Стратегия модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021-2025 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 27.11.2020 г. N УП-6119)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 27.11.2020 г. N УП-6119
СТРАТЕГИЯ
модернизации, ускоренного и инновационного
развития строительной отрасли Республики
Узбекистан на 2021-2025 годы
Основой социально-экономического развития страны является формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности человека.
Строительная отрасль играет ключевую роль в создании материально-технической базы всех сфер экономики и удовлетворения потребностей населения в благоустроенном жилье, услугах социальной и инженерной инфраструктуры, а также культурном досуге.
Государственная политика в сфере строительства направлена на повышение потенциала отрасли путем эффективного использования инноваций, инвестиций, трудовых и материальных ресурсов в целях обеспечения успешной реализации программ социально-экономического развития страны, регионов и отраслей.
Вместе с тем имеются следующие системные проблемы, негативно влияющие на развитие строительной отрасли:
нормативные документы в области технического регулирования градостроительной деятельности значительно устарели и не учитывают современных методов проведения архитектурно-строительных работ, возможностей широкого применения энергоэффективных технологий и энергосберегающих материалов;
отсутствие генеральных планов большинства населенных пунктов либо их несоблюдение при строительстве зданий и сооружений негативно сказываются на комплексной застройке территорий, размещении производственных и инфраструктурных объектов, развитии предпринимательства, деловой и инвестиционной активности;
тенденции сложившегося рынка проектно-изыскательских работ зачастую не создают предпосылок для прогрессивного развития проектного дела, создания высокотехнологичных, современных и уникальных архитектурных проектов;
несовершенство разрешительных процедур в области осуществления градостроительной деятельности и, как следствие, привлечение работников к строительно-монтажным работам на нелегальной основе (без надлежащего документального оформления), рост самовольных построек, отсутствие необходимой компетенции и квалификации работников строительных организаций негативно влияют на инвестиционную привлекательность строительной отрасли и приводят к нарушению требований безопасности при осуществлении строительно-монтажных работ и последующей эксплуатации построенных зданий и сооружений;
низкий уровень внедрения современных информационно-коммуникационных технологий не позволяет обеспечить максимальную прозрачность и оперативность оказания государственных услуг участникам инвестиционных процессов и субъектам градостроительной деятельности;
неразвитость прикладной строительной науки, слабый научный и материально-технический потенциал высших образовательных заведений не позволяют развивать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Указанные выше проблемы препятствуют ускоренному инновационному развитию строительной отрасли. В связи с этим важное значение приобретает разработка стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли.
Настоящая Стратегия модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли на 2021-2025 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 13 марта 2020 года N УП-5963 "О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли Республики Узбекистан".
Стратегия определяет цели и приоритеты развития, направления реформирования строительной отрасли в 2021-2025 годах на основе изучения лучших практик структурных преобразований строительной сферы зарубежных стран и мировых тенденций развития градостроительной деятельности.
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ
Целью Стратегии является проведение преобразований в строительной отрасли, направленных на формирование современных методов управления, повышение инвестиционной привлекательности при реализации проектов и внедрение инновационных решений.
