Как маркетплейсы и платежные системы интегрируются в систему онлайн-ККМ

preview

Продажи через маркетплейсы теперь автоматически отражаются в меню интерактивной услуги «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах» персонального кабинета налогоплательщика и в расчетах по налогу с оборота и НДС. Как устроен этот функционал, по просьбе buxgalter.uz рассказал начальник отдела НИЦ «Yangi texnologiyalar» Элнор ФОЗИЛОВ:

 

– Электронные торговые площадки (маркетплейсы), различные платежные системы, банковские платежные приложения и интернет-магазины, принимая или проводя дистанционные платежи, выдают электронные чеки. Согласно п. 5 №ПП-5252 в этих чеках тоже должна отображаться фискальная отметка, сгенерированная информационными системами налоговых органов. Исключение – чеки авансовых платежей и погашения рассрочки (кредита). 

По сути это означает, что эти чеки фактически приравниваются к чекам онлайн-ККМ и виртуальных касс. Сейчас мы находимся на стадии внедрения этих технологий.

– Мобильные приложения платежных систем Click и PayME активно используются для оплаты на местах. Например, – за покупки в супермаркетах, аптеках, брендовых магазинах. В этих случаях продавец выдает чек онлайн-ККМ или виртуальной кассы. Не получится ли «задвоения» суммы в отчетах по налогам?

– «Задвоений» не будет. В электронных платежных системах существует два понятия: оплата на местах и дистанционные расчеты.

При оплате на местах все остается по-прежнему. Т.е. продавец обязан выдать покупателю чек онлайн-ККМ (виртуальной кассы), как за расчет при помощи банковской карты (терминала). Некоторые продавцы в таких чеках даже дополнительно указывают платежную систему, при помощи которой произведен расчет. Суммы по этим расчетам в персональном кабинете продавца на my.soliq.uz будут отражаться в меню «Поступления по кассовым чекам», а в расчетах по налогам – в строке «Реализация товаров (услуг) через онлайн-ККМ».

Хочу напомнить: запрещено принимать платежи за товары и услуги путем перевода средств с карты покупателя на карту субъекта предпринимательства. Чтобы принимать платежи через платежные приложения, предприниматель должен заключить с платежной системой соответствующий договор.

Под дистанционными расчетами подразумевается оплата преимущественно в ситуациях, не предполагающих непосредственную встречу покупателя и продавца. К примеру, – оплата коммунальных услуг, услуг телефонной и сотовой связи, интернета, телевидения и т.п. По закону и раньше в этих случаях поставщики услуг должны были выдавать чеки онлайн-ККМ. Но технически сделать это было невозможно. Клиент в мобильном приложении получал чек транзакции.

Теперь эти чеки приравниваются к чеку онлайн-ККМ. В частности, в них в обязательном порядке (за исключением чеков авансовых платежей и расчетов в рассрочку / кредит) будет отражаться фискальная метка и QR-код, генерируемые в системе онлайн-ККМ. Благодаря этому данные суммы автоматически будут садиться в Расчет по налогу поставщика – в строке «Реализация товаров (услуг) через Market place».

– Как правило, маркетплейсы и платежные приложения – это посредники, они продают не собственный товар и услуги сами не оказывают, а за вознаграждение предоставляют возможность оплатить их при помощи информационных систем. В персональном кабинете на my.soliq.uz какого субъекта предпринимательства будут отражаться чеки продаж через маркетплейс?

– Они отразятся в персональном кабинете той организации, на которую зарегистрирован фискальный модуль, отправивший чек оператору фискальных данных. Все так, как если бы расчет осуществлялся при помощи онлайн-ККМ или виртуальной кассы.

Здесь важно проследить, чтобы суммы отражались правильно. В чеке среди прочих реквизитов товара, проданного по договору комиссии, должен быть указан ИНН комитента. При этом комитент должен в своем персональном кабинете на my.soliq.uz внести организацию, владеющую маркетплейсом или платежным приложением, в перечень своих комиссионеров. Это делается при помощи интерактивной услуги «Формирование списка комиссионеров организации». Иначе вся сумма отразится, как выручка от продаж, у комиссионера.

Комитент (организация, продающая товар) будет видеть поступления только в Расчете по налогу – в строке «Реализация товаров (услуг) через Market place». Возможности видеть данные в разрезе каждого чека у нее пока нет.

– Просмотрел обновленные чеки, выданные за оплату телевидения и услуг Интернет-провайдеров, нескольких платежных систем. Из нового в реквизитах увидел только фискальную метку и QR-код, и то не у всех. Если эти чеки теперь приравниваются к чекам онлайн-ККМ, должны ли они содержать полный перечень реквизитов, установленных для чеков онлайн-ККМ?

– Да, электронные чеки маркетплейсов, выданные по факту дистанционных расчетов между покупателем и продавцом, должны содержать все реквизиты, обязательные для чеков онлайн-ККМ и виртуальных касс.

Каждый реквизит имеет свое значение для правильной обработки данных в информационных системах налоговых органов, в частности – для правильного отражения реализации в расчетах по налогам.

Правильно подмечено, что пока чеки электронных транзакций содержат не все реквизиты чеков онлайн-ККМ. Дело в том, что на первом этапе была поставлена задача – интегрировать информационные системы налоговых органов и платежные системы. В общей сложности к оператору фискальных данных уже подключены 84 таких организации, в том числе – представленные на рынке такими популярными торговыми марками как Payme, Click, Apelsin, Oson, Upay, Pay Way, Paynet, Multicard. И их число продолжает расти.

Параллельно их чеки постепенно приводятся в соответствие с требованиями, предъявляемыми к чекам онлайн-ККМ и виртуальных касс.

– Правильное отражение в Расчетах льготных товаров, коррекция данных чеков в системе онлайн-ККМ очень тесно связаны с интерактивной услугой «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах» персональных кабинетов на my.soliq.uz. Этот функционал также применим к чекам маркетплейсов?

– Конечно, все эти возможности будут реализованы и для маркетплейсов – в рамках существующего функционала для онлайн-ККМ или с помощью специальных решений. Пока работает только функционал по применению льгот, распространяющихся на товары вне зависимости от производителя и организации, т.е. – льгот, привязанных к ИКПУ. Но – только в том случае, если платежная система отражает правильные ИКПУ в своих чеках.
Одна из первоочередных задач по работе с маркетплейсами – наладить правильное формирование и передачу чеков, выдаваемых при комиссионной торговле, на авансовые платежи и расчеты по кредиту.

– Как тем, кто пользуется услугами маркетплейсов и электронных платежных систем при дистанционных расчетах с клиентами, сдавать Расчет по налогу в переходный период? В частности, – за апрель?

– При необходимости налоговые органы будут оказывать адресную помощь, чтобы все суммы правильно отразились в расчетах по налогам. О своих проблемах и пожеланиях можно сообщить:

Сводная информация по реализации через систему онлайн-ККМ, в том числе – маркетплейсов, доступна в меню «Отчет по поступлениям» интерактивной услуги «Информация об онлайн-ККМ и виртуальным кассам» персонального кабинета налогоплательщика.


См. источник.

 Подготовил Олег ГАЕВОЙ