Постановление Президента Республики Узбекистан от 23.09.2024 г. N ПП-330 "О первоочередных мерах по реализации Программы "От бедности к благополучию"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
23.09.2024 г.
N ПП-330
О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ
МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
"ОТ БЕДНОСТИ К БЛАГОПОЛУЧИЮ"
В целях эффективного обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 23 сентября 2024 года N УП-143 "О выведении на новый этап мер по сокращению бедности и повышению благосостояния населения":
1. Утвердить:
План первоочередных мер по реализации Программы "От бедности к благополучию" (далее - Программа) согласно приложению N 1*;
Целевые показатели выведения населения из бедности в разрезе направлений и регионов в 2024-2025 годах согласно приложениям NN 2 и 3*.
2. Кабинету Министров (Арипов А.):
в двухнедельный срок на основании предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента выбрать, сформировать перечень 1 000 наиболее отстающих махаллей и до 1 ноября текущего года утвердить программу улучшения их инфраструктуры. При этом на цели улучшения орошения приусадебных земель либо обеспечения стабильных поставок электрической энергии, повышения качества интернета, ремонта внутренних дорог и улучшения другой инфраструктуры в указанных махаллях в 2024-2025 годах выделяются средства в размере 3,2 триллиона сумов;
в срок до 1 декабря 2024 года в целях создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, жизнедеятельности и отдыха всех категорий населения утвердить программы ускоренного комплексного развития районов и городов в 2024-2025 годах согласно приложению N 4, предусматривающие в том числе реализацию проектов "зеленая махалля" минимум в одной махалле. При этом на социальные и инфраструктурные проекты, дающие импульс ускоренному экономическому росту данных районов и городов, выделить из Государственного бюджета в 2024 году 500 миллиардов сумов, в 2025 году - 1 триллион сумов;
в десятидневный срок утвердить перечни из 5 драйверных проектов, дающих импульс развитию предпринимательства в таких сферах, как промышленность, сельское хозяйство и оказание услуг, исходя из специализации каждого района и города, а также обеспечить выделение средств Государственного бюджета в размере 1 триллиона сумов для создания в них необходимой инфраструктуры в 2024-2025 годах.
Министерству экономики и финансов в целях финансирования мер, предусмотренных настоящим пунктом, внести соответствующие изменения в Закон Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год", а также предусмотреть необходимые средства в проекте закона Республики Узбекистан о Государственном бюджете на 2025 год.
3. Министерству экономики и финансов совместно с Министерством занятости и сокращения бедности, Центральным банком и коммерческими банками, а также местными хокимиятами в целях привлечения населения к предпринимательству и финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивших занятость членов семей, включенных в Реестр бедных семей (далее - бедные семьи):
обеспечить выделение кредитов до конца текущего года в размере 4 триллионов сумов, в 2025 году - 15 триллионов сумов посредством программ развития семейного предпринимательства, Программы "От бедности к благополучию" и микрофинансовых организаций;
в десятидневный срок внести предложения о порядке выделения беспроцентной ссуды бедным семьям с оптимизацией видов субсидий и без сокращения объема средств, предусмотренных на данные цели;
принимать меры по регулярному проведению встреч и решению проблем предпринимателей, обеспечению непрерывности финансовой поддержки и увеличению объема кредитования, реализации инициаторам пустующих земельных площадей посредством аукционных торгов, а также решению проблем предпринимателей, связанных с инфраструктурой.
4. Установить, что выявление бедных семей в махаллях, их включение в Реестр бедных семей, принятие мер, направленных на выведение из бедности, а также процессы исключения из Реестра осуществляются "махаллинской семеркой" на основе сотрудничества в следующем порядке:
бедные семьи оцениваются на основе единого вопросника и формируется их социальный портрет;
социальным работником и помощником хокима разрабатывается индивидуальный план по выведению семьи из бедности, охватывающий такие направления, как оказание социальных услуг и помощи, здравоохранение, жилье, занятость, образование, поведение;
сопровождение бедных семей по обеспечению занятости трудовой деятельностью, приносящей доход, привлечению к предпринимательству ведется помощником хокима, оказанию социальных услуг и помощи, здравоохранению и образованию - социальным работником;
эффективность и результативность индивидуального плана по выведению семьи из бедности определяется путем осуществления мониторинга.