Стратегия предусматривает следующие приоритетные направления:
градостроительное развитие территорий и обеспечение эффективного участия общественности в данном процессе;
повышение качества и безопасности градостроительной деятельности;
обеспечение прозрачности и рациональности административных процедур в области градостроительной деятельности, а также повышение эффективности деятельности организаций строительной отрасли;
цифровизацию градостроительной деятельности, внедрение в отрасль современных информационно-коммуникационных технологий;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развитие научного потенциала в области градостроительной деятельности.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
§ 1. Градостроительное развитие территорий
и обеспечение эффективного участия общественности
в данном процессе
Градостроительное развитие территорий осуществляется путем их устойчивого развития, обеспечивающего гармонизацию экономических и социальных предпосылок использования и развития территории, с соблюдением следующих принципов:
а) создание и сохранение условий для достойной жизни человека как на заселенных, так и на незаселенных территориях;
б) создание равных предпосылок для экономического, социального и экологического развития страны, сохранение и надлежащее обеспечение долгосрочного потенциала развития;
в) развитие полицентральной структуры населенных пунктов, улучшение связей между городом и селом с помощью урбанистических средств;
г) по сравнению с освоением новых незаселенных территорий предоставление преимущества обновлению и интенсификации использования существующих территорий населенных пунктов, бережливое землепользование, а также сохранение различных возможностей использования пространства в будущем;
д) защита системы незаселенных территорий и сохранение сформировавшегося природного и культурного многообразия;
е) преобразование населенного пункта со слабо развитой инфраструктурой в независимую (самодостаточную) функциональную единицу на основе партнерства с городами и другими центрами развития;
ж) эффективное соответствие услуг и транспортной/инженерной инфраструктуры системе заселенных и незаселенных территорий, доступность коммуникаций и получения информации на всей территории страны, развитие социальной инфраструктуры, поощрение и содействие экономической деятельности;
з) содействие формированию в населенных пунктах интегрированной транспортной системы и предоставление преимущества общественному транспорту;
и) максимальное сокращение отрицательного воздействия транспортной/инженерной инфраструктуры на окружающую среду, преодоление иного ожидаемого отрицательного воздействия;
к) защита и сохранение исторических и культурных связей, культурного и природного ландшафтов, их характерных признаков, исторических и природных памятников;
л) сохранение и развитие охраняемых территорий и рекреационных территорий; сохранение, защита и восстановление почв, воды, флоры, фауны и климата;
м) защита заселенных и незаселенных территорий от природных, техногенных и социальных угроз и чрезвычайных ситуаций посредством соответствующих планировочных решений, инженерных и организационно-хозяйственных мероприятий;
н) сохранение перспективных мест для развития возобновляемой энергии, создание пространственно-территориальных решений, способствующих поглощению парниковых газов из атмосферного воздуха;
о) сохранение и устойчивое развитие природного и культурного ландшафтов, в особенности - путем содействия развитию сельскохозяйственных территорий и многофункциональных компактных населенных пунктов;
п) учет сейсмического положения в процессе пространственного планирования и градостроительного планирования.
Для обеспечения достойной среды для жизнедеятельности человека, охраны окружающей среды, природных ресурсов и культурного наследия и достижения баланса публичных и частных интересов целесообразно также повышение роли общественности в вопросе градостроительного развития территорий.
В связи с изложенным в рамках Стратегии предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) разработка генеральной схемы расселения на всей территории страны и схем районной планировки территорий Республики Каракалпакстан и областей в целях консолидации размещения новых и развития существующих населенных пунктов в увязке с долгосрочными прогнозами социально-экономического и инвестиционного развития;
2) разработка и внедрение территориального "Дизайн-кода" с учетом целевого назначения элементов городской среды, традиционной архитектуры и культуры, а также природно-климатических условий местности;
3) использование элементов технологий "Умного города" с внедрением комплекса стандартов по математическому (3D) моделированию городской среды;
4) достижение к 2025 году полного охвата населенных пунктов схемами развития территорий (генеральные планы, схемы генеральных планов, архитектурно-планировочная организация территории);
5) придание генеральным планам населенных пунктов статуса публичного документа, обеспечивающего стратегическое планирование комплексного градостроительного развития, а также регулирование землепользования и застройки территорий населенных пунктов;
6) внедрение в практику порядка утверждения генеральных планов населенных пунктов с учетом результатов их общественного обсуждения;
7) создание единых стандартов разработки и применения градостроительной документации;
8) изучение передового зарубежного опыта в области городского планирования, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов и организаций, обладающих надежной репутацией и опытом, для участия в разработке архитектурных и градостроительных проектов.
§ 2. Повышение качества и безопасности
градостроительной деятельности
Обеспечение надлежащего качества и безопасности зданий и сооружений возможно при наличии современных стандартов проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, и их соблюдении субъектами градостроительной деятельности. Также необходимо совершенствование систем охраны труда, предотвращения несчастных случаев на строительных объектах при проведении строительно-монтажных работ.
