Как изменится налог на прибыль в 2020 году

preview

Расширяется круг плательщиков, меняются подходы к определению совокупного дохода по налогу на прибыль юрлиц, будут применяться корректировки по трансфертным ценам. О предлагаемых изменениях рассказал  заместитель министра финансов Дильшод СУЛТАНОВ.

Круг плательщиков вырос

Наряду с резидентами Узбекистана и нерезидентами, действующими через ПУ и получающими доходы из источников в Узбекистане, плательщиками налога на прибыль становятся:

  • юрлица – ответственные участники консолидированной группы налогоплательщиков;
  • индивидуальные предприниматели, добровольно перешедшие на уплату налога на прибыль. А также те ИП, чей доход за налоговый период превышает 1 млрд сум., – в обязательном порядке;
  • доверенные лица по договорам простого товарищества.

Сегодня некоммерческие организации не признаются плательщиками налога на прибыль, за исключением случаев получения дохода от коммерческой деятельности. Предлагается признать их налогоплательщиками – с указанием видов доходов, не облагаемых налогом. По доходам, не перечисленным в списке необлагаемых, некоммерческие организации уплачивают налог в общеустановленном порядке.

Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия, уплачивающие налог с оборота.

Объект налогообложения уточнен по всем категориям плательщиков

Объектом налогообложения является прибыль налогоплательщиков.

В связи с расширением их перечня дается определение прибыли для каждой категории:

  • для юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей – разница между совокупным доходом и расходами;
  • для ПУ – разница между доходами и расходами, связанными с деятельностью ПУ;
  • для нерезидентов – доходы от источников в Узбекистане;
  • для участников консолидированной группы – доля совокупной прибыли группы;
  • для доверенного лица простого товарищества – разница между доходом от реализации совместно произведенного товара (оказанной услуги) и суммой средств, вложенных в совместную деятельность, приходящихся на реализованный совместно произведенный товар (услугу).

Налоговая база и ее корректировки по трансфертным ценам

Базой по налогу на прибыль будет сумма прибыли, определяемой с учетом:

  • еt уменьшения в случае переноса убытков из прошлых периодов;
  • суммарной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК);
  • правил корректировки при трансфертном ценообразовании (ТЦО).

Контролируемыми признаются иностранные компании, которые сами не являются налоговыми резидентами Узбекистана, но при этом контролируются резидентами.

Контролирующими лицами могут быть юридические и физические лица, имеющие определенную долю участия в иностранных компаниях.

Прибыль контролируемых иностранных компаний включается в налоговую базу налога на прибыль.

Новый проект НК предусматривает правила корректировки налоговой базы в случае использования трансфертных цен в сделках между взаимосвязанными лицами.

Под трансфертный контроль подпадают  сделки между взаимосвязанными лицами при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1.  Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 5 млрд сум.
  2.  Хотя бы одна сторона сделки применяет специальный налоговый режим или является участником специальной экономической зоны. При этом в числе других сторон этой сделки есть лицо, не применяющее специальные налоговые режимы.
  3.  Хотя бы одна сторона сделки освобождена от уплаты налога на прибыль, применяет пониженную налоговую ставку или иные налоговые льготы. При этом в числе других сторон этой сделки есть лицо, не освобожденное от уплаты такого налога.
  4.  Предметом сделки является добытое одной из сторон сделки полезное ископаемое, если налогом на пользование недрами в отношении этого полезного ископаемого предусмотрена адвалорная налоговая ставка.

При этом сделки, предусмотренные пунктами 2–4, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 500 млн сум.

Сумму недополученного дохода при трансфертных ценах для целей налогообложения  могут определять как сам налогоплательщик, так и налоговые органы, с применением устанавливаемых правил.

Совокупный доход

Предлагается уйти от деления совокупного дохода на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и прочие доходы.

В новом проекте совокупным доходом будут являться все доходы в любой форме и от любой деятельности с подробным их перечислением.

Кроме доходов от реализации и называемых сегодня прочими, в перечень включены доходы:

  • по операциям РЕПО (покупка-продажа ценных бумаг с обязательством обратной операции);
  • по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, перечень которых устанавливается Центральным банком;
  • от продажи предприятия как имущественного комплекса;
  • средства, перечисляемые фондом обязательного медицинского страхования. Пока в Узбекистане обязательного медицинского страхования нет. Тем не менее в проект закладываются и такие доходы с учетом появления такого института в ближайшем будущем и дальнейшего его развития;
  • от корректировки цен при ТЦО;
  • прибыль КИК;
  • другие доходы.

Расходы должны быть обоснованными

Предлагается исключить из Кодекса подробный перечень расходов, сделав акцент на том, что они должны быть обоснованными и документально подтвержденными.