5. Ассоциации махаллей Узбекистана (Куранбаев К.) в двухнедельный срок обеспечить углубленное обучение председателей махаллей, активистов, старейшин, старших по улицам в махаллях каждому направлению, определенному Программой.
При этом рекомендовать председателям махаллей, активистам, старейшинам, старшим по улицам путем ежедневного посещения всех улиц, каждого домохозяйства и семьи в махалле:
проводить активную пропагандистскую и разъяснительную работу о значимости посадки культур на приусадебных участках, создании в семьях атмосферы комфорта и уюта, необходимости соблюдения чистоты, правильного питания, ходьбы пешком, отказа от вредных привычек;
прививать детям интерес к чтению книг, организовать их обучение иностранным языкам, профессиям и искусству, мотивировать мужчин к созданию условий для обучения и трудовой деятельности своих дочерей и супруги как первостепенной жизненной задачи;
оказывать содействие в определении высоких целей, их достижении через добросовестный труд, непрерывный поиск, рвение и упорство, трансформации таких взглядов и мышления в повседневный образ жизни;
регулярно проводить действенную работу, направленную на привитие жителям ответственности за спокойствие и благополучие своей семьи и махалли, обеспечение взаимного согласия и сплоченности, усиление у них чувства сопричастности к изменениям и новшествам в нашей жизни;
требовать от коммерческих банков, прикрепленных к махаллям, и других ответственных лиц обеспечения полного исполнения возложенных на них задач в махалле, а также установить общественный контроль за безусловным соблюдением бедными семьями их обязательств, определенных социальным договором.
6. Министерству сельского хозяйства совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок внести проект постановления о передаче в аренду бедным семьям 50 тысяч гектаров земельной площади на срок до 30 лет на основе принципа "компания - кооператив - дехканское хозяйство" за счет сокращения хлопковых и зерновых площадей в целях организации дехканской и садоводческой деятельности в 2024-2025 годах. При этом предусмотреть:
проведение электронных онлайн-аукционных торгов по передаче в аренду земельных площадей среди бедных семей по рекомендации "махаллинской семерки";
предоставление разрешения победителям электронных онлайн-аукционных торгов по передаче в аренду земельных площадей на оплату стоимости земельного участка в рассрочку без процентов в течение 10 лет в равных долях.
7. Министерству дошкольного и школьного образования, Министерству экономики и финансов совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:
в двухмесячный срок исходя из постановления Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2024 года N ПП-239 "О дополнительных мерах по повышению эффективности системы обучения молодежи иностранным языкам" внести в Кабинет Министров программу организации учебных курсов по изучению иностранных языков, профессий, информационных технологий и программированию на пустующих земельных площадях, в зданиях и сооружениях общеобразовательных школ, а также доведения охвата дошкольным образованием до 80 процентов к концу 2025 года;
совместно с Министерством спорта обеспечить организацию внешкольных образовательных и спортивных кружков в каждой общеобразовательной школе, детской школе "Баркамол авлод" до конца 2024 года, в том числе с привлечением частного сектора;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по финансовому стимулированию создания частных дошкольных образовательных организаций.
При формировании параметров местных бюджетов на 2025 год предусмотреть средства в размере 500 миллиардов сумов на цели организации кружков в общеобразовательных школах и вовлечения в них детей из бедных семей.
8. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Министерством экономики и финансов в срок до 1 ноября 2024 года внести в Кабинет Министров проект постановления, предусматривающий поэтапное увеличение квот приема на учебу в высшие образовательные учреждения по государственному гранту, а также расширение доступа эрудированных и талантливых детей из бедных семей к получению образования.
9. Определить, что:
с 1 января 2025 года дети из бедных семей принимаются в государственные дошкольные образовательные организации на льготной основе;
с 2025/2026 учебного года расходы на проживание детей из бедных семей в местах проживания студентов государственных высших образовательных учреждений покрываются за счет Государственного бюджета;
с 2025 года Фондом "Эл-юрт умиди" для детей из бедных семей выделяются отдельные квоты.
