Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Указ Президента Республики Узбекистан от 18.12.2025 г. N УП-253 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан и внедрению современных цифровых технологий"

Ҳужжатнинг тўлиқ матни nrm.uz сайтида пуллик тариф фойдаланувчилари учун мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

18.12.2025 г.

N УП-253



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ВНЕДРЕНИЮ

СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


В целях поднятия на новый уровень эффективности конституционного контроля в стране, поэтапной цифровизации деятельности Конституционного суда, усиления гарантий доступа к конституционному правосудию и дальнейшего повышения роли Конституционного суда в обеспечении верховенства закона, а также в соответствии с целями и задачами Стратегии "Узбекистан - 2030" ПОСТАНОВЛЯЮ:


I. Цели


1. Определить приоритетными целями совершенствования деятельности Конституционного суда:

(а) расширение доступа граждан и юридических лиц к конституционному правосудию, возможностей восстановления их нарушенных конституционных прав и свобод;

(б) упрощение процедур рассмотрения обращений (жалоб) граждан и юридических лиц, устранение излишних бюрократических барьеров и волокиты;

(в) установление действенного конституционного контроля за деятельностью органов исполнительной власти путем расширения полномочий Конституционного суда;

(г) повышение прозрачности в деятельности Конституционного суда посредством полной цифровизации процессов конституционного судопроизводства.


II. Повышение эффективности деятельности Конституционного суда


2. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса и Конституционного суда по повышению эффективности и результативности внедрения в практику предложений и рекомендаций, излагаемых в Информации Конституционного суда о состоянии конституционной законности в стране (далее - Информация), предусматривающие:

(а) утверждение совместным постановлением кенгашей палат Олий Мажлиса плана мероприятий по результатам рассмотрения изложенных в Информации предложений и рекомендаций, а также установление контроля за его реализацией;

(б) внесение в палаты Олий Мажлиса и Конституционный суд в установленные сроки информации об исполнении ответственными государственными органами поручений, предусмотренных в плане мероприятий, утвержденном кенгашами палат Олий Мажлиса.


3. Согласиться с предложением Конституционного суда по дальнейшему совершенствованию порядка рассмотрения обращений, предусматривающим внедрение практики:

(а) направления обращения, внесенного гражданином или юридическим лицом, не являющимся субъектом права непосредственного обращения в Конституционный суд, по вопросу, подведомственному Конституционному суду, субъекту, обладающему правом на обращение в Конституционный суд;

(б) в случаях невнесения в Конституционный суд субъектом, обладающим правом на обращение в Конституционный суд, вопроса, изложенного в обращении гражданина или юридического лица, уведомления заявителя и представления в Конституционный суд информации с обоснованием отсутствия оснований для внесения в Конституционный суд вопроса, изложенного в обращении.


4. Конституционному суду (Абдусаломов М.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2026 года в целях расширения возможностей обращения граждан и юридических лиц в Конституционный суд внести проект конституционного закона, регулирующего порядок конституционного судопроизводства, включающий такие процессуальные вопросы, как прием и рассмотрение жалоб граждан и юридических лиц, принятие заключений и постановлений.


5. Одобрить предложения Конституционного суда о совершенствовании законодательства по повышению эффективности института конституционной жалобы и обеспечению судебной защиты, предусматривающие определение:

(а) признания Конституционным судом закона, примененного судом по конкретному делу, не соответствующим Конституции, в качестве основания для пересмотра судебного акта в установленном порядке;

(б) обращения Верховного суда в Конституционный суд, инициированного судами, о соответствии Конституции нормативно-правового акта, подлежащего применению в конкретном деле, в качестве основания для приостановления производства по соответствующему делу в суде.


III. Внедрение цифровых технологий в деятельность Конституционного суда


6. Утвердить Программу цифровизации деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан в 2026-2027 годах согласно приложению N 1*, предусматривающую:

(а) уведомление в электронной форме участников суда о времени и месте проведения заседания Конституционного суда посредством электронной услуги "Судебное уведомление" и мобильного приложения Единого портала интерактивных государственных услуг за счет Государственного бюджета;

(б) обеспечение проведения судебных заседаний в режиме видео-конференц-связи, в том числе с использованием мобильного приложения;

(в) создание информационных систем, предоставляющих интерактивные услуги гражданам и юридическим лицам, в целях обеспечения открытости информации о деятельности Конституционного суда;

(г) налаживание практики получения информации, необходимой для осуществления правосудия, от уполномоченных государственных органов и организаций в электронной форме, не создавая неудобства для граждан и юридических лиц;

(д) фиксацию судебных заседаний посредством аудиозаписи и формирование протоколов судебного заседания с помощью данной системы.


7. Утвердить "Дорожную карту" по интеграции информационной системы Конституционного суда Республики Узбекистан с информационными системами государственных органов и организаций согласно приложению N 2*.


8. Определить, что посредством интеграции в установленном порядке информационной системы Конституционного суда с информационными системами государственных органов и организаций данные о физических и юридических лицах и другие документы предоставляются на основании электронного запроса Конституционного суда бесплатно.


9. Внедрить с 1 августа 2027 года в деятельность Конституционного суда в порядке эксперимента информационную систему "E-KSUD", позволяющую:

(а) отслеживать в режиме онлайн процесс обращения в Конституционный суд в электронной форме и рассмотрения обращений;

(б) оказывать интерактивные услуги в целях создания удобств для граждан и юридических лиц в достижении правосудия;

(в) транслировать судебные заседания в прямом эфире;

(г) создать необходимые условия для лиц с инвалидностью.


