Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 23.09.2024 г. N ПП-330 "О первоочередных мерах по реализации Программы "От бедности к благополучию"

Полная версия документа доступна на платных тарифах

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.09.2024 г.

N ПП-330



О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ

МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

"ОТ БЕДНОСТИ К БЛАГОПОЛУЧИЮ"


В целях эффективного обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 23 сентября 2024 года N УП-143 "О выведении на новый этап мер по сокращению бедности и повышению благосостояния населения":


1. Утвердить:

План первоочередных мер по реализации Программы "От бедности к благополучию" (далее - Программа) согласно приложению N 1*;

Целевые показатели выведения населения из бедности в разрезе направлений и регионов в 2024-2025 годах согласно приложениям NN 2 и 3*.


2. Кабинету Министров (Арипов А.):

в двухнедельный срок на основании предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента выбрать, сформировать перечень 1 000 наиболее отстающих махаллей и до 1 ноября текущего года утвердить программу улучшения их инфраструктуры. При этом на цели улучшения орошения приусадебных земель либо обеспечения стабильных поставок электрической энергии, повышения качества интернета, ремонта внутренних дорог и улучшения другой инфраструктуры в указанных махаллях в 2024-2025 годах выделяются средства в размере 3,2 триллиона сумов;

в срок до 1 декабря 2024 года в целях создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, жизнедеятельности и отдыха всех категорий населения утвердить программы ускоренного комплексного развития районов и городов в 2024-2025 годах согласно приложению N 4, предусматривающие в том числе реализацию проектов "зеленая махалля" минимум в одной махалле. При этом на социальные и инфраструктурные проекты, дающие импульс ускоренному экономическому росту данных районов и городов, выделить из Государственного бюджета в 2024 году 500 миллиардов сумов, в 2025 году - 1 триллион сумов;

в десятидневный срок утвердить перечни из 5 драйверных проектов, дающих импульс развитию предпринимательства в таких сферах, как промышленность, сельское хозяйство и оказание услуг, исходя из специализации каждого района и города, а также обеспечить выделение средств Государственного бюджета в размере 1 триллиона сумов для создания в них необходимой инфраструктуры в 2024-2025 годах.

Министерству экономики и финансов в целях финансирования мер, предусмотренных настоящим пунктом, внести соответствующие изменения в Закон Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год", а также предусмотреть необходимые средства в проекте закона Республики Узбекистан о Государственном бюджете на 2025 год.


3. Министерству экономики и финансов совместно с Министерством занятости и сокращения бедности, Центральным банком и коммерческими банками, а также местными хокимиятами в целях привлечения населения к предпринимательству и финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивших занятость членов семей, включенных в Реестр бедных семей (далее - бедные семьи):

обеспечить выделение кредитов до конца текущего года в размере 4 триллионов сумов, в 2025 году - 15 триллионов сумов посредством программ развития семейного предпринимательства, Программы "От бедности к благополучию" и микрофинансовых организаций;

в десятидневный срок внести предложения о порядке выделения беспроцентной ссуды бедным семьям с оптимизацией видов субсидий и без сокращения объема средств, предусмотренных на данные цели;

принимать меры по регулярному проведению встреч и решению проблем предпринимателей, обеспечению непрерывности финансовой поддержки и увеличению объема кредитования, реализации инициаторам пустующих земельных площадей посредством аукционных торгов, а также решению проблем предпринимателей, связанных с инфраструктурой.


4. Установить, что выявление бедных семей в махаллях, их включение в Реестр бедных семей, принятие мер, направленных на выведение из бедности, а также процессы исключения из Реестра осуществляются "махаллинской семеркой" на основе сотрудничества в следующем порядке:

бедные семьи оцениваются на основе единого вопросника и формируется их социальный портрет;

социальным работником и помощником хокима разрабатывается индивидуальный план по выведению семьи из бедности, охватывающий такие направления, как оказание социальных услуг и помощи, здравоохранение, жилье, занятость, образование, поведение;

сопровождение бедных семей по обеспечению занятости трудовой деятельностью, приносящей доход, привлечению к предпринимательству ведется помощником хокима, оказанию социальных услуг и помощи, здравоохранению и образованию - социальным работником;

эффективность и результативность индивидуального плана по выведению семьи из бедности определяется путем осуществления мониторинга.


