Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Можно ли подать иск, не предъявляя претензию
Является ли досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров обязательным для сторон? В каких случаях можно не предъявлять претензию к контрагенту перед подачей иска? По просьбе buxgalter.uz вопрос разъяснил эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Олег ЗАМАНОВ:
– Подача претензии – способ досудебного урегулирования споров и разногласий, возникающих из договорных отношений. По общему правилу, это – право хозсубъекта, чьи права и законные интересы нарушены . Но есть случаи, когда претензия предъявляется в обязательном порядке.
1. Нужно подавать претензию:
А) если это предусмотрено законом. В частности, в ГК сказано: до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом .
Порядок и сроки предъявления претензий к грузоперевозчикам зависят от вида транспорта, которым выполнена перевозка:
- воздушный – ст. ст. 112–126 Воздушного кодекса;
- железнодорожный – п.п. 147–154 Устава железных дорог;
- автомобильный – п.п. 98–100 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан.
Б) если это предусмотрено договором, заключенным с контрагентом.
Перед тем как обратиться в суд, внимательно ознакомьтесь с условиями договора о порядке разрешения споров. Имейте в виду, формулировки общего характера, наподобие «стороны принимают меры по решению споров и разногласий мирным путем» или «путем переговоров» или просто «в досудебном порядке» не означают обязательного предъявления претензии.
Должен быть конкретно оговорен именно претензионный порядок. Содержание претензии, сроки ее рассмотрения и иные условия указаны в ст. ст. 17–18 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов».
2. Не нужно подавать претензию
Предъявление претензии необязательно и можно сразу обращаться в суд, если:
- спор не связан с грузоперевозкой;
- претензионный порядок урегулирования споров не зафиксирован в договоре с контрагентом.
Но даже если он не обязателен, рекомендуем все же использовать этот инструмент, поскольку:
- для добросовестного контрагента претензии будет достаточно – долг либо будет погашен, либо начнутся переговоры о его реструктуризации (отсрочке, рассрочке и т.д.);
- претензия служит своеобразным фильтром, исключающим обращение в суд с необоснованными требованиями. На практике бывает всякое. Например, может быть утрачено допсоглашение, которым продлены сроки исполнения обязательств контрагента, или допущена ошибка в расчетах суммы долга и штрафных санкций. Лучше, чтобы это выяснилось при подаче претензии, чем в суде;
- направить претензию дешевле, чем подать иск – не надо оплачивать судебные расходы, услуги адвоката и т.д.;
- претензионный порядок оперативнее судебного процесса, а в бизнесе время – это деньги;
- судьи при рассмотрении дела учитывают, принимались ли меры по урегулированию спора до суда. Следовательно, направленная претензия будет пусть и небольшим, но все-таки преимуществом для истца.