При реализации Стратегии по данному направлению следует руководствоваться следующими принципами:
а) разработка нормативных документов в области технического регулирования в части проектирования и строительства зданий и сооружений должна учитывать наилучшую зарубежную практику;
б) здания и сооружения должны соответствовать требованиям охраны здоровья человека, окружающей среды, безопасности и благоустройства;
в) здания и сооружения должны быть спроектированы и возведены таким образом, чтобы обеспечивалась их максимальная долговечность;
г) нормативные документы в области технического регулирования в части проектирования и строительства зданий, сооружений и общественных пространств должны предусматривать требования:
к архитектурным параметрам и эстетическим характеристикам зданий и сооружений;
конструктивной прочности, устойчивости и надежности зданий и сооружений;
пожарной безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, безопасности в период эксплуатации зданий и сооружений;
по обеспечению возможности пользования зданиями, сооружениями и общественным пространством лицами с ограниченными возможностями;
по энергоэффективности зданий и их защиты от шума;
по использованию в зданиях и сооружениях возобновляемой энергии.
В связи с изложенным в рамках Стратегии предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) гармонизация национальных документов в области технического регулирования с зарубежными нормативными документами с учетом геологических, природно-климатических, сейсмологических и других особенностей территорий;
2) разработка нормативных документов в области технического регулирования, направленных на повышение безопасности и энергоэффективности зданий и сооружений, применение инновационных технологий в период жизненного цикла объекта;
3) разработка общего технического регламента по безопасности зданий и сооружений, включающего требования по пожарной и механической безопасности конструкций и оснований зданий и сооружений, в том числе при сложных природных и природно-техногенных условиях;
4) внедрение систем "неразрушающего контроля" конструктивных элементов зданий и сооружений, направленных на отслеживание "поведения" несущих конструкций, своевременное предотвращение несчастных случаев и повышение безопасности с консолидацией информации в специализированные базы данных в рамках Национальной информационной системы "Прозрачное строительство";
5) поэтапное внедрение принципов страхования рисков в проектно-изыскательскую и строительную деятельность на основе изучения мирового опыта;
6) внедрение системы периодической аттестации сотрудников уполномоченных органов и организаций, оказывающих государственные услуги и осуществляющих разрешительные процедуры, экспертизу проектной документации, а также контроль в сфере строительства;
7) повышение роли негосударственных некоммерческих организаций, в частности Союза архитекторов Узбекистана и Ассоциации инженеров-консультантов Узбекистана, в организации тренингов, семинаров, мастер-классов, учебных курсов в сфере архитектуры и строительства с привлечением ведущих зарубежных архитекторов, инженеров-конструкторов и строителей;
8) внедрение принципов аутсорсинга при оказании инжиниринговых услуг (в том числе авторский и технический контроль);
9) интегрирование в проектном и подрядном деле принципов наставничества "наставник - ученик";
10) стимулирование применения современных технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта строительства всеми участниками градостроительной деятельности (заказчик, проектировщик, подрядчик, эксплуатирующая организация);
11) принятие мер по присоединению Республики Узбекистан к Конвенции Международной организации труда N 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве;
12) обеспечение внедрения на объектах строительной отрасли Системы управления охраной труда в соответствии с системой стандартов безопасности труда и международного стандарта ISO:45001, предусматривающей выявление потенциальных угроз, оценку, контроль и управление профессиональными рисками на строительных площадках;
13) разработка Программы "Нулевой травматизм на строительных площадках", основанной на внедрении Концепции Международной ассоциации социального обеспечения (ISSA);
14) внедрение системы повышения квалификации специалистов в области охраны труда строительных подрядных организаций и получения квалификационного сертификата специалиста по охране труда с целью последующего развития профессиональных навыков по вопросам безопасности и гигиены труда;
15) внедрение системы инвестиций в кадры, мотивации посредством участия работников в вопросах соблюдения требований безопасности и гигиены на рабочих местах.
§ 3. Обеспечение эффективности, рациональности
и прозрачности административных процедур в области
градостроительной деятельности, а также повышение
эффективности деятельности организаций
строительной отрасли
Эффективность, рациональность и прозрачность административных процедур в области градостроительной деятельности является залогом улучшения делового и инвестиционного климата. Поступательное совершенствование разрешительных процедур создаст прочный фундамент для либерализации и реформирования системы разрешений, благоприятные условия для деятельности субъектов предпринимательства путем устранения излишних бюрократических барьеров.
Обеспечение эффективности, рациональности и прозрачности административных процедур в рамках Стратегии предполагается обеспечить путем реализации следующих мероприятий:
1) улучшение позиции Республики Узбекистан в международном индексе "Ведение бизнеса" по направлению "Получение разрешений на строительство";
2) кардинальное совершенствование лицензионных и разрешительных процедур для субъектов градостроительной деятельности;
3) упрощение разрешительных процедур по выделению земельных участков под строительство объектов предпринимательской деятельности;
4) совершенствование порядка проведения государственных закупочных процедур на проектные и подрядные работы посредством внедрения электронной тендерной платформы и рейтинга проектно-изыскательских и строительно-подрядных организаций;
5) внедрение системы профессиональной сертификации негосударственными организациями специалистов в сфере проектирования и строительства, а также аккредитации данных некоммерческих организаций Министерством строительства;
6) проведение глубокого анализа порядка формирования ценообразования в строительстве, выявление имеющихся проблем и выработка соответствующих решений, при необходимости, путем сотрудничества с международными финансовыми институтами, международными консалтинговыми компаниями и зарубежными экспертами;
7) поэтапное внедрение "объемного" метода разработки проектно-сметной документации и на его основе осуществление строительно-монтажных работ субъектами градостроительной деятельности (заказчиком, проектировщиком и подрядчиком):
I этап - сопоставление "ресурсного" и "объемного" методов и по его результатам подготовка предложений по внедрению "объемного" метода;
II этап - пилотное применение "объемного" метода в рамках проектов, финансируемых за счет нецентрализованных источников;
III этап - постепенное введение "объемного" метода во взаимоотношениях между субъектами градостроительной деятельности;
8) внедрение электронной платформы "Национальный классификатор строительных материалов", предназначенной для указания (идентификации) детальных технических характеристик строительных материалов;
9) упразднение требований по проведению государственной экспертизы сметной части предпроектной и проектной документации с параллельной проработкой альтернативных механизмов определения стоимости строительства, основанных на рыночных принципах и договорных отношениях между заказчиком, проектировщиком и подрядчиком;
10) коренное реформирование системы технических заказчиков в сфере строительства по объектам, финансируемым из государственных и приравненных к ним источников финансирования, за счет привлечения субъектов частного предпринимательства к осуществлению функций технических заказчиков;
11) стимулирование применения субъектами частного предпринимательства, осуществляющими функции заказчика, современных методов управления проектами (бенчмаркинг, ERP-системы, моделирование событий и др.);
12) популяризация современных услуг по управлению проектом (услуги заказчика, инжиниринговые услуги и др.) для инициаторов проекта (юридических и физических лиц);
13) трансформация государственных проектных институтов путем:
привлечения зарубежных экспертов для проведения финансового и технологического аудита государственных проектно-изыскательских организаций;
разработки коммерческих концепций развития, включая технико-экономические и финансовые показатели, по каждому государственному проектному институту;
поиска и проведения переговоров с инвесторами и успешно функционирующими строительными компаниями в целях привлечения инвестиций и (или) обеспечения кооперации строительных организаций с государственными проектными организациями;
сокращения доли государственного участия в деятельности проектно-изыскательских организаций;
14) обеспечение возможности ускорения финансирования строительных подрядных организаций за счет средств ипотечных кредитов долевых участников строительства, выдаваемых коммерческими банками в период осуществления строительно-монтажных работ, с условием оформления объекта ипотеки после государственной регистрации объекта недвижимости;
