Как засчитывать НДС по остаткам ТМЦ и какую ставку налога применять при упрощенном порядке

preview

Позиция налоговых органов по этим вопросам известна – она сформулирована в указании ГНК от 15.04.2019 г. № 20-11334 и совместном письме Министерства финансов и Государственного налогового комитета от 12.03.2019 г. №№ ДС/04-01-34/1689, 20-07598.

По мнению экспертов, оно не соответствует действующему законодательству. Теперь это  подтвердил и  Аппарат Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

 

НДС по остаткам ТМЦ, поступившим более 12 месяцев до даты перехода на общеустановленные налоги – зачет  или незачет?

Налоговики считают, что  после перехода засчитывать  НДС по остаткам можно только по ТМЦ, поступившим за последние 12 месяцев. Сослаться при этом на Налоговый кодекс или какой-либо иной правовой акт они не могут – нигде такого ограничения нет. Правда, эта норма появилась в проекте нового НК, обсуждение которого состоялось 12 и 13 июня с участием налоговых консультантов и аудиторов:  «сумма НДС, принимаемая в зачет по остаткам товаров на дату перехода на уплату НДС, определяется по остаткам товаров, приобретенных с НДС в течение последних 12 месяцев».

Понятно, что если эта норма  действительно войдет в новый НК, то все ее обязаны будут соблюдать. Но только с даты вступления новой редакции в силу – с 1 января 2020 года. А до тех пор действует текущая редакция, в которой о 12-месячном сроке нет ни слова. 

Налогоплательщики вправе воспользоваться своим правом зачета ранее уплаченной суммы НДС (ст.  218 НК). В частности,  на основе  счетов-фактур и других документов, представляемых  в соответствии со cт.  222 НК,  произвести зачет НДС  по числящимся  на балансе предприятия на дату перехода на уплату общеустановленных налогов остаткам:

  • товарно-материальных запасов;
  • долгосрочных активов (кроме основных средств, нематериальных активов и объектов незавершенного строительства, приобретенных до 1 января 2019 года).

При осуществлении своего права на зачет налогоплательщики должны руководствоваться сроком исковой давности по налоговым обязательствам, указанным в ст. 38 НК. В данной статье указано, что «налогоплательщик вправе потребовать зачета или возврата излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода».

Иных ограничений в НК для определения срока поставки (изготовления) товарно-материальных запасов, долгосрочных активов (кроме основных средств, нематериальных активов и объектов незавершенного строительства, приобретенных до 1 января 2019 года) для реализации права налогоплательщика на зачет суммы НДС при переходе на уплату общеустановленных налогов не имеется.

Напоминаем, что об этом также были публикации: Минфин и ГНК разъяснили нюансы применения зачета по НДС, Как ответить на письмо – указание ГНК о зачете НДС, На что обратят внимание налоговики, анализируя данные о зачете НДС по остаткам ТМЗ.

Какую ставку НДС применять упрощенцам по прочим доходам

МФ и ГНК считают, что предприятие,  осуществляющее  несколько видов деятельности и уплачивающее  НДС по дифференцированным ставкам, а также имеющее  прочие обороты по реализации, уплачивает  налог  по наивысшей в своей деятельности ставке. Об этом читайте публикацию МФ И ГНК разъяснили вопросы по НДС.

Этот вопрос действующей редакцией НК не урегулирован.  В Главе 40-1, посвященной упрощенному порядку уплаты НДС, об этом ничего не сказано. Получается, что уважаемые ведомства вышли за пределы Налогового кодекса, что не позволяет сделать статья 2 НК:

«Налоговое законодательство состоит из настоящего Кодекса и иных актов законодательства.

Налоги и другие обязательные платежи устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом.

Нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения, должны соответствовать положениям настоящего Кодекса. В случае несоответствия нормативно-правовых актов положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса». 

По нашему мнению, к таким оборотам нужно применить ставку, установленную для юридических лиц всех отраслей экономики (7%). Это будет правильно и потому,  что основной вид деятельности может меняться в течение отчетного периода – из месяца в месяц. Применить наибольшую ставку будет в этих условиях не только неверно, но и затруднительно на практике.

Позиция бизнес-омбудсмена

По вопросу о правомерности указания ГНК от 15.04.2019 г. и совместного письма МФ и ГНК  от 12.03.2019 г.  налоговый консультант обратился к Уполномоченному при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

В его функции, среди прочего, входит рассмотрение жалоб субъектов предпринимательства на решения госорганов и иных организаций, действия (бездействие) их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы предпринимателей.

В ответе аппарата  бизнес-уполномоченного, направленном в адрес налогового консультанта, сказано:

«Пунктом 5 Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. МЮ № 2565 от 28.02.2014 г.) не допускается включение правовых норм в документы, не являющиеся ведомственными нормативно-правовыми актами (письма, телефонограммы, разъяснения по частным вопросам, индивидуальные акты и др.).

Акты, не имеющие общеобязательного характера, но содержащие правовые нормы как общеобязательные государственные предписания, подлежат отмене и не применяются».

Соответствующие  письма – указания МФ и ГНК должны быть приведены в соответствие с нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан.

Гульнара Эргашева, налоговый консультант.