10. Установить, что при цифровизации деятельности Конституционного суда:

(а) расходы, связанные с разработкой программного обеспечения, осуществляются в рамках средств, выделенных из Государственного бюджета, за счет средств Фонда развития цифровых технологий, а также международных грантов, средств организаций-доноров и зарубежных партнеров;

(б) финансирование мероприятий, связанных с закупкой необходимого компьютерного и другого оборудования, осуществляется в рамках средств, выделенных из Государственного бюджета, а также за счет международных грантов, средств организаций-доноров и зарубежных партнеров.


11. Определить "Единого интегратора по созданию и поддержке государственных информационных систем - ООО "UZINFOCOM" (далее - Единый интегратор) в качестве оператора системы по цифровизации деятельности Конституционного суда и возложить на него следующие основные задачи:

(а) цифровизация всех процессов, связанных с деятельностью Конституционного суда;

(б) внедрение информационной системы "E-KSUD", осуществление интеграции с другими информационными системами и оказание всестороннего практического содействия Конституционному суду в данном направлении.


12. Предоставить:

(а) Единому интегратору в порядке исключения право на поставку для деятельности суда программно-аппаратных комплексов, информационных систем, инженерной инфраструктуры, а также необходимого для данных целей оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения с сохранением статуса резидента Технологического парка программных продуктов и информационных технологий;

(б) Конституционному суду:

(i) право заключать прямые договора с Единым интегратором по подготовке проектной и технической документации, разработке программно-аппаратных комплексов, автоматизированных информационных систем, программных продуктов и инженерных инфраструктур, а также по поставке для этих целей необходимого оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения;

(ii) право осуществлять предварительную оплату в размере до 30 процентов по договорам, заключенным с Единым интегратором по поставке оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения в рамках реализации проектов по программно-аппаратным комплексам, информационным системам, программным продуктам и инженерной инфраструктуре.


IV. Организационные вопросы по деятельности Конституционного суда


13. В целях эффективного организационно-правового и информационно-аналитического обеспечения деятельности Конституционного суда с 1 января 2026 года выделить дополнительно 8 штатных единиц.


14. Согласиться с предложением Конституционного суда о подготовке образца эмблемы "Ўзбекистон Республикасининг Конституциявий суди" и утверждении порядка ее использования.


15. Установить порядок, в соответствии с которым:

(а) на руководителя аппарата Конституционного суда, руководителя экспертной группы и начальников отделов распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для судьи Верховного суда, а на управленческий персонал - судьи суда общей юрисдикции областного уровня;

(б) условия, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, применяются к лицам, ранее работавшим в должности судьи, а период, отработанный данными лицами в этих должностях, включается в судейский стаж и учитывается при назначении пенсии.


16. Включить в фонд оплаты труда работников Конституционного суда за счет средств Государственного бюджета:

(а) вознаграждение работникам, добросовестно выполняющим свои обязанности и исполняющим особо важные работы, в двукратном размере должностного оклада (с учетом особых условий труда);

(б) материальную помощь один раз в год в однократном размере должностного оклада (с учетом особых условий труда);

(в) средства специального фонда материального стимулирования в размере 15 процентов должностного оклада (с учетом доплат за особые условия, квалификационные классы и классные чины, а также коэффициента стимулирования труда).


17. Кабинету Министров до 1 марта 2026 года принять решение Правительства, предусматривающее размещение Конституционного суда в отдельном здании, его реконструкцию и оснащение.


18. Министерству экономики и финансов (Хайдаров А.) начиная с 2026 года предусматривать в параметрах Государственного бюджета средства, необходимые для финансирования штатных единиц, дополнительно выделяемых на основании настоящего Указа.


19. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 3.


20. Конституционному суду (Абдусаломов М.) совместно с Верховным судом (Исламов Б.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


21. Осуществление координации исполнения настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан по реформированию судебной системы Хакимову Н.Ж.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



*) Приложения NN 1 - 2 приводятся на узбекском языке.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 18.12.2025 г. N УП-253



ИЗМЕНЕНИЯ,

вносимые в некоторые акты Президента

Республики Узбекистан и Правительства

Республики Узбекистан



1. Приложение N 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 13 января 2021 года N УП-6134 "О мерах по коренному совершенствованию системы финансирования деятельности судебных органов" изложить в следующей редакции:


"Приложение N 1

к Указу Президента Республики Узбекистан

от 13 января 2021 года N УП-6134



РАЗРЯДЫ

оплаты труда по тарифной сетке судей и работников

Конституционного суда Республики Узбекистан


  

Наименование должности

        

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты

".

Председатель

  

21

19,631

Заместитель председателя

  

19

17,276

Судья

  

18

12,211

Руководитель аппарата

  

18-3%


Руководитель группы


17

9,965

Руководитель пресс-службы, начальник отдела

  

16

6,490

Помощник председателя, заведующий первым отделом

   

15

6,146

Старший эксперт, главный консультант, главный специалист

    

14

5,810

Эксперт, старший консультант, старший специалист, заведующий канцелярией

  

13

5,482

     

2. В абзаце втором постановления Кабинета Министров от 19 февраля 1996 года N 64 "Об обеспечении деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан" цифру "22" заменить цифрой "30".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 декабря 2025 г.