15) выставление на аукцион земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов, имеющих перспективный потенциал градостроительства, обеспеченных достаточной мощностью подводящей инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктурой, с учетом:
изучения и анализа прогнозной потребности в перспективном приобретении жилого имущества населением;
выставления требований, обеспечивающих гарантированное выполнение соответствующих инвестиционных условий инвесторами;
16) продолжение курса активного привлечения средств международных финансовых институтов для льготного кредитования строительства жилья на основе долевого участия;
17) разработка с привлечением международных консалтинговых компаний коммерческих концепций развития селитебных территорий в регионах республики, направленных на предложение инвесторам реализации проектов создания жилых комплексов с глубоким анализом процессов урбанизации на перспективу;
18) внедрение в производство новых видов строительных материалов посредством глубокой переработки промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, направленной на экономию сырьевых ресурсов;
19) расширение применения в строительстве энергоэффективных и энергосберегающих материалов (газобетон, пенобетон, полистиролбетон, теплоизоляционные материалы на основе базальта, заполненные полистиролом сэндвич-панели и другие), оборудования и приборов (солнечные панели и конвекторы, датчики присутствия и движения, терморегуляторы, электронная сантехника и другие);
20) широкое внедрение системы энергетического аудита зданий и сооружений с формированием аналитической базы данных по их классам энергоэффективности;
21) проведение геологоразведочных работ по освоению новых месторождений запасов/залежей природного декоративного и отделочного камня (гранит, мрамор, травертин и др.), с последующим производством экспортоориентированной продукции;
22) изучение наличия запасов и возможностей применения альтернативных строительных материалов, заменяющих традиционный глиняный кирпич;
23) расширение мощностей по производству строительных материалов с применением ресурсосберегающих технологий, возобновляемых и альтернативных видов топливно-энергетических ресурсов, заменяющих природный газ;
24) увеличение уровня локализации готовой продукции строительного назначения, расширение межотраслевой промышленной кооперации;
25) выработка механизмов стимулирования предприятий, на которых внедрены процессы производства строительных материалов с применением энергосберегающих технологий;
26) внедрение системы кластерного строительства посредством образования совместных объединений на основе кооперации (производственно-строительные, инвестиционно-строительные и проектно-строительные кластеры) с учетом изучения наилучших зарубежных практик;
27) внедрение системы кластерного обмена опытом и обучения мастеров и узкоквалифицированных специалистов по отдельным направлениям строительно-монтажных процессов.
§ 4. Цифровизация градостроительной деятельности,
внедрение в отрасль современных информационно-
коммуникационных технологий
Цифровизация градостроительной деятельности актуальна по многим направлениям. Успешные участники строительного рынка активно внедряют в свою деятельность цифровые информационные технологии, которые охватывают практически все бизнес-процессы (от подбора кадров до контроля за исполнением договоров). Большую популярность обретают технологии дополненной реальности, интернет вещей, 3D-принтинг, генеративный дизайн, машинное обучение, технологии, основанные на трехмерном представлении зданий и сооружений, и многие другие технологии, облегчающие людям принятие решений.
Основное внимание государства в сфере цифровизации градостроительной деятельности сосредоточено в следующих направлениях:
осуществление градостроительных процедур в цифровом формате (в электронной форме, в электронном виде);
обеспечение хранения документов градостроительной деятельности в электронной форме;
сбор и анализ статистической информации, собираемой автоматически о процессах градостроительной деятельности;
внедрение технологии информационного моделирования объектов строительства на всех стадиях их жизненного цикла.
