Прочтите, если выплачиваете доходы нерезидентам, не связанные с ПУ:
Какие проблемы можно решить с помощью реорганизации в форме выделения
Бывают ситуации, когда наилучший выход для бизнеса – выделить из действующего предприятия новый хозсубъект. О плюсах такой стратегии по просьбе buxgalter.uz рассказала учредитель консалтинговой компании «Arkad Audit» Наталья ТУРАЛИНОВА:
– Реорганизация в виде выделения – это выделение нового предприятия из действующего. После реорганизации действуют оба. При этом новое предприятие, как правило, не является правопреемником старого по налоговым обязательствам .
Реорганизацию в виде выделения проводят по разным причинам. Иногда это лучшее решение при «разводе» собственников, иногда – для разделения бизнеса, который «отпочковывает» от себя какой-то вид деятельности. Причина также может быть совсем прозаической: нужно избавиться от «нарисованных» активов, начать с нового листа – в «чистенькой» компании с подтвержденными остатками, повысить эффективность управления и т.п.
Чем выделение отличается от привычных схем передачи имущества? Зачем мучить бухгалтеров непонятными реорганизациями, когда разделить бизнес можно старым и понятным способом – открыть новую компанию и внести туда активы через вклад в уставный фонд? Или – просто закрыть старое предприятие и открыть новое? Причин предпочесть выделение – несколько. Определим основные:
a) экономия по налогам. Как правило, их просто нет. Редкое исключение – ч. 12 ст. 92 НК;
b) новой компании передаются не только активы, но и обязательства. Это – отличная возможность избежать ликвидации всего бизнеса при банкротстве. Что конкретно передать, определяют сами собственники;
c) при реорганизации нет налоговой проверки, как при ликвидации;
d) новая компания может выбрать любой режим налогообложения.
Рассмотрим основания для выделения подробнее
1. «Развод» собственников
Если учредители принимают решение работать порознь, совершенно не обязательно выводить участника с выплатой доли. Это может быть невыгодно и дорого, даже если доля уходящему участнику выплачивается деньгами, а не имуществом, значит, без НДС.
Пример:
Действительная часть доли уходящего участника – 600 млн сум., номинальная (вклад в УФ) – 10 млн сум. Доля выплачивается деньгами (110,5 млн сум.) и имуществом (460 млн сум. с учетом НДС).
Общая сумма налогов составит 89,5 млн сум. Из них: налог с дивидендов – 29,5 млн сум. (5% х 590 млн) , и НДС – 60 млн сум. . При этом, если собственник – физлицо будет вкладывать это же имущество в новую компанию, права на зачет НДС, начисленный при выплате доли, у новой компании не будет, так как на нем (неплательщик НДС априори) цепочка обрывается.
При выводе имущества в новую фирму через выделение в данном случае налогов не будет .
2. «Чистка» баланса
Может понадобиться предприятиям, у которых «в анамнезе» были проблемы в учете, а теперь они хотят начать деятельность «с чистого листа». Выделение – хороший способ оставить «нарисованные» активы и обязательства в старом балансе.
Пример.
К нам обратились с просьбой проверить состояние учета торгового предприятия. Выяснилось, что с 2020 года учет на предприятии практически не велся. При этом предприятие с оборотом более 50 млрд сум. счастливо избегало налоговых проверок по той простой причине, что основные налоговые расчеты сдавались по данным ЭДО – с переплатой налогов. Консультанты определили точную сумму ущерба в результате мошенничества со стороны бухгалтера. Но вопрос в другом – как работать компании дальше?
Восстановление учета при текущей активной деятельности предприятия – дорогое удовольствие. К налоговой проверке при ликвидации компания не готова. Как поступить, чтобы не плодить дальнейший хаос?
Мы рекомендовали клиенту провести инвентаризацию ТМЗ, дебиторской и кредиторской задолженностей, вывести подтвержденные активы и обязательства через выделение в новое юрлицо. Учет новой компании доверить профессионалам и – быть уверенным, что с этого момента деятельность предприятия будет абсолютна прозрачна.
Учет старой компании восстанавливать «в спящем режиме» намного проще и дешевле, это вполне по силам одному толковому бухгалтеру.
3. Сохранение налогового режима
Предприятие работает с высокой рентабельностью. Платить налог с оборота ему выгоднее. В этом случае часть товарного запаса можно вывести через выделение в несколько новых хозсубъектов, если предприятие сможет обосновать экономическую целесообразность таких действий, не аргументируя их уменьшением налогов. Например, целью могут быть:
- оптимизация бизнес-процессов;
- улучшение финансовых результатов с помощью разделения разных направлений бизнеса,
- получение конкурентного преимущества для дальнейшего роста и т.п.
Так как бухгалтерское законодательство позволяет самостоятельно оценивать передаваемые активы , товары выводятся по балансовой стоимости. Т.е., по сути, головная компания теряет лишь зачет к передаваемому товару. Эти затраты с лихвой компенсируются экономией при уплате налога с оборота. Выделение поможет и головной компании не потерять права на уплату налога с оборота при ожидаемом превышении порога в 1 млрд сум.
Еще раз напоминаем: пользоваться инструментом реорганизации в форме выделения можно только при условии, что вы можете обосновать ее экономическую целесообразность для результатов вашей хозяйственной деятельности, не связанную с режимом налогообложения.
Если основная цель реорганизации – минимизация налогов, она может быть признана злоупотреблением правом .
Вывод:
Реорганизация в виде выделения действительно помогает решить многие проблемы. Остаются технические вопросы:
- Как оформить разделительный баланс?
- Какой метод оценки имущества выбрать?
- Какими проводками отразить выделение в одной и другой компаниях?
Подробнее мы обсудим все это на вебинаре «Что важно знать бухгалтеру о реорганизации в форме разделения и выделения».
Дата проведения – 5 июля 2022 года.
Начало – в 15:30.