5. Ассоциации махаллей Узбекистана (Куранбаев К.) в двухнедельный срок обеспечить углубленное обучение председателей махаллей, активистов, старейшин, старших по улицам в махаллях каждому направлению, определенному Программой.

При этом рекомендовать председателям махаллей, активистам, старейшинам, старшим по улицам путем ежедневного посещения всех улиц, каждого домохозяйства и семьи в махалле:

проводить активную пропагандистскую и разъяснительную работу о значимости посадки культур на приусадебных участках, создании в семьях атмосферы комфорта и уюта, необходимости соблюдения чистоты, правильного питания, ходьбы пешком, отказа от вредных привычек;

прививать детям интерес к чтению книг, организовать их обучение иностранным языкам, профессиям и искусству, мотивировать мужчин к созданию условий для обучения и трудовой деятельности своих дочерей и супруги как первостепенной жизненной задачи;

оказывать содействие в определении высоких целей, их достижении через добросовестный труд, непрерывный поиск, рвение и упорство, трансформации таких взглядов и мышления в повседневный образ жизни;

регулярно проводить действенную работу, направленную на привитие жителям ответственности за спокойствие и благополучие своей семьи и махалли, обеспечение взаимного согласия и сплоченности, усиление у них чувства сопричастности к изменениям и новшествам в нашей жизни;

требовать от коммерческих банков, прикрепленных к махаллям, и других ответственных лиц обеспечения полного исполнения возложенных на них задач в махалле, а также установить общественный контроль за безусловным соблюдением бедными семьями их обязательств, определенных социальным договором.


6. Министерству сельского хозяйства совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок внести проект постановления о передаче в аренду бедным семьям 50 тысяч гектаров земельной площади на срок до 30 лет на основе принципа "компания - кооператив - дехканское хозяйство" за счет сокращения хлопковых и зерновых площадей в целях организации дехканской и садоводческой деятельности в 2024-2025 годах. При этом предусмотреть:

проведение электронных онлайн-аукционных торгов по передаче в аренду земельных площадей среди бедных семей по рекомендации "махаллинской семерки";

предоставление разрешения победителям электронных онлайн-аукционных торгов по передаче в аренду земельных площадей на оплату стоимости земельного участка в рассрочку без процентов в течение 10 лет в равных долях.


7. Министерству дошкольного и школьного образования, Министерству экономики и финансов совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:

в двухмесячный срок исходя из постановления Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2024 года N ПП-239 "О дополнительных мерах по повышению эффективности системы обучения молодежи иностранным языкам" внести в Кабинет Министров программу организации учебных курсов по изучению иностранных языков, профессий, информационных технологий и программированию на пустующих земельных площадях, в зданиях и сооружениях общеобразовательных школ, а также доведения охвата дошкольным образованием до 80 процентов к концу 2025 года;

совместно с Министерством спорта обеспечить организацию внешкольных образовательных и спортивных кружков в каждой общеобразовательной школе, детской школе "Баркамол авлод" до конца 2024 года, в том числе с привлечением частного сектора;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по финансовому стимулированию создания частных дошкольных образовательных организаций.

При формировании параметров местных бюджетов на 2025 год предусмотреть средства в размере 500 миллиардов сумов на цели организации кружков в общеобразовательных школах и вовлечения в них детей из бедных семей.


8. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Министерством экономики и финансов в срок до 1 ноября 2024 года внести в Кабинет Министров проект постановления, предусматривающий поэтапное увеличение квот приема на учебу в высшие образовательные учреждения по государственному гранту, а также расширение доступа эрудированных и талантливых детей из бедных семей к получению образования.


9. Определить, что:

с 1 января 2025 года дети из бедных семей принимаются в государственные дошкольные образовательные организации на льготной основе;

с 2025/2026 учебного года расходы на проживание детей из бедных семей в местах проживания студентов государственных высших образовательных учреждений покрываются за счет Государственного бюджета;

с 2025 года Фондом "Эл-юрт умиди" для детей из бедных семей выделяются отдельные квоты.


