. |
2021-2023 годы |
Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (Б.Исламов), Министерство строительства (Б.Закиров) |
2. Разработка и утверждение по каждому объекту "сетевых графиков", предусматривающих определение конкретных сроков и мероприятий по: разработке и утверждению геологических заданий и проектно-сметной документации на проведение геологоразведочных работ; проведению геологоразведочных работ с подсчетом прироста прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых; представлению отчетов о результатах геологоразведочных работ для рассмотрения на заседаниях Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых. |
Февраль 2021 года |
|||
36. |
Расширение практики применения в строительстве энергоэффективных и энергосберегающих строительных материалов. |
Разработка и утверждение комплекса мер по расширению практики применения в строительстве энергоэффективных и энергосберегающих строительных материалов (газобетон, пенобетон, полистиролбетон, теплоизоляционные материалы на основе базальта, заполненные полистиролом сэндвич-панели и другие). |
Февраль 2021 года |
Ассоциация "Узпромстройматериалы" (А.Баходиров), Министерство инновационного развития (И.Абдурахмонов), Министерство строительства (Б.Закиров) заинтересованные министерства и ведомства |
37. |
Широкое внедрение системы энергетического аудита зданий и сооружений. |
1. Утверждение проекта постановления Кабинета Министров. |
Декабрь 2020 года |
Министерство энергетики (А.Султанов), Министерство строительства (Б.Закиров) |
2. Формирование аналитической базы данных зданий и сооружений по классам энергоэффективности. |
Постоянно |
|||
38. |
Создание Комплексной строительной испытательной лаборатории. |
1. Строительство здания Комплексной строительной испытательной лаборатории и оснащение оборудованием, машинами и механизмами. |
Август 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов) |
2. Начало работ по проведению испытаний конструкций объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, строительных материалов и изделий. |
Сентябрь 2021 года |
|||
IV. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВНЕДРЕНИЕ В ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
||||
39. |
Охват функционирования введенных электронных платформ НИС "Прозрачное строительство". |
1. Разработка и утверждение плана-графика внедрения электронных платформ во всех регионах Республики Узбекистан и обучения пользованию ими специалистов структурных и территориальных подразделений, входящих в систему Министерства строительства. |
Декабрь 2020 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков), заинтересованные министерства и ведомства |
2. В соответствии с утвержденным планом-графиком проведение обучения и опытной эксплуатации электронных платформ. |
Февраль 2021 года |
|||
40. |
Интеграция электронных платформ НИС "Прозрачное строительство" и геопортала с межведомственными информационными системами и базами данных. |
1. Разработка технологической инструкции по интеграции НИС "Прозрачное строительство" и геопортала с другими информационными системами и базами данных. |
Январь 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков), Министерство финансов (Т.Ишметов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Обеспечение интеграции НИС "Прозрачное строительство" с: системами электронного правительства; базами данных юридических лиц; Единым порталом интерактивных государственных услуг; информационными системами Государственного налогового комитета и Государственного комитета по статистике. |
Март 2021 года |
|||
3. Обеспечение интеграции геопортала с Единой системой государственного кадастра. |
Март 2021 года |
|||
41. |
Обеспечение полного ввода в базы данных геопортала разработанных и утвержденных градостроительных документов. |
1. Разработка и утверждение плана-графика размещения в базы данных разработанных и утвержденных градостроительных документов. |
Февраль 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Размещение в базы данных разработанных и утвержденных градостроительных документов. |
Согласно плану-графику |
|||
42. |
Создание на базе научно-технической библиотеки базы данных "Нормативные документы в сфере строительства". |
1. Разработка и утверждение Технического задания. |
Август 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
2. Разработка электронной базы данных "Нормативные документы в сфере строительства". |
Декабрь 2022 года |
|||
3. Заполнение базы данных нормативными документами в сфере строительства. |
Начиная с 2023 года, постоянно |
|||
43. |
Создание информационной системы "Внимательный гражданин" ("Огоҳ фуқаро"), позволяющей гражданам самостоятельно получать информацию о строящихся объектах, выявлять факты незаконного строительства, фиксировать выявленные нарушения на строительных объектах в виде фото- и видеоматериалов и отправлять их уполномоченным органам по контролю в сфере строительства. |
1. Разработка и утверждение Технического задания. |
Апрель 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
2. Разработка информационной системы "Внимательный гражданин". |
Сентябрь 2021 года |
|||
3. Запуск в опытную эксплуатацию информационной системы "Внимательный гражданин". |
