Как оперативно исправить ошибку в чеке онлайн-ККМ

preview

Бывают ситуации, когда покупатель на выходе из магазина обнаруживает в чеке онлайн-ККМ или виртуальной кассы ошибку и обращается к продавцу с просьбой ее исправить. В этом заинтересован и продавец. Как сделать это быстро и не навредить учету, по просьбе buxgalter.uz разъяснили специалист по обслуживанию онлайн-ККМ ООО ЦТО «Mарон» Рустам ЯКУБОВ и эксперт «Нормы» Ольга БУСАРОВА:

 

– Исправить ошибку в чеке онлайн-ККМ в тот же день важно для продавца, чтобы выручка по онлайн-ККМ точно отражалась в расчетах по налогу с оборота и НДС. Также покупатель заинтересован, чтобы в чеке не было ошибок, так как получает с него кешбэк в размере 1% от стоимости покупки.

Операция по исправлению ошибок в кассовых чеках в день совершения покупки не имеет последствий для бухгалтерского учета, поэтому, как правило, ее не отражают в бухгалтерских проводках. Однако, если ваша касса и программа бухгалтерского учета интегрированы и автоматически взаимодействуют при отражении данных онлайн-ККМ в бухгалтерском учете, обратите внимание на этот момент и действуйте согласно настройкам вашей бухгалтерской программы.

На наш взгляд, со временем в системе онлайн-ККМ должен появиться специальный функционал для оперативного исправления ошибок в кассовых чеках – простой, позволяющий исправить наиболее распространенные ошибки буквально путем нажатия нескольких кнопок онлайн-ККМ или виртуальной кассы. За рубежом такой функционал уже давно применяется.

В Узбекистане пока придется воспользоваться меню «Коррекция чека» интерактивной услуги «Данные по онлайн-ККМ и виртуальным кассам» персонального кабинета налогоплательщика. Он предполагает работу с электронным экземпляром чека, поэтому покупатель не получит бумажный документ в подтверждение исправления.  

Самый большой минус этого функционала заключается в том, что исправление ошибки потребует времени, в некоторых случаях это может занять даже несколько дней.  Кассиру нужно передать данные для корректировки бухгалтеру, имеющему доступ к персональному кабинету налогоплательщика.  Бухгалтер готовит документы, подтверждающие факт ошибки, и отправляет их в налоговый орган через форму меню «Коррекция чека». Налоговый орган рассматривает их и принимает решение, и это тоже требует времени.  Кроме того, данный функционал не позволяет исправлять ошибки, связанные с наименованием товара.  

В качестве более оперативного и гибкого решения можно рассматривать процедуру оформления возврата. В принципе, любую ситуацию на кассе, связанную с необходимостью исправить ошибку в чеке, можно представить, как требование покупателя об оформлении возврата товара, после которой оформляется новый чек с правильной информацией.

Во избежание проблем рекомендуем оформлять возврат на весь чек, даже если ошибку содержит информация только по одному из товаров.

В этом случае придется соблюсти все требования, предусмотренные п. 35–38 Положения о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением,  оформив:

  • заявление покупателя на имя руководителя торговой точки;
  • накладную на возврат товара;
  • акт о возврате товара;
  • расходный кассовый ордер (если средства возвращаются наличными).

К этому пакету документов прилагается чек продажи, возвращаемый покупателем. И далее кассир выбивает чек возврата. А после этого – правильный чек.

Многое зависит от функциональных возможностей вашей онлайн-ККМ или виртуальной кассы, а также навыков кассира по их применению. Особенно это касается ситуации, когда наименование и/или цена товара  введены в память онлайн-ККМ с ошибкой. Тогда нужно будет сначала исправить данные в памяти онлайн-ККМ. Либо – при наличии соответствующего функционала – ввести правильные данные в ККМ в процессе формирования чека. 

Детально «плюсы» и «минусы» каждого из вариантов мы рассмотрели в таблице:

Что нужно исправить

Способ исправления

Реквизит

Ситуация, при которой может произойти ошибка

Функционал «коррекция чека»

Оформление возврата товара

Наименование товара

В чек попал лишний товар

Не предусмотрено

Возможно. Если возврат оформляется с целью исправить ошибку в наименовании товара и выдать правильный чек, можно либо изменить данные в памяти онлайн-ККМ, либо ввести наименование вручную (если такая функция предусмотрена).

Рекомендуется в любом случае при оформлении возврата дополнительно оформить объяснительную кассира. Это поможет избежать ошибок в учете

Покупатель решил отказаться от товара, не отходя от кассы

Наименование товара указано с ошибкой

Количество товара

Например, покупатель купил 2 одинаковые пачки чая, но при выходе из магазина решил от одной отказаться

Возможно, но займет много времени

Возможно. Этот вариант представляется более оптимальным  

Случайно, в чеке указана лишняя единица товара

Стоимость товара

Ошибка в данных, введенных в онлайн-ККМ

Возможно, но займет много времени

Возможно. Но чтобы после возврата оформить чек с правильной информацией, ваш аппарат должен иметь функционал для исправления или ввода цены во время формирования чека, а кассир должен уметь им пользоваться

Ошибка допущена  кассиром при вводе цены с помощью клавиатуры

Форма платежа
(наличные/по терминалу)

Ошибка кассира

Возможно. И для данной ситуации этот вариант представляется наиболее оптимальным.

Покупатель скорее всего не будет настаивать на немедленном исправлении ошибки, поскольку его интересы в данном случае практически не затронуты. Исправить эту ошибку нужно для правильного учета у продавца. Главное – вовремя проинформировать бухгалтера, что допущена ошибка

Возможно. Однако в данной ситуации наиболее оптимальным представляется вариант исправления ошибки через функционал «Коррекция чека», так как он позволит освободить покупателя от ненужных ему хлопот, связанных с оформлением заявления и других документов, необходимых при возврате

ИКПУ

У покупателя не получается получить с чека кешбек в размере 1% от стоимости покупки в полном объеме из-за того, что в чеке не ко всем товарам указаны корректные ИКПУ

Возможно. И для данной ситуации этот вариант представляется самым оптимальным.

Наверняка покупатель будет согласен на то, что ошибка будет исправлена в течение нескольких дней. Кассиру важно информировать об ошибке бухгалтера

Возможно. Но вариант подходит для тех ситуаций, когда покупатель и вовсе хочет отказаться от товара. Так как кассир навряд ли сможет самостоятельно исправить ошибку в ИКПУ в данных онлайн-ККМ в течение короткого времени, так как одних знаний устройства ККМ для этого недостаточно. В этой ситуации предстоит еще определить подходящий ИКПУ в соответствии с tasnif.soliq.uz

В любом случае рекомендуем обсудить различные варианты исправления ошибок в чеке со специалистами вашего ЦОТУ. Это будет предметный разговор с учетом технических возможностей вашей онлайн-ККМ или виртуальной кассы.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