10. АК "Халк банки" и АКБ "Микрокредитбанк" на основании заключения закрепленных руководителей предоставлять беззалоговые и беспроцентные кредиты:
сроком на 5 лет, включая двухлетний льготный период, - на приобретение ноутбуков для бедных семей;
с условием оплаты в рассрочку в течение 5 лет - на приобретение оборудования малого производства, передвижных магазинов (food-truck), мотороллеров, скутеров и других аналогичных основных средств стоимостью до 30 миллионов сумов, необходимых для начала предпринимательской деятельности.
Министерству экономики и финансов выделить необходимые средства коммерческим банкам за счет Государственного бюджета.
11. Кабинету Министров в рамках программы развития рынка жилья и ипотеки предусмотреть увеличение количества выделяемых субсидий на 2025 год в 1,2 раза.
12. Внедрить в порядке эксперимента в рамках реализации Программы в целях выведения из бедности семей, находящихся в трудном положении, новый порядок, в соответствии с которым в 2024-2025 годах:
а) к каждому из 14 тысяч руководителей и заместителей руководителей организаций в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, районах (городах) каждые 6 месяцев прикрепляются по 5 семей, находящихся в наиболее трудном положении. При этом закрепленные ответственные лица выполняют следующие задачи:
изучают причины попадания семей в состояние бедности, обеспечивают разработку "махаллинской семеркой" индивидуального плана по выведению семьи из бедности;
оказывают содействие в эффективном использовании семейного приусадебного участка, самозанятости и налаживании предпринимательской деятельности желающих лиц, обучении профессиям и иностранным языкам, поиске вакантных рабочих мест и трудоустройстве членов семей и женщин с привлечением "махаллинской семерки", коммерческих банков, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, а также ведущих предпринимателей;
закупают за счет средств беспроцентного займа оборудование малого производства, передвижные магазины, мотороллеры, скутеры и другие аналогичные основные средства, необходимые для начала предпринимательской деятельности;
оказывают содействие в устройстве детей из бедных семей в дошкольные образовательные организации, берут на контроль посещение детьми образовательных учреждений, дополнительных занятий и кружков, создают условия для эффективного использования ноутбуков, приобретенных за счет средств беспроцентного займа, а также помогают в приобретении учебных столов и стульев, спортивной одежды каждой семье на спонсорской основе;
обеспечивают полноценный доступ семей к предоставляемым государством медицинским услугам, в частности проведение скринингового обследования женщин и детей на системной основе, призывают к улучшению санитарного состояния жилых помещений, отказу от вредных привычек в повседневной жизни и питании, занятию физической культурой и спортом всех членов семей независимо от возраста, ходьбе пешком - пожилых лиц;
совместно с социальными работниками обеспечивают оказание необходимых социальных услуг и помощи для устранения факторов, ограничивающих возможность осуществления трудовой деятельности семей;
два раза в месяц проводят встречи с прикрепленными к ним семьями, анализируют реализацию мер, определенных индивидуальными планами, выявляют возникшие проблемы и принимают меры для их устранения на месте;
б) в 2024-2025 годах руководители и заместители руководителей государственных органов республиканского уровня закрепляются за 1 000 махаллями, находящимися в наиболее трудном положении. При этом закрепленные за махаллями ответственные лица выполняют следующие задачи:
оказывают содействие в решении проблем предпринимателей, задействовании резервов и возможностей, дающих импульс экономическому развитию махаллей, организуют эффективное использование приусадебных участков;
принимают меры по улучшению энергоснабжения, организации движения автобусов и такси для соединения махаллей с районными центрами, ремонту внутренних дорог, грунтовке основных улиц и установке энергосберегающих осветительных приборов, обеспечению чистой питьевой водой;
оказывают содействие в повышении скорости и качества интернета, организации совместно со школами деятельности кружков по информационным технологиям для членов бедных семей;
оказывают практическую помощь в активном привлечении махаллей к процессам инициативного бюджетирования, а также выработке проектов улучшения инфраструктуры махалли;
осуществляют контроль за организацией дополнительных занятий, курсов иностранных языков и компьютерной грамотности, спортивных кружков на базе образовательных учреждений (общеобразовательных и профессиональных школ, школ музыки и искусства или спортивных школ), расположенных в соответствующей махалле или вблизи нее;
повышают интерес и направляют молодежь, в частности выпускников 9-х классов, на продолжение образования и овладение профессиями, прививают понятия о возможности улучшения образа их жизни в будущем путем обучения в высших и профессиональных образовательных учреждениях;
берут на контроль ремонт туалетов в дошкольных образовательных организациях и школах, расположенных на территории прикрепленных махаллей;
раз в месяц посещают прикрепленные махалли, проводят анализ выполнения задач, установленных планами мер, выявляют возникшие проблемы и принимают меры по их устранению на месте;
в) руководителям, закрепленным за бедными семьями и махаллями, в рамках выполнения возложенных на них задач разрешается использовать прибыль и внебюджетные средства соответствующих организаций. При этом содействие бедным семьям оказывается только в случае исполнения ими своих обязательств по увеличению семейного дохода, обучению детей, восстановлению здоровья членов семьи и иной ответственности, связанной с улучшением условий жизни.