В связи с изложенным в рамках Стратегии предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) достижение охвата функционирования во всех регионах республики введенных электронных платформ Национальной информационной системы "Прозрачное строительство", обеспечивающих полноценный мониторинг объектов строительства, комплексный контроль качества строительных работ, проведение экспертизы проектно-сметной документации, прозрачность и эффективность закупочных процедур в сфере строительства, развитие рейтинговой системы строительно-подрядных и проектных организаций;
2) интеграция электронных платформ Национальной информационной системы "Прозрачное строительство" и Географической информационной системы "Государственный градостроительный кадастр Республики Узбекистан" (далее - Геопортал) с межведомственными информационными системами и базами данных;
3) обеспечение полного ввода в базы данных Геопортала разработанных и утвержденных градостроительных документов (генеральные планы и архитектурно-планировочные организации территорий);
4) создание публичной электронной базы данных "Нормативные документы в сфере строительства" на базе Научно-технической библиотеки нормативных документов в области технического регулирования для обеспечения открытого доступа общественности и инвесторам к нормативным документам в сфере строительства;
5) создание системы "Внимательный гражданин", позволяющей гражданам самостоятельно получать информацию о строящихся объектах, выявлять незаконное строительство, фиксировать (в виде фото- и видеоматериалов) выявленные нарушения на строительных объектах и отправлять их уполномоченным органам по контролю в сфере строительства;
6) укрепление материально-технической базы территориальных подразделений и организаций Министерства строительства путем полного охвата широкополосным доступом к интернет-ресурсам, обеспечения современными IT-технологиями, оснащения современным серверным и компьютерным оборудованием и копировальной техникой;
7) обучение субъектов градостроительной деятельности и населения пользованию электронными платформами Национальной информационной системы "Прозрачное строительство" и Геопортала в целях развития у них навыков и компетенций пользования данными программными продуктами;
8) обеспечение широкого освещения функционала электронных платформ Национальной информационной системы "Прозрачное строительство" и Геопортала в средствах массовой информации;
9) поэтапное расширение функционала подсистем и электронных баз данных Национальной информационной системы "Прозрачное строительство", а также системная модернизация и обновление Геопортала в увязке с уточнением существующего количества объектов государственного градостроительного кадастра, включение при необходимости дополнительных подсистем и электронных баз данных;
10) создание и ведение электронного геофонда инженерно-технических изысканий с включением в базу данных геофонда исполнительных съемок объектов завершенного строительства;
11) дальнейшая цифровизация и автоматизация оказываемых государственных услуг в сфере строительства;
12) обеспечение информационной безопасности внедряемых информационных систем и электронных баз данных.
§ 5. Совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров,
развитие научного потенциала в области
градостроительной деятельности
Повышение качества подготовки кадров и развитие научного потенциала являются основополагающей платформой "умного" градостроительства. Эффективность применения современных и инновационных методов в развитии образования и науки позволит повысить уровень международного признания, результативность зарождения новых талантов, расширить архитектурный и строительный кругозор специалистов, а также активизировать авторские права на конкурентоспособные научные разработки.
В связи с чем в рамках Стратегии предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) обеспечение подключения профессиональных образовательных учреждений архитектурно-строительного направления, расположенных в регионах, к Национальной сети "Электронное образование";
2) введение в практику проведения коучингов в архитектурно-строительных колледжах и техникумах по освоению различных специальных навыков;
3) создание системы стимулирования вовлечения талантливой молодежи в научную и творческую деятельность в области архитектуры и строительства, в том числе путем поддержки профессиональных конкурсов для молодых ученых;
4) формирование механизмов эффективного взаимодействия науки и реального сектора посредством развития центров адаптации и трансфера технологий и инноваций, проведения регулярного мониторинга потребностей участников строительной отрасли в знаниях, навыках и технологических решениях;
5) привлечение зарубежных высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и строительства к осуществлению образовательной деятельности в Республике Узбекистан путем открытия их филиалов, обмена опытом, привлечения зарубежных архитекторов и инженеров к преподаванию в отечественных образовательных учреждениях, создания совместных образовательных программ по наиболее востребованным для отрасли специальностям, с присвоением выпускникам двойного диплома;
6) применение современных и инновационных методов обучения, расширение охвата архитектурно-строительных колледжей и техникумов современными педагогическими и информационными технологиями для подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда;
7) расширение услуг по обучению специалистов в рамках краткосрочных курсов с привлечением квалифицированных мастеров производственного обучения и инженерно-технических работников, с выдачей специальных сертификатов соответствия профессии, идентифицирующих специальность обучающихся согласно выбранной профессии, а также внедрение системы опознания и мониторинга специальных сертификатов в Единую национальную систему труда;
