Налоговики получили новые полномочия в контроле за рынком алкогольной и табачной продукции

preview

Рынок табачной и алкогольной продукции ждут изменения. Размеры акцизного налога пересмотрят, часть льгот по налогам отменят, а контроль за соблюдением законодательства, в том числе налогового, усилят. Комплекс мер запущен Указом Президента № УП-84 от 3.06.2024 г. и Постановлением Президента № ПП-204 от 3.06.2024 г.

 

Чтобы не пропускать новости законодательства, подпишитесь на наш телеграм-канал.

 

Налоги

Ставки акцизного налога унифицируют:

  • до 1 января 2026 года – на табачную продукцию;
  • до 1 января 2027 года – на алкогольную продукцию и сахар.

С 1 января 2025 года планируется отменить субсидии и преференции, предоставляемые в целях поддержки экспорта, в том числе льготы на частичное возмещение налога на прибыль по доходам, полученным от реализации товаров (услуг) на экспорт, налога с оборота, транспортных расходов.

 

Минимальные цены на алкоголь для оптовиков

Пока минимальные цены на алкогольную продукцию установлены только для производителей алкогольной продукции и розничной торговли. В этом году, во-первых, до 1 июля будут пересмотрены эти минимальные цены. Во-вторых, с 1 сентября 2024 года будут утверждены минимальные отпускные цены для оптовой торговли алкоголем.

 

 

Дополнительные требования для получения лицензии на производство

С 1 октября 2024 года вводятся дополнительные лицензионные требования к производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции, в том числе:

  • соблюдение определенных законодательством требований по своевременной уплате годовых лицензионных платежей, налогов и иных обязательных платежей;
  • соблюдение требований качества при производстве и торговле алкогольной продукцией, а также процедур использования акцизных марок, обязательной цифровой маркировки посредством средств идентификации;
  • установка средств видеонаблюдения, предоставляющих возможность ведения мониторинга и контроля за процессами производства алкогольной продукции.

 

Инспекция по регулированию алкогольного и табачного рынка подчиняется генпрокурору

Создается Инспекция по регулированию алкогольного и табачного рынка при Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре со статусом юрлица (вместо Комиссии по лицензированию).

Среди полномочий Инспекции:

  • лицензирование производства пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также оптовой торговли алкогольной продукцией;
  • проверка и мониторинг соблюдения лицензионных и разрешительных процедур в сфере;
  • внедрение информационных систем для мониторинга и контроля.

До 1 января 2025 года к каждому предприятию – производителю пищевого этилового спирта и алкогольной продукции (за исключением натуральных и игристых вин, пива и пивных напитков) прикрепляются сотрудники Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре.

 

Контроль и финансовые санкции

Инспекция уполномочена приостанавливать действие лицензии на 10 дней, рассматривая случаи, когда пищевой и технический этиловый спирт перевозится без оформления ЭСФ и ТТН, а также транспортными средствами, на которых не установлена система GPS или которые не соответствуют другим установленным требованиям.

В течение 10 рабочих дней со дня уведомления производителя о приостановлении либо прекращении действия лицензии посредством информационной системы «Лицензия» будет проведена инвентаризация оплаченных налогов и сборов, а также остатков пищевого этилового спирта и алкогольной продукции.

Также с 1 октября 2024 года вводятся новые инструменты контроля и санкции:

  • договоры оптовой торговли пищевым и техническим этиловым спиртом, алкогольной и табачной продукцией должны будут ставиться на учет в налоговых органах;
  • если обнаружат теневое производство, производство без акцизной марки, без цифровой маркировки либо некачественной алкогольной продукции, оборудование будет конфисковано в пользу государства;
  • если обнаружат торговлю алкогольной и табачной продукции с поддельной акцизной маркой, без акцизной марки, не маркированной средствами цифровой идентификации или маркированной поддельными кодами маркировки, продукция будет изъята, а лицензия или документы разрешительного характера на право торговли данной продукцией аннулирована;
  • в случаях, когда производственные мощности предприятия при производстве ликеро-водочной продукции из пищевого этилового спирта задействованы меньше чем на 60 %, на недостающую часть будут начисляться финансовые санкции в размере 50 % суммы акцизного налога по итогам каждого полугодия. Если показатель задействования производственных мощностей будет составлять более 60 % и акцизный налог будет оплачен в полном объеме, взысканные суммы финансовых санкций подлежат возврату предприятию. Для применения этого механизма поручено разработать ПКМ об определении плана производства, размера предельных потерь и о порядке применения санкции.

Производители должны использовать купленный на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже пищевой или технический этиловый спирт в соответствии с целями, которые они указали при покупке в информационной системе биржи. С 1 сентября 2024 года, если будет установлено нецелевое использование приобретенного на бирже спирта, налоговые органы применят финансовые санкции. Размер санкции – 2,5 суммы акцизного налога, начисленного на объемы пищевого и технического этилового спирта, закупленные на биржевых торгах за последние 12 месяцев.

За повторное, в течение 1 года, нарушение лицензионных требований будут применяться финансовые санкции в 500 БРВ.

К субъектам предпринимательства, занимающимся производством и реализацией спирта, алкогольной и табачной продукцией, контролирующие органы могут прийти внезапно, чтобы проконтролировать соблюдение лицензионных (уведомительных) требований. Также контролирующие органы вправе прийти и изучить целевое использование спирта на предприятиях, производящих антисептические средства и парфюмерно-косметическую продукцию, которые приобрели больше 1 000 дал этилового спирта в месяц. На эти контрольные мероприятия не распространяется установленная процедура проверок субъектов предпринимательства, но проверяющие обязаны заполнить книгу регистрации проверок.

 

Новые информационные системы для контроля

До 1 января 2025 года будут внедрены:

  • система учета производства и объема оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;
  • система анализа рисков по контролю за производством и оборотом пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;
  • геоинформационная система с возможностью централизованного мониторинга и контроля за движением автотранспортных средств, перевозящих пищевой и технический этиловый спирт.

Эти системы интегрируют с информационными системами Налогового и Таможенного комитетов, Агентства по кадастру, Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи, с системой Asl belgisi и другими.