Мораторий заканчивается: будут ли вас проверять за 2018–2019 годы

preview

Мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства – не амнистия.  Бухгалтерию за 2018–2019 годы могут проверить, а за выявленные нарушения привлечь к ответственности. О правовых аспектах ситуации читателям buxgalter.uz рассказывают адвокат по экономическим вопросам Элеонора Мазурова и партнер адвокатской фирмы «Родос» Тимур Арифджанов.

Элеонора Мазурова пояснила: предположения налогоплательщиков о том, что финансово-хозяйственная деятельность их организаций в 2018–2019 годах не попадет под проверки, безосновательны.

Мораторий – это запрет на проведение плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности. Но он не дает стопроцентной гарантии, что к вам не придут с проверкой.

Если в компетентные органы поступит жалоба или заявление – мораторий не спасет. Проверка будет. Правда, проверить смогут только по факту, указанному в заявлении.  Но если в ходе этой проверки будет выявлено, что на предприятии, например, нет «первички» или она не в порядке, то это уже экономическое правонарушение. И в рамках возбужденного уголовного дела следственные органы смогут полностью проверить всю деятельность субъекта предпринимательства.

Финансово-хозяйственная деятельность организации в 2018-ом и 2019 годах может попасть под проверку и после окончания моратория. В соответствии со статьей 38 Налогового кодекса срок исковой давности по налоговым обязательствам составляет пять лет. Следовательно, 2018-й и 2019 годы могут попасть под проверку еще в 2020-ом, 2021-ом, 2022-ом и 2024 годах. Кроме того, 2019 год могут проверить и  в 2025 году.

Надеяться на послабления  в связи с принятием нового НК тоже неправильно. Будет новая система проверок и контроля за соблюдением налогового законодательства. Но и в ней наверняка будут основания, по которым может быть проверена финансово-хозяйственная деятельность субъекта предпринимательства за период действия моратория. Конкретно об этом мы сможем говорить после принятия законопроекта.

Вывод – любой субъект предпринимательства может стать объектом внимания компетентных органов, в ходе которого будет проверена его финансово-хозяйственная деятельность в период моратория.

Субъекты предпринимательства обязаны хранить первичную документацию не только в соответствии с Налоговым кодексом.  В Законе «О бухгалтерском учете» сказано, что документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, подлежат хранению в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после отчетного периода. Работать без первичной документации нельзя. И не только потому, что ее оформлять и бережно хранить обязывает закон. Отсутствие первичной документации означает факт фальсификации документов и отчетности. А это уже в любом случае уголовно наказуемое деяние.

До окончания моратория есть два месяца. Это время нужно потратить на то, чтобы провести инвентаризацию документов и восстановить отсутствующие, считают адвокаты.  Если отложить эту работу на следующий год, то ситуация может сложиться таким образом, что у вас не будет времени для решения этих проблем. И все претензии и требования налоговых органов в ваш адрес будут законными.

После завершения восстановления первичной документации проверьте,  не расходятся ли  засвидетельствованные восстановленными документами факты  с данными ранее сданной налоговой отчетности.  При расхождениях нужно пересдать отчеты.

Тимур Арифджанов обратил внимание на то, что при проверке сотрудники налоговых органов предложат вам подтвердить отраженные в налоговой отчетности данные фактами, отраженными в первичной документации. Если вы это не сделаете из-за отсутствия каких-либо первичных документов или же данные «первички» и сданной отчетности будут расходиться, то это станет основанием для дальнейших разбирательств. В результате должностные лица вашей организации могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной. А организацию в судебном порядке либо с вашего согласия могут обязать уплатить доначисленные  налоги,  пени, штрафы.

Проблемы с "первичкой" помогут решить специалисты аудиторских или бухгалтерских организаций, оказывающих профессиональные услуги по восстановлению первичной документации. Есть и более бюджетный вариант – принять на работу опытного бухгалтера. При этом не забывайте заключать договоры. При некачественно оказанных услугах они будут основанием для предъявления претензий к лицам, осуществившим восстановление документации.

Не экономьте на бухгалтерии. Создавайте своему бухгалтеру условия для профессионального роста и требуйте от него посещения курсов повышения квалификации, использования современного бухгалтерского софта и систем электронного документооборота.

Консультацию о том, как восстановить первичные бухгалтерские документы без привлечения сторонних специалистов, читайте здесь.

 Олег ГАЕВОЙ

Экспертлар ўз нуқтаи назарларидан келиб чиққан ҳолда тушунтириш берганлар, бу Сизнинг мустақил қарор қабул қилишингиз учун асос бўлади.
Налоговый контроль в Узбекистане: виды проверок и права налогоплательщиков налоговый контроль, налоговая проверка, камеральная проверка, выездная проверка, права налогоплательщика, консультации по налогам Налоговый контроль: какие виды налоговых проверок существуют, как проходит камеральная и выездная проверка, какие права есть у налогоплательщика, как обжаловать действия инспекции. Консультации по подготовке документов и налоговой ответственности. Все ответы на вопросы на Buхgalter.uz! /uz/publish/doc/text155178_chto_delat_kogda_proverku_ojidali_menshe_vsego