Ноябрь 2021 года |
|||
4. Широкое освещение в средствах массовой информации запуска информационной системы "Внимательный гражданин". |
Январь 2022 года |
|||
44. |
Оснащение структурных и территориальных подразделений, входящих в систему Министерства строительства, серверным и компьютерным оборудованием. |
1. Проведение инвентаризации и определение перечня необходимого серверного и компьютерного оборудования. |
Март 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов) |
2. Подготовка предварительного расчета и заявки на приобретение серверного и компьютерного оборудования и представление в Министерство финансов. |
Апрель 2021 года |
|||
3. Выделение денежных средств для приобретения серверного и компьютерного оборудования. |
Июнь 2021 года |
|||
4. Обеспечение структурных и территориальных подразделений, входящих в систему Министерства строительства, серверным и компьютерным оборудованием. |
Декабрь 2021 года |
|||
45. |
Охват структурных и территориальных подразделений, входящих в систему Министерства строительства, широкополосным доступом к интернет-ресурсам. |
1. Проведение инвентаризации и определение уровня оснащенности широкополосным доступом к интернет-ресурсам. |
Март 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
2. Представление в Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций перечня структурных и территориальных подразделений, входящих в систему Министерства строительства, для обеспечения широкополосным доступом к Интернет-ресурсам. |
Апрель 2021 года |
|||
3. Обеспечение Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций структурных и территориальных подразделений, входящих в систему Министерства строительства, широкополосным доступом к интернет-ресурсам. |
Июнь 2022 года |
|||
46. |
Обучение субъектов градостроительной деятельности и населения пользованию электронными платформами НИС "Прозрачное строительство" и Геопортала. |
1. Разработка и утверждение плана-графика обучения субъектов градостроительной деятельности и населения пользованию электронными платформами НИС "Прозрачное строительство" и геопортала. |
Декабрь 2020 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), заинтересованные министерства и ведомства |
2. В соответствии с утвержденным планом-графиком проведение обучения, в том числе с использованием видеоконференцсвязи. |
Март 2021 года |
|||
47. |
Обеспечение широкого освещения функционала электронных платформ НИС "Прозрачное строительство" и геопортала в средствах массовой информации. |
1. Разработка пресс-релиза и презентационного материала. |
Февраль 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (А.Ходжаев) |
2. Освещение функционала электронных платформ НИС "Прозрачное строительство" и геопортала в средствах массовой информации и социальных сетях. |
Постоянно |
|||
48. |
Включение в базу данных геофонда исполнительных съемок объектов завершенного строительства. |
Разработка, согласование и внесение в Кабинет Министров проекта постановления, предусматривающего требования по обязательному наличию исполнительных съемок объектов завершенного строительства. |
Июль 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), заинтересованные министерства и ведомства |
49. |
Создание функционала получения информации о земельных участках, а в перспективе также зданиях и сооружениях. |
1. Интеграция геопортала с информационной системой Агентства по кадастру в части представления информации о земельных участках, предлагаемых для застройки. |
Июнь 2021 года |
Агентство по кадастру (Х.Тураходжаев), Министерство строительства (Б.Закиров) |
2. Интеграция геопортала с адресным реестром недвижимости. |
Август 2021 года |
|||
50. |
Совершенствование оказываемых государственных услуг в сфере строительства, предоставляемых органами в сфере строительства. |
1. Проведение инвентаризации оказываемых государственных услуг в сфере строительства. |
Апрель 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
2. Интеграция государственных услуг в сфере строительства в НИС "Прозрачное строительство". |
2021-2022 годы |
|||
51. |
Обеспечение информационной безопасности внедряемых информационных систем и электронных баз данных. |
1. Проведение аудита обеспечения информационной безопасности. |
Сентябрь 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров), ГУП "Центр кибербезопасности" (Д.Чиченков), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
2. Разработка и внедрение политики информационной безопасности. |
Октябрь 2022 года |
|||
3. Мониторинг обеспечения информационной безопасности внедряемых информационных систем и электронных баз данных. |
Постоянно |
|||
V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ, РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||||
52. |
Подключение профессиональных образовательных учреждений архитектурно-строительного направления к Национальной сети "Электронное образование". |
1. Формирование перечня профессиональных образовательных учреждений архитектурно-строительного направления, подключаемых к Национальной сети "Электронное образование". |
Июнь 2023 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (И.Маджидов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