Обоснованными или экономически оправданными предлагается считать расходы:

  • произведенные в целях получения дохода;
  • необходимые для сохранения или развития предпринимательской деятельности. Связь которых с такой деятельностью должна быть четко обоснована;
  • вытекающие из положений законодательства.

Виды расходов, требующие подробных пояснений, выделены в отдельные статьи. Это расходы:

  • на амортизацию;
  • на амортизацию нематериальных активов;
  • на ремонт амортизируемых активов;
  • на инвестиции;
  • по процентам и отдельным затратам;
  • на геологическое изучение, разведку и подготовительные работы к добыче природных ресурсов;
  • на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  • по безнадежным долгам;
  • по налогу на добавленную стоимость;
  • на формирование резервных фондов;
  • на формирование резерва предстоящих расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • не подлежащие вычету.

Расходы на инвестиции будут уменьшать НОБ

Действующий кодекс  позволяет при инвестировании уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на 30% в течение 5 лет. При этом расходы на инвестиции уменьшаются на сумму амортизации, начисленной в налоговом периоде.

Предлагается применять инвестиционный вычет в периоде осуществления инвестиций в размере:

  • 10% от стоимости нового технологического оборудования, модернизации, перевооружения производства, а также стоимости отечественного программного обеспечения при создании информационных систем;
  • 5% от стоимости нового строительства, реконструкции зданий и сооружений для производственных нужд.

Расходы по процентам и отдельным затратам

 Вводится понятие контролируемой задолженности. Это – заемные средства или неустойки:

  • перед иностранным взаимозависимым лицом, не являющимся налоговым резидентом Узбекистана (более 25% участия);  
  • перед резидентом, взаимосвязанным с иностранным лицом, указанным выше;
  • перед лицами, для которых указанные выше лица являются поручителями и гарантами по данной задолженности.

К процентам по контролируемым займам и неустойкам  предлагается применить правило «тонкой» капитализации, используемое в сфере международного налогообложения.

Суть его в том, что проценты и неустойки по контролируемым задолженностям вычитаются из налоговой базы в размере, не превышающем предельного значения. Оно определяется с учетом соотношения между контролируемой задолженностью и  собственным капиталом предприятия.

Предлагается установить следующие предельные коэффициенты капитализации:

  • для банков и лизинговых компаний – 13;
  • для остальных налогоплательщиков – 3.

Пример определения вычитаемого расхода по контролируемому займу

Доля участия иностранной компании – 30%

Сумма контролируемого займа – 500 000 тыс. сум.

Сумма процентов за отчетный период – 90 000 тыс. сум.

Собственный капитал – 150 000 тыс. сум.

Определим коэффициент капитализации:

500 000 : (150 000 х 30%) : 3 = 3,7

Вычитаемая часть процентов: 90 000 : 3,7 = 24 324,32 тыс. сум.

Невычитаемая часть процентов: 90 000 – 24 324,32 = 65 675,68 тыс. сум.

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию

В проект Кодекса заложены правила формирования резерва предстоящих расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также расходования резервных средств.

Предприятие самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и определяет предельный размер отчислений в учетной политике для целей налогообложения. Резерв создается в отношении тех товаров (услуг), для которых предусмотрено гарантийное обслуживание.

На расходы относится сумма отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров (услуг).

Предельный размер резерва определяется как доля фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (услуг) за фактический период их реализации (но не более 3 лет), умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (услуг) за отчетный (налоговый) период.

Невычитаемые расходы

Расходы, которые относятся к невычитаемым в действующем Налоговом кодексе, в новом проекте также не подлежат вычету.

Исключение составляют:

  • убытки от выбытия основных средств;
  • проценты по просроченным и отсроченным кредитам (займам) сверх договорных ставок;
  • санкции за нарушение хозяйственных договоров.

Эти статьи расходов отнесены к вычитаемым.

Перечень невычитаемых расходов пополнен видами затрат, которые в сегодняшнем понимании и не воспринимаются как расходы. Такой подход приближен к международным принципам  формирования налоговой политики.

Кроме того, планируется отказаться от привязки расчета налога на прибыль к Отчету о финансовых результатах. Налоговый учет становится более самостоятельным.

В частности, перечень невычитаемых расходов пополнили:

  • затраты, включаемые в стоимость активов;
  • дивиденды;
  • затраты за счет резервов;
  • суммы уценки имущества;
  • расходы, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

Особенности определения налоговой базы

Отдельные статьи проекта посвящены особенностям определения налоговой базы некоторых налогоплательщиков и видов операций.

В частности, речь идет о:

  • некоммерческих организациях;
  • консолидированных группах налогоплательщиков;
  • контролируемых иностранных компаниях.

