Проект НК: какие нас ждут финансовые санкции

preview

Проект нового Налогового кодекса меняет размеры и порядок применения финансовых санкций, а также вводит их новые виды.

В частности:

  • по некоторым  санкциям  снижены размеры штрафа – за уклонение от пообъектной постановки на учет, осуществление деятельности  без ККМ и терминала;
  • отменены отдельные санкции с отсылкой к Административному кодексу – за отсутствие бухучета, занятие видами деятельности без лицензии, неправомерное использование земельных участков;
  • с другой стороны - вводятся финансовые санкции по которым уже есть административные штрафы – непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, непредставление банком справок;
  • востанавливаются ранее отмененные финансовые санкции – непредставление  в срок налоговой отчетности;
  • введены финансовые санкции для индивидуальных предпринимателей;
  • меняется система начисления пени за нарушение сроков уплаты налогов;
  • в связи с введением новых понятий вводятся и соответствующие новые финансовые санкции – по аресту  имущества, по контролируемым  сделкам, контролируемым иностранным компаниям, консолидированным  группам налогоплательщиков;
  • вводятся новые финансовые санкции – за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно было сообщить налоговому органу, за неявку свидетеля по делу о налоговом правонарушении.

Эксперты «Нормы» дали свои комментарии и предложения по отдельным финансовым санкциям. Очень важно обеспечить сопряжение санкций в НК со статьями  Административного и Уголовного кодекса: нормы не должны дублироваться или противоречить друг другу.

Действующая норма
в Налоговом кодексе

Предложение в проекте новой редакции
Налогового кодекса

Комментарии

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе налогоплательщика, включая нерезидента, за исключением налогоплательщиков, государственная регистрация которых осуществляется с одновременной постановкой их на учет в налоговых органах, влечет наложение штрафа:

  • если деятельность осуществлялась не более 30 дней – в 50-кратном МРЗП, но не менее 10% от чистой выручки, полученной в результате такой деятельности;
  • если деятельность осуществлялась более 30 дней – в 100-кратном МРЗП, но не менее 50% от чистой выручки, полученной в результате такой деятельности (ст. 113 НК) 

Осуществление физическим лицом деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размере 1 млн сумов - с конфискацией ТМЦ от данной незаконной деятельности.

Осуществление деятельности группой физических лиц без постановки на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размере 5 млн сумов - с конфискацией ТМЦ от данной незаконной деятельности. При этом сумма штрафа распределяется пропорционально.

В случае постановки физического лица на учет или создания ими юридического лица в течение 10 дней со дня получения решения о наложении штрафа и добровольной уплаты 50% наложенного штрафа, это физическое лицо освобождается от уплаты оставшейся суммы. При этом ТМЦ, конфискованные ранее, возвращаются налогоплательщику в порядке, установленном законодательством.

Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе юридическим лицом – нерезидентом РУз влечет наложение штрафа в размере 10 млн сумов (ст. 222) 

Введена ответственность за нарушение налогоплательщиком физическим лицом, а также нерезидентом деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Правильная мера, ранее такой ответственности для физических лиц не существовало

 

 

Уклонение налогоплательщика от пообъектной постановки на учет в органе государственной налоговой службы влечет наложение штрафа:

  • если от установленного срока постановки на учет прошло не более 30 дней – в 50-кратном МРЗП;
  • если от установленного срока постановки на учет прошло более 30 дней – в 100-кратном МРЗП
    (ст. 113 НК)

Уклонение от пообъектной постановки на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размере 1 млн сумов, но не менее 10% от причитающейся по пообъектной постановке на учет суммы налога (ст. 222)

 

Снижение размера штрафа

Хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, влечет наложение штрафа в размере 20% от стоимости неоприходованного товара.

 

Сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров ( услуг). На сумму сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (услуг) производится начисление налогов.

 

Сокрытием (занижением) выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается:

  • неотражение в регистрах учета суммы выручки от реализации товаров (услуг) при документальном подтверждении факта реализации товаров (услуг);
  • подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (услуг);
  • отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные (ст. 114 НК)

Занижение налогооблагаемой базы влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы заниженной налогооблагаемой базы. При этом на сумму заниженной налогооблагаемой базы производится начисление налогов в соответствии
с законодательством.

В целях применения настоящей статьи занижением налогооблагаемой базы признается:

  • неправильное определение налогооблагаемой базы, включая арифметические ошибки;
  • неотражение в регистрах учета суммы выручки от реализации ТМЦ (услуг), включая отсутствие на складе или в месте реализации ТМЦ, числящихся в учете как нереализованные;
  • подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации ТМЦ (услуг);
  • отнесение на расходы неприобретенных ТМЦ (услуг).