2. Оснащение профессиональных образовательных учреждений архитектурно-строительного направления серверным и компьютерным оборудованием. |
Декабрь 2023 года |
|||
3. Принятие совместного решения исполнителей по подключению профессиональных образовательных учреждений архитектурно-строительного направления к Национальной сети "Электронное образование". |
Январь 2024 года |
|||
53. |
Повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием в сфере архитектуры и строительства. |
1. Проведение переговоров с ведущими зарубежными высшими образовательными учреждениями, в частности из Японии, Турции, КНР. |
2021-2022 годы |
Министерство высшего и среднего специального образования (И.Маджидов), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство иностранных дел (А.Камилов) |
2. Заключение соглашений по: открытию в Республике Узбекистан филиалов зарубежных высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и строительства; привлечению ведущих зарубежных архитекторов и инженеров к преподаванию; созданию совместных образовательных программ образования по наиболее востребованным направлениям и специальностям, с присвоением выпускникам двойного диплома. |
По итогам переговоров |
|||
3. Разработка и принятие совместного решения исполнителей по утверждению Концепции развития Ташкентского архитектурно-строительного института, предусматривающей: обеспечение повышения позиции в национальном рейтинге; его вхождение в перечень лучших высших образовательных учреждений (топ-1000) в рейтингах международно-признанных организаций. |
Август 2021 года |
|||
54. |
Применение современных и инновационных методов обучения на базе профессиональных образовательных учреждений архитектурно-строительного направления. |
1. Разработка и утверждение комплекса мер по расширению охвата профессиональных образовательных учреждений современными педагогическими и информационными технологиями. |
Февраль 2021 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (И.Маджидов), Министерство строительства (Б.Закиров) |
2. Разработка серий программ обучения и повышения квалификации преподавателей. |
Май 2021 года |
|||
3. Обеспечение отбора преподавателей из наиболее опытных сотрудников, обладающих навыками пользования информационно- коммуникационными технологиями. |
Постоянно |
|||
4. Подготовка серии отраслевых учебников и учебных пособий нового поколения с учетом тенденций развития и осуществляемых реформ в строительной сфере. |
Сентябрь 2022 года |
|||
5. Применение инновационных методов обучения с использованием зарубежной литературы в области архитектуры и строительства. |
Начиная с 2023 года |
|||
55. |
Внедрение проведения коучингов в архитектурно-строительных колледжах республики. |
1. Обучение преподавателей принципам и навыкам коучинга путем проведения тренингов и семинаров с приглашением профессиональных высококвалифицированных коучей. |
В течение 2021 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (И.Маджидов), Министерство строительства (Б. Закиров) |
2. Разработка стратегии развития колледжей (педагогический совет в коуч-стиле). |
Май 2022 года |
|||
3. Внедрение коучингового подхода к занятиям с учетом обмена опытом педагогов по апробации инновационного подхода в обучении. |
До конца 2022 года |
|||
4. Проведение коучинг-сессий для обучающихся с психолого-педагогическим сопровождением при подготовке к экзаменам, самоопределении и профориентации. |
Начиная с 2023 года, постоянно |
|||
5. Использование коучинг-стиля при проведении педагогического совета, заседаний творческих групп, работы лабораторий. |
Начиная с 2023 года, постоянно |
|||
56. |
Обучение узкопрофильных специалистов строительной сферы в рамках краткосрочных курсов. |
1. Привлечение к преподаванию квалифицированных мастеров производственного обучения и инженерно-технических работников. |
2020-2021 годы |
Министерство занятости и трудовых отношений (Н.Хусанов), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство высшего и среднего специального образования (И.Маджидов) |
2. Внедрение краткосрочных курсов и обучение узких специалистов в строительной сфере. |
Январь 2021 года |
|||
3. Выдача специальных сертификатов соответствия профессии, идентифицирующих специальность обучающихся согласно выбранной профессии. |
После окончания курсов |
|||
4. Создание системы опознания специалистов путем интеграции QR-кода сертификатов и базы данных. |
Декабрь 2021 года |
|||
57. |
Развитие центров адаптации и трансфера технологий и инноваций. |
Разработка и утверждение на 2021-2023 годы комплекса мер, предусмотрев: формирование механизмов эффективного взаимодействия науки и реального сектора; проведение регулярного мониторинга потребностей участников строительной отрасли в знаниях, навыках и технологических решениях; повышение эффективности и результативности проводимых фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и разработок в области архитектуры и строительства. |
Март 2021 года |
Министерство инновационного развития (И.Абдурахмонов), Министерство строительства (Б.Закиров) |
58. |
Создание системы стимулирования вовлечения талантливой молодежи в научную и творческую деятельность в области архитектуры и строительства. |
