Камеральная проверка. Тонкости, которые нужно знать

preview

Новый Налоговый кодекс преобразовал камеральный контроль в камеральную проверку . Механизм контроля был фактически скрыт от налогоплательщика, процедура проверки же более открыта. Важные нюансы проведения камеральной проверки разъясняет адвокат, эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Элеонора МАЗУРОВА.

 При камеральной проверке:

Сведения из представленных в налоговый орган отчетов вводятся в автоматизированную информационную систему. Происходит автоматизированный арифметический контроль всех налоговых отчетов.

Инспекторы ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых отчетов. Дальнейшая проверка, включающая в себя определенные мероприятия налогового контроля, осуществляется уже отделом камеральных проверок .

Также в ходе камеральной проверки проводится сравнительный анализ показателей:

  • вашего отчета с показателями ваших же отчетов за предыдущий отчетный период;
  • проверяемой налоговой отчетности с показателями отчетов по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;
  • налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;
  • отчетов и другой бухгалтерской отчетности с показателями по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями.

При проведении камеральной проверки могут производиться:

  • направление налоговым органом запросов в банк о наличии в нем счетов, депозитов и об остатках денежных средств на счетах ;
  • допрос свидетеля ;
  • осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого ;
  • инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • истребование документов у проверяемого лица ;
  • истребование документов (информации) у иных лиц (связанных с проверяемым) ;
  • экспертиза  ;
  • привлечение специалиста ;
  • привлечение переводчика ;  
  • направление запросов в компетентные органы иностранных государств .

Представление пояснений и документов в ходе камеральной проверки

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, несоответствия или  нестыковки данных, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения или внести надлежащие исправления .

Налоговые органы также могут потребовать у налогоплательщика дать пояснения еще в двух случаях:

  • при проверке уточненной налоговой отчетности, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленным налоговым отчетом;
  • при проверке налоговой отчетности, в которой заявлена сумма убытка, полученного в соответствующем отчетном периоде.

Налоговики вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на них.

У плательщиков НДС могут быть истребованы документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. А при выявлении противоречий в налоговой отчетности по НДС и в других представленных документах – счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям .

Если запрашивают документы по телефону

На практике нередко возникает ситуация, когда инспектор задает вопросы по налоговой отчетности по телефону или просит принести какие-либо документы в рамках камеральной проверки. Как реагировать на такие звонки? В данном случае нужно исходить из следующего:

  • согласно действующему законодательству налогоплательщик должен информироваться о необходимости пояснений в ходе камеральной налоговой проверки только в письменной форме;
  • зачастую у налоговиков возникают небольшие вопросы по отчетам, по которым нет смысла направлять официальное требование о представлении пояснений. Поэтому они считают, что их можно решить, задав вопросы по телефону.

Какую тактику в общении с налоговиками выбрать, решает сам бухгалтер, исходя из конкретных обстоятельств.

Подробнее об изменениях – в сравнительной таблице:

Ранее камеральный контроль: 

 Теперь камеральная проверка:

 

  • не позволял налоговому органу вмешиваться в деятельность предприятия. При обнаружении нарушений налогоплательщику направлялось   требование с указанием, что нарушено, и как это устранить;
  • проводился во всех предприятиях в автономном режиме без вынесения приказа;
  • инспекторы не имели права запрашивать документы и посещать территорию налогоплательщика;
  • срок проведения не был ограничен;
  • ответ на требование предоставлял сам налогоплательщик;
  • в случае непредставления ответа приостанавливались операции по счетам

 

  • проводится не у всех, а только  у предприятий с высоким и средним риском налоговых нарушений;
  • для проведения нужен приказ;
  • инспекторы вправе запрашивать учетные документы;
  • ограничена сроком – не более 30 дней;
  • отвечать на требование может не только налогоплательщик, но и налоговый консультант;
  • при непредставлении в установленный срок ответа на требование приостанавливаются операции по счетам, но может быть назначен налоговый аудит

 

По итогам камеральной проверки финансовые санкции не применяются, но может начисляться пеня 

Камеральная проверка по возмещению НДС

 Отдельный контроль по НДС не был предусмотрен

Проверка по возмещению НДС проводится без приказа в течение 60 дней со дня подачи заявления на возврат суммы налога.  По итогам проверки требование о внесении исправлений в налоговую отчетность не выписывается. Налоговый орган выносит  решение о возмещении суммы либо об отказе  в  возмещении

Что изменилось в оформлении результатов камеральной проверки

 Было при камеральном контроле

Стало при камеральной проверке

Выявленные нарушения отражались в требованиях. Требование направлялось через персональный кабинет или нарочно.

 

Если требование оставалось без ответа и не была сдана уточненная отчетность, налоговый орган обращался с исковым заявлением в суд с требованием взыскать либо доначислить налоги

 

По итогам проверки выявленные расхождения и ошибки в налоговой отчетности  отражаются в требовании. Но теперь в качестве ответа можно представить заключение налоговых консультантов.

 Если налоговый орган:

  • соглашается с обоснованием в ответе, он направляет уведомление об отмене требования;
  • частично соглашается с обоснованием в ответе, то направляет уточненное требование о внесении исправлений в налоговую отчетность;
  • не получил ответа или признал его недостаточным, выносится решение о проведении налогового аудита