А также – об операциях:

  • с ценными бумагами;
  • с финансовыми инструментами срочных сделок.

Корректировка доходов

В действующем Налоговом кодексе нет положения о корректировке доходов в случае перехода налогоплательщика с упрощенного на общеустановленный  порядок налогообложения.

В проекте это предусмотрено за исключением случаев применения налоговых льгот по корректируемым доходам.

Перенос убытков

В действующем кодексе перенос убытков допускается в течение 5 лет в размере не более 50% от налоговой базы.

В проекте предлагается  осуществлять перенос в течение 10 лет в размере не более 60% от налоговой базы.

Приводится порядок переноса убытков в отдельных случаях:

  • при реорганизации;
  • по консолидированной группе налогоплательщиков;
  • при выбытии доли участия;
  • при доверительном управлении;
  • от обслуживающих  хозяйств;
  • по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

Ставки налога на прибыль

Сохраняется ставка налога  20% для:

  • банков;
  • производителей цемента и полиэтиленовых гранул;
  • операторов сотовой связи.

Увеличивается ставка с 12% до 20% для:

  • страховых организаций;
  • бирж.

Снижается с 50% до 20% для:

  • рынков и торговых комплексов.

Устанавливается  ставка 0% для:

  • сельхозпроизводителей по прибыли от реализации собственной сельхозпродукции.  Объем ее реализации должен составлять более 90%;
  • социальной сферы;
  • бюджетных организаций.  До 1 января 2023 года предусматривается применение  ставки 0% к доходам из дополнительных источников при условии целевого использования высвобожденных средств на укрепление материально-технической и социальной базы, материальное стимулирование работников;
  • экспорта.  Доходы от экспорта должны составлять более 15%. Экспорт должен быть документально подтвержден и доходы должны поступить не позднее 180 дней со дня экспорта. Ставка 0% не распространяется на экспорт сырьевых товаров по перечню, международные перевозки (за исключением автотранспортных), транспортировку по трубопроводам и газопроводам;
  • предприятий, использующих труд инвалидов (при определенных условиях);
  • доходов по государственным ценным бумагам;
  • доходов Народного банка, получаемых от использования средств на ИНПС.

Обратите внимание, что  ставка 0% устанавливается для отдельных категорий плательщиков, при этом статья по льготам для них исключена.

Устанавливается ставка 6% для предприятий электронной торговли. При этом объем электронной торговли должен составлять не менее 90%.

Сохраняется ставка 12% для всех остальных налогоплательщиков.

Сохраняется ставка налога на дивиденды в размере 5%.

Сроки представления отчетности

Срок представления квартальной отчетности остается прежним: не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Срок представления годовой отчетности устанавливается для всех налогоплательщиков: не позднее 1 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Сроки уплаты налога

 

Предприятия с совокупным доходом за предыдущий налоговый период не менее 5 млрд сум. уплачивают налог в сроки представления налоговой отчетности.

Если доход за предыдущий налоговый период превышает 5 млрд сум.,  предприятие уплачивает ежемесячно авансовые платежи не позднее 28 числа.

При этом исчислять авансовые платежи будут налоговые органы исходя из совокупного дохода за текущий налоговый период, а в первом квартале – исходя из текущих платежей за четвертый квартал предыдущего налогового периода.

Справки по авансовым платежам отменяются.

Налогообложение дивидендов и процентов

Дивиденды, как и сейчас, будут облагаться налогом у источника выплаты.

При этом, чтобы избежать двойного налогообложения, предлагается удерживать налог с суммы дивидендов, уменьшенной на сумму дивидендов, полученных предприятием к моменту их распределения.

Меняется порядок налогообложения процентов. Теперь они будут учитываться в налоговой базе их получателя и облагаться по ставке, предусмотренной для его вида деятельности.

Исключение составляют процентные доходы, выплачиваемые  некоммерческим и бюджетным организациям. Для них ставка налога составляет 5%.

Налогообложение нерезидентов

Нерезиденты, действующие через постоянное учреждение, не будут определять  налогооблагаемую прибыль в размере не менее 7% от суммы расходов.

Налогообложение индивидуальных предпринимателей

Отдельная глава в проекте кодекса посвящена особенностям учета доходов и расходов, налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель вправе применить стандартный или упрощенный порядок определения налоговой базы.

При стандартном порядке  из совокупного дохода вычитаются все расходы, связанные с его получением, за исключением невычитаемых.

При упрощенном порядке налоговая база определяется в размере 25% от совокупного дохода. При этом индивидуальный предприниматель освобождается от обязанности вести учет расходов на основании заявления, поданного в налоговые органы. Освобождение от ведения учета расходов не распространяется на сферу торговли.