Какие проблемы можно решить с помощью реорганизации в форме выделения

preview

Бывают ситуации, когда наилучший выход для бизнеса – выделить  из действующего предприятия новый хозсубъект. О плюсах такой стратегии по просьбе buxgalter.uz рассказала учредитель консалтинговой компании «Arkad Audit» Наталья ТУРАЛИНОВА:

 

– Реорганизация в виде выделения – это выделение нового предприятия из действующего. После реорганизации действуют оба. При этом новое предприятие, как правило, не является правопреемником старого по налоговым обязательствам .

Реорганизацию в виде выделения проводят по разным причинам. Иногда это лучшее решение при «разводе» собственников, иногда – для разделения бизнеса, который «отпочковывает» от себя какой-то вид деятельности. Причина также может быть совсем прозаической: нужно избавиться от «нарисованных» активов, начать с нового листа – в «чистенькой» компании с подтвержденными остатками, повысить эффективность управления и т.п.

Чем выделение отличается от привычных схем передачи имущества? Зачем мучить бухгалтеров непонятными реорганизациями, когда разделить бизнес можно старым и понятным способом – открыть новую компанию и внести туда активы через вклад в уставный фонд? Или – просто закрыть старое предприятие и открыть новое? Причин предпочесть выделение – несколько. Определим основные:

    a) экономия по налогам. Как правило, их просто нет. Редкое исключение –  ч. 12 ст. 92 НК;

    b) новой компании передаются не только активы, но и обязательства. Это – отличная возможность избежать ликвидации всего бизнеса при банкротстве. Что конкретно передать, определяют сами собственники;

    c) при реорганизации нет налоговой проверки, как при ликвидации;

    d) новая компания может выбрать любой режим налогообложения.

 

Рассмотрим основания для выделения подробнее

1. «Развод» собственников

Если учредители принимают решение работать порознь, совершенно не обязательно выводить участника с выплатой доли. Это может быть невыгодно и дорого, даже если доля уходящему участнику выплачивается деньгами, а не имуществом, значит, без НДС.

Пример:

Действительная часть доли уходящего участника – 600 млн сум., номинальная (вклад в УФ) – 10 млн сум. Доля выплачивается деньгами (110,5 млн сум.) и имуществом (460 млн сум. с учетом НДС).

Общая сумма налогов составит 89,5 млн сум. Из них: налог с дивидендов – 29,5 млн сум. (5% х 590 млн) , и НДС – 60 млн сум. . При этом, если собственник – физлицо будет вкладывать это же имущество в новую компанию, права на зачет НДС, начисленный при выплате доли, у новой компании не будет, так как на нем (неплательщик НДС априори) цепочка обрывается.

При выводе имущества в новую фирму через выделение в данном случае налогов не будет .

 

2. «Чистка» баланса

Может понадобиться предприятиям, у которых «в анамнезе» были проблемы в учете, а теперь они хотят начать деятельность «с чистого листа». Выделение – хороший способ оставить «нарисованные» активы и обязательства в старом балансе. 

Пример.

К нам обратились с просьбой проверить состояние учета торгового предприятия. Выяснилось, что с 2020 года учет на предприятии практически не велся. При этом предприятие с оборотом более 50 млрд сум. счастливо избегало налоговых проверок по той простой причине, что основные налоговые расчеты сдавались по данным ЭДО – с переплатой налогов. Консультанты определили точную сумму ущерба в результате мошенничества со стороны бухгалтера. Но вопрос в другом – как работать компании дальше?

Восстановление учета при текущей активной деятельности предприятия – дорогое удовольствие. К налоговой проверке при ликвидации компания не готова. Как поступить, чтобы не плодить дальнейший хаос?

Мы рекомендовали клиенту провести инвентаризацию ТМЗ, дебиторской и кредиторской задолженностей, вывести подтвержденные активы и обязательства через выделение в новое юрлицо. Учет новой компании доверить профессионалам и – быть уверенным, что с этого момента деятельность предприятия будет абсолютна прозрачна.

Учет старой компании восстанавливать «в спящем режиме» намного проще и дешевле, это вполне по силам одному толковому бухгалтеру.

 

3. Сохранение налогового режима

Предприятие работает с высокой рентабельностью. Платить налог с оборота ему выгоднее. В этом случае часть товарного запаса можно вывести через выделение в несколько новых хозсубъектов, если предприятие сможет обосновать экономическую целесообразность таких действий, не аргументируя их уменьшением налогов. Например, целью могут быть:

  • оптимизация бизнес-процессов;
  • улучшение финансовых результатов с помощью разделения разных направлений бизнеса, 
  • получение конкурентного преимущества для дальнейшего роста и т.п.

Так как бухгалтерское законодательство позволяет самостоятельно оценивать передаваемые активы , товары выводятся по балансовой стоимости. Т.е., по сути, головная компания теряет лишь зачет к передаваемому товару. Эти затраты с лихвой компенсируются экономией при уплате налога с оборота. Выделение поможет и головной компании не потерять права на уплату налога с оборота при ожидаемом превышении порога в 1 млрд сум.

Внимание

Еще раз напоминаем: пользоваться инструментом реорганизации в форме выделения можно только при условии, что вы можете обосновать ее экономическую целесообразность для результатов вашей хозяйственной деятельности, не связанную с режимом налогообложения.

Если основная цель реорганизации – минимизация налогов, она может быть признана злоупотреблением правом .

 

Вывод:

Реорганизация в виде выделения действительно помогает решить многие проблемы. Остаются технические вопросы:

  • Как оформить разделительный баланс?
  • Какой метод оценки имущества выбрать?
  • Какими проводками отразить выделение в одной и другой компаниях?

Подробнее мы обсудим все это на вебинаре «Что важно знать бухгалтеру о реорганизации в форме разделения и выделения».

Дата проведения – 5 июля 2022 года.

Начало – в 15:30.