Оказание материальной помощи бедным семьям за счет вышеуказанных средств запрещается.
13. Установить, что с 1 апреля 2025 года:
в городах Самарканде и Ташкенте в порядке эксперимента на основе аутсортинга оказываются услуги по присмотру в форме дневного посещения за лицами, нуждающимися в постороннем уходе, являющимися членами включенных в "Реестр бедных семей" неполных семей, потерявших кормильца, семей, не имеющих трудоспособных членов, семей, два и более члена которых являются лицами с инвалидностью;
в целях предупреждения социального сиротства, проявления заботы о сиротах и детях, лишенных попечения родителей, а также оказания услуг по воспитанию на основе индивидуального подхода в атмосфере, максимально приближенной к домашней, в махаллях создаются компактные детские дома семейного типа. При этом на первом этапе данные мероприятия проводятся в 2024 году в городе Ташкенте за счет средств Государственного фонда социальной защиты;
разрешается оказание на основе условий государственно-частного партнерства услуг дневного ухода за детьми с особыми образовательными потребностями - физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, услуг дневного ухода за детьми с инвалидностью, включая детей с особыми образовательными потребностями, - юридическим лицам.
14. Образовать Государственный целевой фонд сокращения бедности (далее - Фонд) со статусом юридического лица на базе Фонда общественных работ, Фонда поддержки ремесленничества и надомничества, Фонда привлечения населения к предпринимательству.
Утвердить состав Попечительского совета Государственного целевого фонда сокращения бедности согласно приложению N 5.
Определить, что Попечительский совет является высшим органом управления Фонда, Исполнительная дирекция Фонда, состоящая из 22 штатных единиц, - его исполнительным органом.
15. Утвердить изменения, вносимые в штатные единицы Кабинета Министров, Национального агентства социальной защиты, министерств и ведомств, согласно приложению N 6.
16. Установить, что за обеспечение реализации Программы на соответствующей территории хокимы районов и городов несут персональную ответственность наряду с нижеследующими ответственными лицами:
за своевременное и качественное оказание услуг, предоставляемых государством семьям, благоустройство и озеленение махаллей, обеспечение занятости и повышение доходов населения - "махаллинской семеркой" каждой махалли;
за достижение стабильной занятости и получение высокого дохода - Министерством занятости и сокращения бедности, Министерством экономики и финансов, Министерством сельского хозяйства, Ассоциацией махаллей Узбекистана, коммерческими банками;
за получение образования и овладение профессиями - Министерством дошкольного и школьного образования, Министерством высшего образования, науки и инноваций, Министерством спорта, Министерством занятости и сокращения бедности;
за доступ к гарантированным государственным медицинским услугам - Министерством здравоохранения, Национальным агентством социальной защиты, Министерство спорта;
за доступ к социальным услугам - Национальным агентством социальной защиты, Министерством здравоохранения, Министерством занятости и сокращения бедности;
за улучшение условий жизни - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством экономики и финансов, Министерством энергетики, Министерством водного хозяйства, Ассоциацией махаллей Узбекистана;
за развитие государством инфраструктуры махаллей - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством энергетики, Министерством водного хозяйства, Комитетом по автомобильным дорогам, АО "Региональные электрические сети", Министерством экономики и финансов, Ассоциацией махаллей Узбекистана.