1. Внедрение системы профессиональных конкурсов для молодых ученых. |
Март 2021 года |
Министерство инновационного развития (И.Абдурахмонов), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство занятости и трудовых отношений (Н.Хусанов) |
2. Проведение собеседования и принятие мер по трудоустройству талантливых специалистов в проектных и строительных подрядных организациях. |
Постоянно |
|||
59. |
Повышение результативности научного потенциала в области архитектуры и строительства. |
1. Развитие взаимовыгодного международного научного и научно-технического сотрудничества, создание системы обеспечения участия отечественных ученых и организаций в международных научных союзах, ассоциациях и иных профессиональных объединениях. |
Май 2022 года |
Министерство инновационного развития (И.Абдурахмонов), Министерство строительства (Б.Закиров), Министерство высшего и среднего специального образования (И.Маджидов) |
2. Принятие мер по повышению рейтинга журналов в сфере архитектуры и строительства. |
Постоянно |
|||
60. |
Развитие системы управления кадрами и привлечение квалифицированных сотрудников в систему органов и учреждений строительства. |
1. Изучение международного опыта по внедрению современных методов управления, подбора кадров на основе квалификационных требований. |
Июнь 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров) |
2. Разработка ведомственного акта, предусматривающего: внедрение системы HR-менеджмента, создание на этой основе положительного имиджа Министерства строительства, эффективную систему поддержки, управления и контроля кадров; активизацию системы кадрового маркетинга и введение новых методов рекрутмента (онлайн-рекрутмент, активный хедхантинг), направленных на привлечение квалифицированных кадров; развитие системы кадрового контроллинга (системы самоконтроля); внедрение системы антикоррупционного комплаенса для осуществления и координации антикоррупционной политики Министерства строительства. |
Август 2021 года |
|||
3. Проведение организационно-технических мероприятий по: организации для работников органов и учреждений строительства зарубежной практики, семинаров, мастер-классов и учебных курсов с участием международных экспертов; созданию и обновлению учебных программ для работников системы Министерства строительства с учетом нововведений в законодательстве и актуальных проблем; социальному развитию коллектива, направленному на профессионализм, восприимчивость и адаптацию работников к нововведениям (стресс-менеджмент, тайм-менеджмент, тимбилдинг и другие). |
2021-2023 годы |
|||
61. |
Совершенствование системы оценки персонала. |
Внедрение системы KPI, включающей: предъявление качественных и количественных требований и показателей, определение интересов и потребностей работников; оценку исполнительской дисциплины путем расширения возможностей использования передовых информационных технологий; наблюдение за изменениями в системе повышения квалификации кадров; внедрение новых методов выплаты заработной платы (обновление критериев рейтинговой системы эффективности деятельности работников, программ ведомственных поощрений). |
Август 2021 года |
Министерство строительства (Б.Закиров) |
к Указу Президента РУз
от 27.11.2020 г. N УП-6119
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
по реализации Стратегии модернизации,
ускоренного и инновационного развития
строительной отрасли Республики
Узбекистан на 2021-2025 годы
N |
Наименование показателя |
Текущее состояние |
Цель:
|
||
2021 год
|
2023 год |
2025 год |
2. |
Достижение к 2025 году гармонизации национальных градостроительных норм и правил с международными нормативами и стандартами. |
- |
10% |
30% |
50% |
3. |
Обеспечение к 2025 году создания дополнительно четырех электронных платформ в рамках НИС "Прозрачное строительство". |
- |
1 |
2 |
4 |
4. |
Достижение к 2025 году доли внедрения "объемного" метода разработки проектно-сметной документации до 50 процентов от общего количества объектов строительства в республике. |
- |
- |
25% |
50% |
5. |
Вхождение к 2025 году одного из высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и строительства в перечень лучших высших образовательных учреждений стран Азии (топ-1000) в рейтингах международно-признанных организаций. |
- |
- |
- |
1 |
6. |
Достижение к 2025 году охвата всех городов генеральными планами. |
95% |
96% |
98% |
100% |
7. |
Достижение к 2025 году охвата 25 процентов городских поселков генеральными планами. |
14% |
18% |
22% |
25% |
к Указу Президента РУз
от 27.11.2020 г. N УП-6119
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
вносимые в некоторые акты Президента
Республики Узбекистан
1. В абзаце втором пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 22 мая 2018 года N УП-5445 "О дополнительных мерах по оптимизации порядка осуществления проектных и строительных работ в капитальном строительстве" слова "включенных в государственные программы развития Республики Узбекистан" заменить словами "за исключением проектов, финансируемых из бюджетов бюджетной системы, а также за счет займов под гарантию Правительства Республики Узбекистан".
