«UZCARD» будут принимать во всех странах СНГ

preview

В ближайшее время держателям индивидуальных и корпоративных банковских пластиковых карт «Uzcard» будут доступны новые возможности, которые позволят сделать жизнь еще более комфортной. Подробнее об этом  рассказал генеральный директор СП ООО «Единый общереспубликанский процессинговый центр» Ахрор Махмудов.

Недавно началась эмиссия банковских пластиковых карт «HUMO». Поэтому наш разговор с руководителем конкурирующей компании начался с вопроса:

– Как много времени понадобится, чтобы создать процессинг с тем же объемом  услуг и сервисов, которые предоставляются платежной системой «Uzcard».

– Система «Uzcard» создавалась на протяжении 15 лет. И сейчас этот процесс продолжается потому, что совершенству предела нет и развитие технологий не стоит на месте. Мы ежемесячно стараемся запускать 2–3 проекта, которые воплощаются в новых сервисах, возможностях для банков и их клиентов. Некоторые проекты завершены и прекращены, потому что устарели и не соответствуют требованиям времени. К примеру, карты «DUET».

Одним из учредителей нашего процессингового центра является Ассоциация банков Узбекистана. Совместно с ней мы прорабатываем и согласовываем все решения и все нововведения, всегда прислушиваемся к ее рекомендациям. Они исходят из необходимости поддержки социально-экономических реформ.

Для нас это означает, что, в частности, мы не всегда можем зарабатывать на всем, что делаем. К примеру, сейчас набирает популярность такой относительно новый для страны сервис как онлайн-вклады. В этом проекте свою часть работы выполняем бесплатно, чтобы содействовать развитию, предоставлению выгодных условий как для банков, так и вкладчиков. Хотя те деньги, которые могли бы заработать на этом, можно было направить на развитие, внедрение новых услуг.

Учитывая, что в стране уже есть опыт внедрения всех тех услуг и сервисов, которые возможны в системе «Uzcard», инфраструктуру для нового процессингового центра, который будет оказывать тот же объем услуг, можно создать в течение года. Но еще около двух лет понадобится для налаживания бесперебойной работы всего этого. Даже при наличии административных ресурсов и прочей поддержки этот процесс нельзя ускорить. Нужно чтобы система работала с нагрузкой, тогда станут очевидны недоработки, слабые места, которые необходимо оперативно устранять. В первое время нужно быть готовым к перебоям в работе и их быстрому устранению.

Как скоро у держателей карт «Uzcard» появится возможность делать денежные переводы на карты «HUMO» и наоборот? Сегодня это невозможно.

– Какие-то конкретные сроки назвать пока не могу. Уже проведены переговоры с администрацией «HUMO». Но это вопросы не только административных решений, но и технического плана, которые заключаются в обеспечении безопасности и бесперебойности работы обеих систем. Все моменты в этом направлении требуют детальной проработки.

– Каким вы видите развитие платежной системы «Uzcard» в условиях конкуренции с «HUMO»?

– Я за то, чтобы в стране развивался еще один процессинговый центр. Мы хотим и готовы конкурировать на равных. Потребитель, будь то банк, его клиент или платежная система, должен четко понимать, почему он выбирает ту или иную услугу, карту. А это значит, что мы должны бороться за каждого клиента, предлагая востребованные и качественные решения.

Такая конкуренция уже заставила нас меняться. Если раньше позиционировали себя только как процессинговый центр, то сегодня – как IT–компания. Готовим к выводу ряд новых продуктов, которые позволят активно и комфортно пользоваться нашими услугами. Это изменит рынок банковского сервиса, будет способствовать внедрению новых современных решений.

– Чего ждать держателям индивидуальных банковских пластиковых карт системы «Uzcard»?

– Еще недавно у нас было три их разновидности – корпоративная, зарплатная и карты международных платежных систем для операций с иностранной валютой. Ситуация меняется. К примеру, с Халк-банком выпустили пенсионные карты для удобного получения пенсии, чтобы пенсионеры чувствовали себя защищенными. Востребованность этих карт растет. Деньги всегда приходят в срок, не нужно стоять в очередях за наличными. При снятии денег в банкоматах не взимается комиссия. Владельцам карт на выгодных условиях предоставляются овердрафт-кредиты, что является своеобразной гарантией того, что пенсионер в самый неподходящий момент не останется без денег. Сегодня банки активно работают над проектами, которые способствуют появлению новых видов пластиковых карт, жизнь с которыми становится комфортнее.

Постоянно расширяется перечень банковских услуг общего пользования, доступных в режиме онлайн, при помощи мобильного приложения: конвертация, онлайн-вклады, оплата кредитов, овердрафт-кредиты. Технологии предоставления этих услуг не стоят на месте. Онлайн-конвертация позволяет переводить национальную валюту в доллары при наличии сумовой карты и карты международной платежной системы. Скоро сможем и вовсе отказаться от этой технологии. Потому что появились кобейджинговые карты, они удобнее, экономически выгоднее для страны, чем онлайн-конвертация. Сейчас работаем над тем, чтобы с этих карт можно было снимать наличными как сумы, так и доллары.

Планируем развивать услуги, позволяющие легко зарабатывать. В частности, набирают популярность онлайн-вклады. Сегодня уже некоторые банки стимулируют своих клиентов, устанавливая повышенные процентные ставки, чтобы они выбирали именно этот вид вкладов. Уже совсем скоро у держателей карт «Uzcard» появится возможность при помощи мобильного приложения покупать акции. Это тоже хороший способ выгодно вложить свободные денежные средства и получать прибыль.