Не отражение в книге учета доходов и расходов индивидуальным предпринимателем влечет наложение штрафа размере 20% от суммы неотраженных доходов и расходов, но не менее 1,0 млн сумов.

В случае полной добровольной оплаты налогоплательщиком – юридическим лицом или ИП доначисленных налогов и платежей с учетом начисленной пени и 50 % размера наложенных на него финансовых санкций в течение 10 дней со дня получения решения о наложении финансовых санкций он освобождается от уплаты оставшейся суммы (ст. 225) 

В отличие от действующей системы, в которой указывалось на «Сокрытие (занижение) выручки…», в новой редакции НК применили понятие «занижение налогооблагаемой базы»

Отсутствует

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 232 и 234 НК, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные умышленно либо с применением фиктивных (притворных) сделок либо иных схем, направленных на уклонение от налогообложения, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) (ст. 226)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За умышленную неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) существует административная (ст. 174 КоАО) и уголовная ответственность  (ст. 184 УК)

За несвоевременное представление налоговой отчетности или непредставление обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности в установленный срок по результатам камерального контроля должностное лицо налогоплательщика – юрлица или налогоплательщик – физическое лицо привлекаются к административной ответственности (ст. 115 НК)

Непредставление в установленный налоговым законодательством срок налоговой отчетности или непредставление обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности в установленный срок по результатам камерального контроля:

влечет наложение штрафа в размере 1% за каждый день просрочки неуплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой налоговой отчетности, но не более 10% указанной суммы и не менее 500 тыс. сумов (ст. 223)

Ранее такие финансовые штрафы были, но потом их отменили и оставили только административную ответственность (части первая и вторая ст. 175 КоАО).

Т.е. теперь ужесточается санкция за данное нарушение – будут действовать как финансовые, так и административные штрафы

За отсутствие бухучета или ведение его с нарушением установленного порядка, приведшее к невозможности определения сумм налогов, подлежащих исчислению, должностное лицо налогоплательщика - юридического лица привлекается к административной ответственности
(ст. 116 НК)

Статья исключена из НК

Правильная мера.

Зачем писать в НК о том, что за соответствующее нарушение есть административная ответственность (ст. 175-1 КоАО)

 

За занятие видами деятельности без лицензии и иных разрешительных документов лица несут ответственность в установленном порядке (ст. 117 НК)

 

Статья исключена из НК

Правильная мера.

Зачем писать в НК о том, что за соответствующее нарушение есть административная ответственность (ст. 176-3 КоАО)

Отражение в счете-фактуре НДС при реализации товаров (услуг), необлагаемых НДС, а также при реализации товаров (услуг) поставщиками, не являющимися плательщиками НДС, влечет наложение штрафа на поставщиков в размере 20% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре. При этом поставщик обязан уплатить в бюджет сумму налога, указанную в счете-фактуре.

К покупателям товаров (услуг) наложение штрафа не применяется и перерасчет с бюджетом по НДС они не производят
(ст. 118 НК)

Статья исключена из НК

 

Осуществление торговли и оказание услуг без применения ККМ с фискальной памятью и (или) расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов - влечет наложение штрафа от 30- до 50-кратного МРЗП.

Совершение действий, предусмотренных в части первой настоящей статьи, в течение одного года после применения штрафа - влечет наложение штрафа в размере от 75- до 100-кратного МРЗП (ст. 119 НК)

Осуществление торговли и оказание услуг без применения ККМ и (или) расчетных терминалов, когда их применение является обязательным, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда выписка или выдача таких документов является обязательной, а также отказ от приема платежей через расчетные терминалы влечет наложение штрафа в размере 5 млн сумов.

Использование налогоплательщиком расчетных терминалов, оформленных на других лиц, влечет наложение штрафа в размере 20 млн сумов
(ст. 224)

Снижение суммы штрафа.

Введен штраф за использование налогоплательщиком расчетных терминалов, оформленных на других лиц.

Убрана санкция за повторное нарушение в течение года – можно было и сохранить.

По данным нарушениям действует административная (ст. 164 КоАО) и уголовная ответственность 
(ст. 189 УК)

Использование ККМ, несоответствующих техническим требованиям или с нарушением программы обслуживания фискальной памяти, а также отказ от приема платежей по пластиковым карточкам - влечет наложение штрафа в 100-кратном МРЗП.

Совершение действий, предусмотренных в части третьей настоящей статьи, в течение одного года после применения штрафа - влечет наложение штрафа в 200-кратном МРЗП (ст. 119 НК)

Использование ККМ, несоответствующих техническим требованиям или с нарушением электронной программы обслуживания, влечет наложение штрафа в размере 20 млн сумов
(ст. 224)

 

Снижение размера штрафа.

