Как налоговики хотят доначислять налоги по результатам хронометража

preview

 

Государственный налоговый комитет представил проект Положения о порядке проведения хронометражного обследования выручки от реализации товаров (работ, услуг) и исчисления налогов с суммы заниженной выручки.

 

Хронометражное обследование (хронометраж) – это форма налогового контроля, позволяющая определить фактические объемы поступлений за период хронометража – сумм денежной выручки, объемов производства, реализации товаров (работ, услуг).

 

Проект Положения определяет:

  • место и объекты проведения хронометража;
  • его сроки;
  • формальности,  связанные с проведением хронометража, – оформление приказа и т.п.;
  • права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

 

Остановимся подробнее  на предлагаемых нововведениях.

 

1. Определены основания для хронометража (п. 9 проекта):

  • подозрительная информация по занижению объемов поступлений, полученная по результатам изучения со стороны налоговых органов;
  • аналогичная информация, полученная от внешних источников (министерства, ведомства);
  • информация о существенных отличиях по поступлениям у налогоплательщика в сравнении с поступлениями у аналогичных субъектов, находящихся на одной улице (махалле) или в одном торговом комплексе;
  • информация ЦБ о существенном снижении поступлений от реализации по сравнению с предыдущим периодом и недопоступлении наличной выручки;
  • информация о не пробитии в течение 2–3 часов чеков  через онлайн-ККМ;
  • уменьшение поступления выручки более чем на 50% в период после проведения хронометража и др.

 

2. Правила проведения хронометража в розничной торговле, общепите и сфере услуг (п. 17а проекта) по своей сути не отличаются от действующих (Положение о порядке проведения хронометража поступления наличной денежной выручки, МЮ № 1788 от 09.04.2008 г.).

 

3. Впервые устанавливается порядок проведения хронометража в сфере производства продукции (п. 17б проекта). В ходе его:

  • сопоставляются  себестоимость и стоимость продукции с учетом ее наличия на складах;
  • изучается (с применением  приборов учета) использование природных ресурсов (газ, электроэнергия, вода, горюче-смазочные материалы);
  • анализируется  расход сырья и материалов на производство продукции;
  • определяется  количество оборудования и его мощности;
  • сопоставляется количество фактически работающих лиц  с отчетными данными;
  • изучаются  виды и количество производимой и реализуемой продукции.

 

4. По результатам хронометража (п. 26 проекта) налоговые органы производят расчет налогов по следующим налогам и формулам:

  • по ЕНП, НДС, акцизам и налогу на недра = (среднедневное поступление по результатам хронометража х количество рабочих дней в отчетном периоде) х ставка  налога;
  • по налогу на прибыль = (среднедневное поступление по результатам хронометража х количество рабочих дней в отчетном периоде) х уровень рентабельности за предшествующий  отчетный  период) х ставка налога;

 

Затем налоговые органы сопоставляют свои расчеты с представленными налогоплательщиком. Если в представленной налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, выявляются признаки занижения выручки (и, соответственно, суммы налогов), налоговые органы направляют налогоплательщику требование. Налогоплательщик обязан представить (ст. 70 НК) исправленную налоговую отчетность по  налогам либо обоснование выявленных расхождений с представлением подтверждающих документов.

 

При повторном выявлении у налогоплательщика занижения выручки от реализации товаров (работ услуг) эти действия будут квалифицироваться как уклонение от уплаты налогов.

 

Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.