Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Как учесть здание в комплекте с оборудованием
Часто при строительстве зданий и сооружений у бухгалтеров возникает вопрос объединения ОС в один инвентарный объект. Например, предприятие построило торговый центр, оснастив его лифтами, эскалаторами, кондиционерами, трансформаторами напряжения. Как отразить оборудование в учете при постройке? Отразить один объект ОС – здание, включив различные ОС в один объект, или же принять каждое ОС в эксплуатацию отдельно?
Своим мнением на этот счет с buxgalter.uz поделилась бизнес-тренер «Profi Training», финансовый директор Юлия ПАКИДЫШЕВА, (ACCA DipIFR, CAP):
– «Единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект . При этом инвентарным он признается вкупе со всеми приспособлениями и принадлежностями, или же – как комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое.
Под комплексом конструктивно сочлененных предметов понимается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Вот эта трактовка НСБУ и вводит бухгалтеров в замешательство и некорректное толкование.
Специалисты учета предполагают, что если кондиционеры, трансформаторы и лифты смонтированы в здании, имеют общий фундамент, выполняют свои функции в составе строения, к учету отдельно их принимать не нужно.
Автор имеет другое мнение по данному вопросу. НСБУ №5 регламентирует данную операцию так: если у одного ОС есть несколько самостоятельных объектов, имеющих разный срок полезного использования, каждый такой объект в учете признается как отдельный самостоятельный инвентарный объект.
Здание и прочие основные средства (кондиционеры, трансформаторы напряжения, лифты) выполняют собственные хозяйственные функции и подлежат отдельному отражению в учете.
К каким последствиям ведет принятие различных ОС в состав одного объекта?
Важным критерием при оценке ОС является срок полезной службы актива. Это – период времени, на протяжении которого актив будет использоваться предприятием, либо количество продукции (работ, услуг), которое предприятие ожидает получить от использования актива .
Если укрупнять здание прочими ОС с разными сроками полезного использования, в учете будут занижены расходы, завышен налог на имущество. Это отразится на прибыли предприятия.
Разберем ситуацию на примере учета построенного здания и установленного в нем лифта (группа ОС - рабочие машины и оборудование). Норма амортизации зданий и строений – 3% в год (33 года эксплуатации), норма амортизации лифта (подъемно-транспортная машина) – 15% (7 лет эксплуатации) . Т.е. если включить лифт в состав здания, срок полезной службы лифта будет завышен в 5 раз.
Предположим, предприятие вводит в эксплуатацию здание стоимостью 100 млн сум. Лифт в здании стоит 15 млн сум. Если бухгалтер включит лифт в стоимость здания, ежегодная амортизация будет рассчитываться так:
Инвентарный объект ОС |
Стоимость ОС |
Сумма амортизации в год |
|
Здание в комплекте с оборудованием |
115 млн сум. |
3% |
3,45 млн сум. |
Если рассчитывать амортизацию отдельно по каждому объекту:
Инвентарный объект ОС |
Стоимость ОС |
Сумма амортизации в год |
|
Здание |
100 млн сум. |
3% |
3,00 млн сум. |
Пассажирский лифт |
15 млн сум. |
15% |
2,25 млн сум. |
Из таблиц видно, что сумма расходов при объединении ОС занижается на 1, 8 млн сум. (3,00 +2,25 – 3,45).
Если здание и включенный в его состав лифт используются под производственные нужды, будет неправильно рассчитана производственная себестоимость выпускаемой продукции.
Налог на имущество также будет рассчитан некорректно – завышен. Объектом обложения налогом на имущество юридических лиц является недвижимость . Т.е. включая лифт в стоимость здания, предприятие увеличивает объект налогообложения.
Сравним начисления по расчету налога:
Стоимость здания |
Начисленная амортизация |
Ставка налога |
Сумма налога на имущество в год |
115 млн сум. |
3,45 млн сум. |
2% |
2,231 млн сум. [(115 – 3,45) х 2%] |
Если рассчитывать налог только по зданию:
Стоимость здания |
Начисленная амортизация |
Ставка налога |
Сумма налога на имущество в год |
100 млн сум. |
3,00 млн сум. |
2% |
1,94 млн сум. [(100 – 3) х 2%] |
Почему некоторые бухгалтеры считают иначе?
На больших предприятиях нет смысла организовывать такой детальный учет ОС – это потребует дополнительных ресурсов бухгалтерии. Ведь в этом случае нужно будет отдельно учитывать все конструктивные детали здания, имеющие разный срок износа: кровлю, систему пожарной сигнализации, водопровод и т.п. Кроме того, имеет смысл организовывать учет объектов ОС, сохранность которых нужно контролировать от хищения. А хищение лифта из здания представляется нереальным. Для ремонта и замены изношенного оборудования в здании можно запланировать формирование резервов.
В любом случае этот вопрос предприятие имеет право решать самостоятельно – исходя из своих учетных политик в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения».