Не заплатил контрагент, взыщут с вас

preview

Узбекистан идет по "российскому сценарию" решения вопроса с разрывами цепочки НДС: будут наказывать контрагентов, а не реального бенефициара схем оптимизации. 

У налоговых инспекторов нет мотивации искать реального бенефициара схем оптимизации. В проект нового Налогового кодекса напрямую заложен принцип ответственности налогоплательщика за действия контрагента, если налогоплательщик, вступая в договорные отношения, не проявил «должную осмотрительность». Но даже и это не самая большая проблема... Сначала у налогоплательщика забирают деньги, а потом он начинает доказывать  свою «осмотрительность». А должно быть наоборот.

Позиция госоргана

В бюджете нет денег – с одной стороны. С другой стороны – бизнес действительно занимается махинациями. Одна из форм махинаций – «приобретение» товаров и услуг у «обнальных контор». Налоговики имеют инструменты камерального контроля, мониторинга, и они стали подобные ситуации выявлять. И если они видят разрыв, который получился оттого, что покупатель взял в зачет, а продавец не заплатил в бюджет этот налог, они эту сумму выставляют в лицевую карточку покупателю как долг. А банк эту сумму с него снимает.

Иногда этого субъекта предупреждают о взыскании, иногда – нет. Иногда ему говорят: обоснуй, почему так вышло. И он должен прийти и показать живой счет-фактуру со всеми подписями и т.д. Доказать, что он проверял благонадежность, предъявить какие-то доказательства. И если налоговики видят, что у субъекта, как у покупателя, все нормально, и он проявил должную осмотрительность и может это доказать, тогда они возвращают ему деньги, засчитывают в счет будущих платежей и т.п.

Это практика… А как должно быть по закону?

Досудебные и судебные разбирательства должны предшествовать наказанию.

ОГНС должен направить требование, налогоплательщик обязан ему сначала все объяснить. Если он не объясняет, значит, по умолчанию согласен с тем, что с него должны быть сняты деньги.

Если документы и объяснения налоговиков не убедили, они должны обратиться в суд. И суд уже будет принимать решение.

На практике же налоговые органы экономят время. Потому что на все разбирательства и процедуры по закону уходит примерно 4 месяца. Поэтому ОГНС сначала начисляет «долг» и снимает его. И если налогоплательщик забегал, пишет жалобы и у него есть документы, деньги ему вернут.

А если он молчит, что, как говорят налоговики, бывает чаще всего, значит, боится еще более тяжелых последствий, нежели доначисление этой суммы. 

Что делать?

Экономический суд – это цивилизованное решение любого спорного вопроса между предпринимателем и государством. И Узбекистан выстраивал эти цивилизованные механизмы планомерно в последние годы. И очень жаль, что мы теряем сейчас эту цивилизованность.

Но если таково политическое решение, и государство считает нужным перестроить сложившуюся систему отношений, - сначала нужно изменить нормативную базу, и только потом – правоприменительную практику.  Госорганы должны подавать пример законопослушности – в первую очередь.

 

Юлия ЯШИНА

 

Разъяснения Налогового комитета по данной теме читайте тут и тут.

Новые изменения в нормативных документах бухгалтерского учета и налогообложения новости бухгатерии свежие новости от бухгалтерии /uz/publish/doc/text155888_razryv_cepochki_nds_kto_realno_vinovat_i_kogo_nakazyvayut