Убрана санкция за повторное нарушение в течение года – можно было и сохранить

Нарушение сроков уплаты налогов и платежей

- влечет начисление пени в размере 0,045%, а в случае, если начисление пени производится налоговыми органами по результатам налоговой проверки, - 0,06% за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты по день уплаты включительно (ст. 120 НК)

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РУз (ст. 113)

 

Правильно сделали, что ввели единую ставку пени

 

Использование земельных участков без документов либо в большем размере, чем это указано в документах, подтверждающих право на земельный участок, влечет наложение штрафа в размере, эквивалентном сумме земельного налога:

-   с юридических лиц - в 4-кратном размере;

-   с физических лиц - в 3-кратном размере (ст. 121 НК)

Статья исключена из НК

Правильная мера, поскольку за такие нарушения есть административная (ст. 60 КоАО) и уголовная ответственность
(ст. 229-1 УК)

 

Отсутствует

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 1 млн сумов (ст. 227)

 

Отсутствует

Несоблюдение установленного НК порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, – влечет взыскание штрафа в размере 1% от суммы налоговой задолженности, но не менее 3 млн сумов (ст. 228)

В связи с введением новой системы обеспечения уплаты налогов в виде ареста имущества, вводится соответствующая финансовая санкция. Хотя это можно было обеспечить через административную ответственность

Отсутствует

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 223, 233 и 235 настоящего Кодекса, а также частями второй и третьей настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. сумов за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных частью тринадцатой статьи 211 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 10 млн сумов.

Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 100 тыс. сумов за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета.

Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений налогового законодательства, предусмотренных статьями 230 и 240 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа:

  • с юридического лица или ИП – 1 млн сумов;
  • с физического лица, не являющегося ИП – 100 тыс. сумов (ст. 229)

За такие нарушения действует административная ответственность (части первая и вторая ст. 175 КоАО).

Может возникнуть сложности при   подсчете количества непредставленных документов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Необходимо подробно расписать,   какие это сведения о налогоплательщике или убрать данный пункт

 

 

Отсутствует

Представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК, содержащих недостоверные сведения,  влечет взыскание штрафа в размере 50 тыс. сумов за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (ст. 230)

 

Отсутствует

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно было сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 235 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 500 тыс. сумов.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 2 млн сумов.

Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком – иностранным юридическим лицом (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных частью четвертой статьи 23 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 100% от суммы налога на имущество юридических лиц, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этому иностранному юридическому лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), которое не представило (несвоевременно представило) сведения, предусмотренные частью четвертой статьи 23 настоящего Кодекса (ст. 231)

Правильнее было бы ввести не финансовые санкции за такие нарушения, а административные

 Отсутствует

Введены новые санкции за:

  • неуплату или неполную уплату сумм налога при трансфертном ценообразовании (ст. 232), контролируемых сделках (ст. 233);
  • непредставление уведомления о контролируемых сделках (ст. 234);
  • неуплату  сумм налога контролирующими лицами контролируемой иностранной компании (ст. 235);
  • сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков  недостоверных данных, приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль (ст. 237)

В связи с введением системы налогообложения:

  - при контролируемых сделках,

  - контролируемых иностранных компаний,

  - консолидированной группы налогоплательщиков,

вводятся соответствующие санкции

Отсутствует

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 200 тыс. сумов.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний  влекут взыскание штрафа в размере 500 тыс. сумов (ст. 236)

Правильнее было бы ввести не финансовые санкции за такие нарушения, а административные

В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка поручения налогоплательщика на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей, с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов и других обязательных платежей
(ст. 53 НК)

Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа  влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РУз, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки (ст. 238)

Снижение размера пени за такие нарушения

 

 

 

 

 

 

В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка инкассового поручения соответствующего уполномоченного органа об их взыскании - с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов и других обязательных платежей
(ст. 53 НК)

 

Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок инкассового поручения налогового органа о перечислении налоговой задолженности влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РУз, но не более 0,2 %  за каждый календарный день просрочки.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% непоступившей в результате таких действий суммы (ст. 238)

Снижение размера пени за такие нарушения

 

 Отсутствует

Непредставление банком справок, предусмотренных частью шестой статьи 137 настоящего Кодекса, в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены в соответствии с частью третьей статьи 116 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 2 млн сумов (ст. 240)

По данному нарушению существует административная ответственность (ст. 175 КоАО), можно было им и ограничиться

 

 

 

Обзор подготовил Жорилла Абдуллаев,  ведущий эксперт ООО "Norma".