Кабинету Министров (Арипов А.) в недельный срок определить одного из заместителей руководителя в министерствах и ведомствах, их территориальных подразделениях, предусмотренных настоящим пунктом, в качестве лица, несущего непосредственную ответственность за реализацию Программы.
17. Возложить на руководителей министерств и ведомств, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Генеральной прокуратуре (Адхамов И.) совместно с Социальной инспекцией осуществлять надзор за своевременным и полным исполнением мер, определенных настоящим постановлением, на постоянной основе.
18. Возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. и советника Президента Республики Узбекистан - директора Национального агентства социальной защиты Оллоёрова М.П. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения NN 1 - 3 приводятся на узбекском языке.
к Постановлению Президента РУз
от 23.09.2024 г. N ПП-330
ПЕРЕЧЕНЬ
районов и городов, планируемых к ускоренному
комплексному развитию в 2024-2025 годах
N |
Наименование региона |
Наименование района (города) |
1. |
Республика Каракалпакстан |
Кунградский район |
2. |
Чимбайский район |
|
3. |
Андижанская область |
Асакинский район |
4. |
Бухарская область |
Гиждуванский район |
5. |
Джизакская область |
Галляаральский район |
6. |
Кашкадарьинская область |
Шахрисабзский район |
7. |
Навоийская область |
Хатырчинский район |
8. |
Наманганская область |
Чартакский район |
9. |
Самаркандская область |
Булунгурский район |
10. |
Сырдарьинская область |
Сырдарьинский район |
11. |
Сурхандарьинская область |
Денауский район |
12. |
Ташкентская область |
город Чирчик |
13. |
Ферганская область |
Кувинский район |
14. |
город Маргилан |
|
15. |
Хорезмская область |
Шаватский район |
к Постановлению Президента РУз
от 23.09.2024 г. N ПП-330
СОСТАВ
Попечительского совета Государственного
целевого фонда сокращения бедности
Кучкаров Д. |
- |
заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - министр экономики и финансов, председатель Попечительского совета |
Оллоёров М. |
- |
советник Президента Республики Узбекистан - директор Национального агентства социальной защиты, заместитель председателя Попечительского совета |
Мирзиёева Ш. |
- |
первый заместитель директора Национального агентства социальной защиты |
По должности |
- |
министр занятости и сокращения бедности |
По должности |
- |
заместитель исполнительного директора Государственного целевого фонда по сокращению бедности, секретарь Попечительского совета |
Примечание. При переходе членов Попечительского совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.
к Постановлению Президента РУз
от 23.09.2024 г. N ПП-330
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в штатные единицы Кабинета Министров,
Национального агентства социальной защиты,
министерств и ведомств
N |
Наименование организации |
Штатная численность
|
|
Уменьшается
|
Добавляется |
||
1. |
Кабинет Министров |
8 |
|
из них: |
|||
Отдел координации работ по поддержке предпринимательства, повышению занятости населения и сокращению бедности, вновь создаваемый в составе Секретариата по вопросам экономики, промышленности, финансово-банковской системы, налогообложения, управления государственными активами, поддержки предпринимательства и сокращения бедности |
8 |
||
2. |
Министерство занятости и сокращения бедности |
93 |
|
3. |
Министерство экономики и финансов |
2 |
|
4. |
Налоговый комитет |
2 |
|
5. |
Агентство по работе махаллабай и развитию предпринимательства |
1 |
|
6. |
Национальное агентство социальной защиты |
4 630 |
|
в том числе: |
|||
вновь вводимый штат заместителя директора Национального агентства социальной защиты |
1 |
||
группы социальных работников |
4 540 |
||
за счет освобождаемых штатов в связи с совершенствованием деятельности школ-интернатов санаторного типа |
854 |
||
7. |
Комитет семьи и женщин |
3 686 |
|
из них: |
|||
женский активист махалли* |
3 686 |
*) Комитет семьи и женщин повторно прикрепляет ко всем махаллям женских активистов махалли в зависимости от их количества.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2024 г.