8) восстановление системы экспериментального проектирования и строительства, поддержка развития сетевых форм организации научной, научно-технологической и инновационной деятельности, в том числе исследовательских, инженерно-производственных консорциумов, кластерных форм развития;
9) регулярное повышение квалификации преподавателей архитектурно-строительных колледжей и техникумов, обеспечение комплексного подхода и эффективности отбора преподавателей из наиболее опытных сотрудников с применением современных информационно-коммуникационных технологий;
10) подготовка серии отраслевых учебников и учебных пособий нового поколения, с учетом тенденций развития и осуществляемых реформ в строительной сфере, с привлечением зарубежных ученых и специалистов, а также обеспечение перевода на узбекский язык передовой зарубежной литературы для профессиональных образовательных учреждений в области архитектуры и строительства;
11) принятие необходимых мер по вхождению одного из высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и строительства в перечень лучших высших образовательных учреждений стран Азии (топ-1 000) к 2025 году в рейтингах международно-признанных организаций, а также обеспечение повышения его позиций в национальном рейтинге;
12) повышение эффективности и результативности проводимых фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и разработок в области архитектуры и строительства;
13) развитие взаимовыгодного международного научного и научно-технического сотрудничества, участия отечественных ученых и организаций в международных научных союзах, ассоциациях и иных профессиональных объединениях;
14) принятие мер по повышению рейтинга научных журналов в сфере архитектуры и строительства;
15) создание и обновление на системной основе учебных программ для работников системы Министерства строительства с учетом нововведений в законодательстве;
16) усиление работы по организации для работников органов и учреждений строительства зарубежной практики, семинаров, мастер-классов и учебных курсов с участием международных экспертов. Активизация сотрудничества с представительствами международных организаций и зарубежными донорами по реализации совместных проектов в данном направлении;
17) внедрение системы HR-менеджмента в системе органов и учреждений архитектуры и строительства, создание на этой основе положительного имиджа Министерства строительства с разработкой эффективной системы поддержки, управления и контроля кадров;
18) применение новых методов рекрутмента (онлайн-рекрутмент, активный хедхантинг), направленных на привлечение квалифицированных кадров в систему органов и учреждений строительства;
19) совершенствование системы оценки и мотивации персонала:
внедрение системы KPI в системе Министерства строительства;
внедрение новых методов мотивации работников (рейтинговой системы эффективности деятельности работников, программ ведомственных поощрений и других);
20) реализация мер по эффективному внедрению системы антикоррупционного комплаенса для осуществления и координации антикоррупционной политики Министерства строительства;
21) реформирование системы анализа и статистической отчетности посредством создания информационно-аналитического центра на принципах государственно-частного партнерства, основными задачами которого будут построение "достоверной статистики градостроительной деятельности", собираемой преимущественно в автоматическом режиме на основе достоверных основных параметров деятельности, в целях принятия целенаправленных решений, позволяющих строить предиктивные модели развития отрасли.
ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА
ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ
СТРАТЕГИИ
В целях своевременного достижения поставленных целей модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли необходимо обеспечение следующих целевых показателей Стратегии:
улучшение позиции Республики Узбекистан в международном Индексе "Ведение бизнеса" (Doing Business Index) по направлению "получение разрешений на строительство" (Dealing with Construction Permits) с текущих 61,7 балла до 78,2 балла к концу 2025 года;
достижение к 2025 году гармонизации национальных градостроительных норм и правил с международными нормативами и стандартами на уровне не менее 50 процентов с учетом геологических, природно-климатических, сейсмологических и других особенностей Республики Узбекистан;
достижение к 2025 году охвата генеральными планами всех городов и 25 процентов городских поселков;
обеспечение к 2025 году создания дополнительно четырех электронных платформ в рамках Национальной информационной системы "Прозрачное строительство", а также их интеграции с межведомственными информационными системами и базами данных;
достижение к 2025 году доли внедрения "объемного" метода разработки проектно-сметной документации до 50 процентов от общего количества объектов строительства в республике;
вхождение к 2025 году одного из высших образовательных учреждений в сфере архитектуры и строительства в перечень лучших высших образовательных учреждений стран Азии (топ-1 000) в рейтингах международно-признанных организаций.
Министерство строительства осуществит в пределах своей компетенции системный мониторинг реализации Стратегии, общую координацию, оперативное рассмотрение и решение проблемных вопросов, препятствующих модернизации, ускоренному и инновационному развитию строительной отрасли.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 28 ноября 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
30 ноября 2020 г., N 47, ст. 521