Совместно с торговыми предприятиями будем развивать бонусные программы и кэшбэк. До сегодняшнего дня он был внедрен некоторыми банками, но не стал популярным. Ситуация изменится. В проекте новой редакции Налогового кодекса отменены нормы, согласно которым средства кэшбэка попадали под двойное налогообложение. Это будет способствовать популяризации услуги.

Часто спрашивают, зачем с прошлого года на картах системы «Uzcard» ввели магнитную полосу, ведь это устаревшая технология. Относительно ее востребованности, хочу сказать, что, несмотря на все свои минусы, она до сих пор применяется всеми ведущими международными платежными системами для расчетов между продавцами и покупателями. Мы же ее ввели специально для развития кэшбэка.

– В последнее время много говорят о необходимости развития бесконтактных платежей, внедряют решения, которые позволяют держателю карты не сообщать продавцу или кассиру данные карты, в том числе ПИН-код. Что вы думаете по этому поводу?

– Да, данные карты нужно держать в секрете. Это вопрос безопасности ваших средств. Но и технологии, которые используются для платежей, тоже нужно выбирать правильно. Неслучайно на всех наших картах установлен приоритет за чиповой системой расчетов. Она самая надежная. Вместе с тем мы также двигаемся по пути развития бесконтактных платежей. Но при этом делаем ставку на применение QR-кодов. С ними необходимость в пластиковой карте отпадает, она лежит у вас дома. Все платежи совершаются при помощи смартфона. Со временем все факторы, сдерживающие внедрение этой технологии, уйдут в историю. А неудобства, связанные с ней, исчезнут с внедрением системы единого QR-кода. Сейчас участвуем в международном проекте по ее имплементации, который распространяется на территорию СНГ. Каждый субъект предпринимательства этих стран сможет зарегистрировать уникальный штрих-код, необходимый для взаиморасчетов с покупателями.

– Некоторые предприниматели говорят о необходимости интеграции контрольно-кассовой машины и платежного терминала. Это будет способствовать повышению оперативности обслуживания покупателей, экономии средств на чековую бумагу и обслуживание устройств, а также соблюдению законности. Как вы это прокомментируете?

– Безусловно, данный вопрос является актуальным, но, решая его, необходимо предусмотреть все нюансы. Ранее предлагалась технология, которая позволяла соединить эти два устройства при помощи кабеля. Но мы не стали реализовывать такое решение, потому что это может привести к ослаблению безопасности всей платежной системы. Предусматривая последствия и учитывая высокий уровень риска, мы не пошли по этому пути. У нас есть свое видение решения этой задачи.

Действующие платежные терминалы можно перепрограммировать так, чтобы посредством фискального модуля совместить функции терминала и ККМ, работающей в режиме онлайн. Кстати, мы апробировали ее в рамках пилотного проекта по внедрению онлайн-ККМ, который проводился со стороны НИЦ «Янги технологиялар» при ГНК в Ташкенте. Предлагаемая технология хорошо себя зарекомендовала со всех сторон и решает все возникшие вопросы. Данное решение может быть использовано в торговых точках, которые на данный момент не используют системы автоматизированного учета торговли (ERP) и не работают с большим ассортиментом товаров, т.е. средний и малый бизнес, доминирующий на рынке. Также это решение является наиболее оптимальным для этих организаций с точки зрения финансовых затрат. Наряду с этим для больших супермаркетов и других торговых точек, предлагающих большой ассортимент товаров, среди которых, например, молоко 5–6 производителей, различаемых по жирности, весу упаковки и т.д., и для которых немаловажным фактором в повышении объемов продаж является скорость обслуживания клиентов, необходимо использование полноценных ERP-систем.

– Какие новые удобства ждут держателей корпоративных пластиковых карт?

– В стране ведутся работы по снятию всех ограничений с корпоративных пластиковых карт. Вместе с тем мы подумали, как сделать их использование еще более удобным. Совсем скоро презентуем приложение для мобильных телефонов и браузеров, с которого держателям корпоративных пластиковых карт можно будет купить абсолютно все: бензин, стройматериалы, канцтовары и многое другое, что может понадобиться организации. Это будет такой своеобразный национальный аналог «Алибабы» и предназначен исключительно для бизнеса.

Спрашивают, а кто захочет покупать кота в мешке? Мы и это предусмотрели. Покупатель перечислит деньги, только когда примет доставленный товар. А при оформлении заказа будет проведено только холдирование (резервирование) средств в размере, необходимом для оплаты покупки. Самое главное преимущество – оперативность: сегодня заказал товар и сегодня же получил его. К сожалению, сложившаяся система безналичного расчета этого не позволяет. На совершение такой покупки с соблюдением всех требований законодательства иногда уходит до 7 дней, что очень неудобно.

– Каковы приоритеты развития международного сотрудничества?

– Мы делаем ставку на кобейджинговые карты. Это максимально удобно и выгодно для государства, банков и их держателей. Успешно реализован такой проект с «UnionPAY».

На подходе к запуску еще один проект – с российской международной платежной системой «МИР». Пока не буду вдаваться в его технические и юридические подробности. Скажу лишь, что после его запуска пластиковыми картами «Uzcard» можно будет рассчитываться в любой стране СНГ. Это обеспечит спокойное путешествие по ним, не задумываясь о конвертации. Планируется ввести это в конце года или в начале следующего.

 

Олег Гаевой.