10. АК "Халк банки" и АКБ "Микрокредитбанк" на основании заключения закрепленных руководителей предоставлять беззалоговые и беспроцентные кредиты:

сроком на 5 лет, включая двухлетний льготный период, - на приобретение ноутбуков для бедных семей;

с условием оплаты в рассрочку в течение 5 лет - на приобретение оборудования малого производства, передвижных магазинов (food-truck), мотороллеров, скутеров и других аналогичных основных средств стоимостью до 30 миллионов сумов, необходимых для начала предпринимательской деятельности.

Министерству экономики и финансов выделить необходимые средства коммерческим банкам за счет Государственного бюджета.


11. Кабинету Министров в рамках программы развития рынка жилья и ипотеки предусмотреть увеличение количества выделяемых субсидий на 2025 год в 1,2 раза.


12. Внедрить в порядке эксперимента в рамках реализации Программы в целях выведения из бедности семей, находящихся в трудном положении, новый порядок, в соответствии с которым в 2024-2025 годах:

а) к каждому из 14 тысяч руководителей и заместителей руководителей организаций в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, районах (городах) каждые 6 месяцев прикрепляются по 5 семей, находящихся в наиболее трудном положении. При этом закрепленные ответственные лица выполняют следующие задачи:

изучают причины попадания семей в состояние бедности, обеспечивают разработку "махаллинской семеркой" индивидуального плана по выведению семьи из бедности;

оказывают содействие в эффективном использовании семейного приусадебного участка, самозанятости и налаживании предпринимательской деятельности желающих лиц, обучении профессиям и иностранным языкам, поиске вакантных рабочих мест и трудоустройстве членов семей и женщин с привлечением "махаллинской семерки", коммерческих банков, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, а также ведущих предпринимателей;

закупают за счет средств беспроцентного займа оборудование малого производства, передвижные магазины, мотороллеры, скутеры и другие аналогичные основные средства, необходимые для начала предпринимательской деятельности;

оказывают содействие в устройстве детей из бедных семей в дошкольные образовательные организации, берут на контроль посещение детьми образовательных учреждений, дополнительных занятий и кружков, создают условия для эффективного использования ноутбуков, приобретенных за счет средств беспроцентного займа, а также помогают в приобретении учебных столов и стульев, спортивной одежды каждой семье на спонсорской основе;

обеспечивают полноценный доступ семей к предоставляемым государством медицинским услугам, в частности проведение скринингового обследования женщин и детей на системной основе, призывают к улучшению санитарного состояния жилых помещений, отказу от вредных привычек в повседневной жизни и питании, занятию физической культурой и спортом всех членов семей независимо от возраста, ходьбе пешком - пожилых лиц;

совместно с социальными работниками обеспечивают оказание необходимых социальных услуг и помощи для устранения факторов, ограничивающих возможность осуществления трудовой деятельности семей;

два раза в месяц проводят встречи с прикрепленными к ним семьями, анализируют реализацию мер, определенных индивидуальными планами, выявляют возникшие проблемы и принимают меры для их устранения на месте;

б) в 2024-2025 годах руководители и заместители руководителей государственных органов республиканского уровня закрепляются за 1 000 махаллями, находящимися в наиболее трудном положении. При этом закрепленные за махаллями ответственные лица выполняют следующие задачи:

оказывают содействие в решении проблем предпринимателей, задействовании резервов и возможностей, дающих импульс экономическому развитию махаллей, организуют эффективное использование приусадебных участков;

принимают меры по улучшению энергоснабжения, организации движения автобусов и такси для соединения махаллей с районными центрами, ремонту внутренних дорог, грунтовке основных улиц и установке энергосберегающих осветительных приборов, обеспечению чистой питьевой водой;

оказывают содействие в повышении скорости и качества интернета, организации совместно со школами деятельности кружков по информационным технологиям для членов бедных семей;

оказывают практическую помощь в активном привлечении махаллей к процессам инициативного бюджетирования, а также выработке проектов улучшения инфраструктуры махалли;