2. В Указе Президента Республики Узбекистан от 17 августа 2018 года N УП-5515 "О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте":
а) в абзаце третьем пункта 1 слова "Министерства строительства" исключить;
б) в пункте 2:
абзац четвертый исключить;
абзацы пятый - шестой считать соответственно абзацами четвертым - пятым.
3. В Указе Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года N УП-5577 "О дополнительных мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства":
а) в подпункте "б" пункта 1:
абзац пятый исключить;
абзацы шестой - девятый считать соответственно абзацами пятым - восьмым;
б) в подпункте "а" пункта 5:
абзац четвертый исключить;
абзац пятый считать соответственно абзацем четвертым.
4. Подпункт "г" пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 10 января 2019 года N УП-5624 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан" изложить в следующей редакции:
"г) Министерству финансов Республики Узбекистан полномочий Агентства в области государственных закупок, определив его уполномоченным органом в данной сфере. При этом Министерство строительства Республики Узбекистан определить оператором по организации и проведению электронных государственных закупок в сфере строительства на портале Национальной информационной системы "Прозрачное строительство".
5. Абзац третий подпункта "г" пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 13 марта 2020 года N УП-5963 "О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли Республики Узбекистан" изложить в следующей редакции:
"к участию в государственных закупках в сфере строительства допускаются проектно-изыскательские и строительные подрядные организации, включенные в электронный рейтинг и имеющие положительные показатели по соответствующим критериям (опыт работы, финансовая устойчивость, наличие в штате квалифицированных работников, данные которых включены в межведомственный аппаратно-программный комплекс "Единая национальная система труда", и другие критерии)".
6. Приложение N 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2018 года N ПП-3550 "О мерах по совершенствованию порядка проведения экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов" дополнить пунктом 3-2 следующего содержания:
"3-2. При проведении комплексной экспертизы тендерной (конкурсной) документации и технических заданий на осуществление государственной закупки товаров (работ, услуг) по капитальному строительству и ремонту зданий, сооружений и инженерных коммуникаций экспертиза проводится в части оценки объемов товаров (работ, услуг) и их ценовых параметров".
7. Приложение к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2018 года N ПП-3953 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О государственных закупках" дополнить пунктом 39 следующего содержания:
"39. Разработка и переработка национальных нормативных документов в области технического регулирования, государственных стандартов, а также адаптация зарубежных нормативных документов в сфере градостроительной деятельности".
8. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 26 августа 2019 года N ПП-4427 "О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур предоставления свободных земельных участков несельскохозяйственного назначения и осуществления архитектурно-строительных работ":
в абзаце пятом подпункта "а" пункта 2 слова "разрабатывается архитектурно-планировочное задание. При этом стоимость работ по разработке архитектурно-планировочного задания возмещается за счет средств, поступивших от реализации на электронном онлайн-аукционе земельного участка" исключить;
абзац шестой подпункта "а" пункта 2 исключить.
9. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2020 года N ПП-4586 "О мерах по коренному повышению качества производства строительно-монтажных работ и совершенствованию системы контроля в строительстве":
пункт 2 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"приостанавливать строительно-монтажные работы и обращаться в суд с иском об осуществлении демонтажных работ в случаях несоблюдения разрешительных процедур в сфере строительства, предусмотренных законодательством, и неисполнения не менее двух предписаний по устранению выявленных правонарушений";
абзацы третий - пятый считать соответственно абзацами четвертым - шестым.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 28 ноября 2020 г.
"Народное слово", 28 ноября 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
30 ноября 2020 г., N 47, ст. 521