Полезное для бухгалтера в ноябре:
Мораторий заканчивается: будут ли вас проверять за 2018–2019 годы
Мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства – не амнистия. Бухгалтерию за 2018–2019 годы могут проверить, а за выявленные нарушения привлечь к ответственности. О правовых аспектах ситуации читателям buxgalter.uz рассказывают адвокат по экономическим вопросам Элеонора Мазурова и партнер адвокатской фирмы «Родос» Тимур Арифджанов.
Элеонора Мазурова пояснила: предположения налогоплательщиков о том, что финансово-хозяйственная деятельность их организаций в 2018–2019 годах не попадет под проверки, безосновательны.
Мораторий – это запрет на проведение плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности. Но он не дает стопроцентной гарантии, что к вам не придут с проверкой.
Если в компетентные органы поступит жалоба или заявление – мораторий не спасет. Проверка будет. Правда, проверить смогут только по факту, указанному в заявлении. Но если в ходе этой проверки будет выявлено, что на предприятии, например, нет «первички» или она не в порядке, то это уже экономическое правонарушение. И в рамках возбужденного уголовного дела следственные органы смогут полностью проверить всю деятельность субъекта предпринимательства.
Финансово-хозяйственная деятельность организации в 2018-ом и 2019 годах может попасть под проверку и после окончания моратория. В соответствии со статьей 38 Налогового кодекса срок исковой давности по налоговым обязательствам составляет пять лет. Следовательно, 2018-й и 2019 годы могут попасть под проверку еще в 2020-ом, 2021-ом, 2022-ом и 2024 годах. Кроме того, 2019 год могут проверить и в 2025 году.
Надеяться на послабления в связи с принятием нового НК тоже неправильно. Будет новая система проверок и контроля за соблюдением налогового законодательства. Но и в ней наверняка будут основания, по которым может быть проверена финансово-хозяйственная деятельность субъекта предпринимательства за период действия моратория. Конкретно об этом мы сможем говорить после принятия законопроекта.
Вывод – любой субъект предпринимательства может стать объектом внимания компетентных органов, в ходе которого будет проверена его финансово-хозяйственная деятельность в период моратория.
Субъекты предпринимательства обязаны хранить первичную документацию не только в соответствии с Налоговым кодексом. В Законе «О бухгалтерском учете» сказано, что документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, подлежат хранению в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после отчетного периода. Работать без первичной документации нельзя. И не только потому, что ее оформлять и бережно хранить обязывает закон. Отсутствие первичной документации означает факт фальсификации документов и отчетности. А это уже в любом случае уголовно наказуемое деяние.
До окончания моратория есть два месяца. Это время нужно потратить на то, чтобы провести инвентаризацию документов и восстановить отсутствующие, считают адвокаты. Если отложить эту работу на следующий год, то ситуация может сложиться таким образом, что у вас не будет времени для решения этих проблем. И все претензии и требования налоговых органов в ваш адрес будут законными.
После завершения восстановления первичной документации проверьте, не расходятся ли засвидетельствованные восстановленными документами факты с данными ранее сданной налоговой отчетности. При расхождениях нужно пересдать отчеты.
Тимур Арифджанов обратил внимание на то, что при проверке сотрудники налоговых органов предложат вам подтвердить отраженные в налоговой отчетности данные фактами, отраженными в первичной документации. Если вы это не сделаете из-за отсутствия каких-либо первичных документов или же данные «первички» и сданной отчетности будут расходиться, то это станет основанием для дальнейших разбирательств. В результате должностные лица вашей организации могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной. А организацию в судебном порядке либо с вашего согласия могут обязать уплатить доначисленные налоги, пени, штрафы.
Проблемы с "первичкой" помогут решить специалисты аудиторских или бухгалтерских организаций, оказывающих профессиональные услуги по восстановлению первичной документации. Есть и более бюджетный вариант – принять на работу опытного бухгалтера. При этом не забывайте заключать договоры. При некачественно оказанных услугах они будут основанием для предъявления претензий к лицам, осуществившим восстановление документации.
Не экономьте на бухгалтерии. Создавайте своему бухгалтеру условия для профессионального роста и требуйте от него посещения курсов повышения квалификации, использования современного бухгалтерского софта и систем электронного документооборота.
Консультацию о том, как восстановить первичные бухгалтерские документы без привлечения сторонних специалистов, читайте здесь.
Олег ГАЕВОЙ