Как преодолеть сложности налогового администрирования по контрактам ввоза-вывоза

preview

До сих пор нет разъяснений уполномоченных органов по налоговому администрированию контрактов ввоза и вывоза товаров (ИМ74 и ЭК11). В частности, – по оформлению счетов-фактур по таким операциям. К чему в этих условиях нужно быть готовым предпринимателю?

По просьбе buxgalter.uz ситуацию прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

– Контракты ввоза-вывоза (без растаможивания) разрешены ПКМ №429 от 08.07.2021 г.

1 февраля 2022 года законом №ЗРУ-748 необходимые поправки и дополнения внесены в Таможенный кодекс. По налогообложению – решение всех возникающих вопросов укладывается в рамки НК. В соответствии со ст. 277 НК обороты по таким операциям не облагаются НДС, так как товары не проходят растаможивание и не выпускаются в оборот на территории Узбекистана. Местом их реализации по ст. 240 НК Узбекистан не является. С этих оборотов нужно заплатить только налог на прибыль.

Могут ли этими внешнеторговыми операциями заниматься плательщики налога с оборота? Я считаю, что – да, могут. Хотя было бы неплохо заручиться официальным мнением регулятора по этому вопросу. В соответствии со ст. 461 НК налогоплательщик, совершивший импорт, переходит на уплату НДС. Но импорт подразумевает растаможивание и выпуск товара в оборот на территорию Узбекистана. А по контракту ввоза и вывоза товар дальше таможенного склада не уходит, либо вообще сразу перевозится из страны происхождения товара в страну продажи, минуя Узбекистан.

До конца не урегулированы технические вопросы налогового администрирования операций ввоза и вывоза:

  1. нужно ли по таким операциям оформлять счета-фактуры и как это сделать;
  2. как отражать такие операции в Расчете по налогу на прибыль.

Пока нет официальных разъяснений, налогоплательщики вынуждены решать вопрос в меру своего представления. Как правило, компании оформляют счет-фактуру на маржу и с нее не уплачивают НДС. Другие отправляют ЭСФ на всю сумму реализации и тоже не уплачивают НДС. Но все платят налог на прибыль. Факт выставления ЭСФ из-за отсутствия специальной формы приводит к возникновению зачета. Получается, что бюджет теряет деньги, потому что по обороту вне территории Узбекистана зачет НДС не должен предоставляться.

Между данными отчетов по НДС и налогу на прибыль получается большой разрыв, который выявляет система камерального контроля. Налогоплательщик получает уведомления допроверочного анализа, на которые нужно ответить в 10-дневный срок с момента получения.

В ответе на уведомление нужно пояснить, что:

    1) у вас была внешнеторговая операция ввоза и вывоза, товар в Узбекистан не импортировался;

    2) Узбекистан не является местом реализации и, соответственно, в соответствии со ст. 270 НК объем поставки НДС не облагается;

    3) специальной формы счетов-фактур для отражения таких операций нет, поэтому был выставлен ЭСФ без НДС.

Я считаю, что регуляторам в этом вопросе нужно как можно скорее поставить точку, это в их же интересах. Налоговикам придется меньше разбирать ситуаций, в которых очевидно, что прав налогоплательщик. А налогоплательщикам придется писать меньше ответов, доказывая свою правоту.

По этому вопросу я уже дважды обращалась в Государственный налоговый комитет. Первый раз меня, по-видимому, не поняли и ответили что-то невнятное. На второе обращение получила ответ, что по этому вопросу ГНК обратился с запросом в Минфин. Теперь ждем ответа Минфина.

Я считаю, что счет-фактуру на товар, проходящий по контрактам ввоза и вывоза, выставлять не нужно, так как нет объекта налогообложения и, соответственно, нет оборота. Односторонний ЭСФ не нужно оформлять даже на маржу. Но у уполномоченных госорганов может быть другое мнение по этому вопросу. В частности, они могут ввести специальную форму счета-фактуры, аналогичную той, что существует для экспорта услуг. В этом случае придется выставлять ЭСФ на всю сумму контрактов, а система уже сама будет распределять эти суммы при формировании расчетов по налогам.

И в форме Расчета налога на прибыль операции ввоза и вывоза я бы выделила в отдельную строку. Скорректировала бы формулы камерального контроля, чтобы они не воспринимали расхождения с отчетом по НДС как сокрытие налоговой базы.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