осуществляют контроль за организацией дополнительных занятий, курсов иностранных языков и компьютерной грамотности, спортивных кружков на базе образовательных учреждений (общеобразовательных и профессиональных школ, школ музыки и искусства или спортивных школ), расположенных в соответствующей махалле или вблизи нее;

повышают интерес и направляют молодежь, в частности выпускников 9-х классов, на продолжение образования и овладение профессиями, прививают понятия о возможности улучшения образа их жизни в будущем путем обучения в высших и профессиональных образовательных учреждениях;

берут на контроль ремонт туалетов в дошкольных образовательных организациях и школах, расположенных на территории прикрепленных махаллей;

раз в месяц посещают прикрепленные махалли, проводят анализ выполнения задач, установленных планами мер, выявляют возникшие проблемы и принимают меры по их устранению на месте;

в) руководителям, закрепленным за бедными семьями и махаллями, в рамках выполнения возложенных на них задач разрешается использовать прибыль и внебюджетные средства соответствующих организаций. При этом содействие бедным семьям оказывается только в случае исполнения ими своих обязательств по увеличению семейного дохода, обучению детей, восстановлению здоровья членов семьи и иной ответственности, связанной с улучшением условий жизни.

Оказание материальной помощи бедным семьям за счет вышеуказанных средств запрещается.


13. Установить, что с 1 апреля 2025 года:

в городах Самарканде и Ташкенте в порядке эксперимента на основе аутсортинга оказываются услуги по присмотру в форме дневного посещения за лицами, нуждающимися в постороннем уходе, являющимися членами включенных в "Реестр бедных семей" неполных семей, потерявших кормильца, семей, не имеющих трудоспособных членов, семей, два и более члена которых являются лицами с инвалидностью;

в целях предупреждения социального сиротства, проявления заботы о сиротах и детях, лишенных попечения родителей, а также оказания услуг по воспитанию на основе индивидуального подхода в атмосфере, максимально приближенной к домашней, в махаллях создаются компактные детские дома семейного типа. При этом на первом этапе данные мероприятия проводятся в 2024 году в городе Ташкенте за счет средств Государственного фонда социальной защиты;

разрешается оказание на основе условий государственно-частного партнерства услуг дневного ухода за детьми с особыми образовательными потребностями - физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, услуг дневного ухода за детьми с инвалидностью, включая детей с особыми образовательными потребностями, - юридическим лицам.


14. Образовать Государственный целевой фонд сокращения бедности (далее - Фонд) со статусом юридического лица на базе Фонда общественных работ, Фонда поддержки ремесленничества и надомничества, Фонда привлечения населения к предпринимательству.

Утвердить состав Попечительского совета Государственного целевого фонда сокращения бедности согласно приложению N 5.

Определить, что Попечительский совет является высшим органом управления Фонда, Исполнительная дирекция Фонда, состоящая из 22 штатных единиц, - его исполнительным органом.


15. Утвердить изменения, вносимые в штатные единицы Кабинета Министров, Национального агентства социальной защиты, министерств и ведомств, согласно приложению N 6.


16. Установить, что за обеспечение реализации Программы на соответствующей территории хокимы районов и городов несут персональную ответственность наряду с нижеследующими ответственными лицами:

за своевременное и качественное оказание услуг, предоставляемых государством семьям, благоустройство и озеленение махаллей, обеспечение занятости и повышение доходов населения - "махаллинской семеркой" каждой махалли;

за достижение стабильной занятости и получение высокого дохода - Министерством занятости и сокращения бедности, Министерством экономики и финансов, Министерством сельского хозяйства, Ассоциацией махаллей Узбекистана, коммерческими банками;

за получение образования и овладение профессиями - Министерством дошкольного и школьного образования, Министерством высшего образования, науки и инноваций, Министерством спорта, Министерством занятости и сокращения бедности;

за доступ к гарантированным государственным медицинским услугам - Министерством здравоохранения, Национальным агентством социальной защиты, Министерство спорта;

за доступ к социальным услугам - Национальным агентством социальной защиты, Министерством здравоохранения, Министерством занятости и сокращения бедности;

за улучшение условий жизни - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством экономики и финансов, Министерством энергетики, Министерством водного хозяйства, Ассоциацией махаллей Узбекистана;

за развитие государством инфраструктуры махаллей - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством энергетики, Министерством водного хозяйства, Комитетом по автомобильным дорогам, АО "Региональные электрические сети", Министерством экономики и финансов, Ассоциацией махаллей Узбекистана.

Кабинету Министров (Арипов А.) в недельный срок определить одного из заместителей руководителя в министерствах и ведомствах, их территориальных подразделениях, предусмотренных настоящим пунктом, в качестве лица, несущего непосредственную ответственность за реализацию Программы.


17. Возложить на руководителей министерств и ведомств, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Генеральной прокуратуре (Адхамов И.) совместно с Социальной инспекцией осуществлять надзор за своевременным и полным исполнением мер, определенных настоящим постановлением, на постоянной основе.


18. Возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. и советника Президента Республики Узбекистан - директора Национального агентства социальной защиты Оллоёрова М.П. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.



Президент

Республики Узбекистан                                                    Ш. Мирзиёев



*) Приложения NN 1 - 3 приводятся на узбекском языке.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению Президента РУз

от 23.09.2024 г. N ПП-330



ПЕРЕЧЕНЬ

районов и городов, планируемых к ускоренному

комплексному развитию в 2024-2025 годах


    

N

Наименование региона

Наименование района (города)

1.

Республика Каракалпакстан

Кунградский район


2.

Чимбайский район


3.

Андижанская область

Асакинский район


4.

Бухарская область

Гиждуванский район


5.

Джизакская область

Галляаральский район


6.

Кашкадарьинская область

Шахрисабзский район


7.

Навоийская область

Хатырчинский район


8.

Наманганская область

Чартакский район


9.

Самаркандская область

Булунгурский район


10.

Сырдарьинская область

Сырдарьинский район


11.

Сурхандарьинская область

Денауский район


12.

Ташкентская область

город Чирчик


13.

Ферганская область

Кувинский район


14.

город Маргилан


15.

Хорезмская область

Шаватский район


    





ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Постановлению Президента РУз

от 23.09.2024 г. N ПП-330



СОСТАВ

Попечительского совета Государственного

целевого фонда сокращения бедности


     

Кучкаров Д.

-

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - министр экономики и финансов, председатель Попечительского совета


Оллоёров М.

-

советник Президента Республики Узбекистан - директор Национального агентства социальной защиты, заместитель председателя Попечительского совета


Мирзиёева Ш.

-

первый заместитель директора Национального агентства социальной защиты


По должности

-

министр занятости и сокращения бедности


По должности

-

заместитель исполнительного директора Государственного целевого фонда по сокращению бедности, секретарь Попечительского совета

      


Примечание. При переходе членов Попечительского совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 6

к Постановлению Президента РУз

от 23.09.2024 г. N ПП-330



ИЗМЕНЕНИЯ,

вносимые в штатные единицы Кабинета Министров,

Национального агентства социальной защиты,

министерств и ведомств


           

N

Наименование организации

Штатная численность

Уменьшается

Добавляется

1.

Кабинет Министров



8


из них:





Отдел координации работ по поддержке предпринимательства, повышению занятости населения и сокращению бедности, вновь создаваемый в составе Секретариата по вопросам экономики, промышленности, финансово-банковской системы, налогообложения, управления государственными активами, поддержки предпринимательства и сокращения бедности



8

2.

Министерство занятости и сокращения бедности


93


3.

Министерство экономики и финансов


2


4.

Налоговый комитет


2


5.

Агентство по работе махаллабай и развитию предпринимательства


1


6.

Национальное агентство социальной защиты



4 630

в том числе:




вновь вводимый штат заместителя директора Национального агентства социальной защиты



1

группы социальных работников



4 540

за счет освобождаемых штатов в связи с совершенствованием деятельности школ-интернатов санаторного типа


854


7.

Комитет семьи и женщин


3 686



из них:





женский активист махалли*


3 686


          


*) Комитет семьи и женщин повторно прикрепляет ко всем махаллям женских активистов махалли в зависимости от их количества.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2024 г.