Когда крупные налогоплательщики должны сдать первую годовую отчетность по МСФО

preview

Недавно на сайте Налогового комитета был опубликован обновленный перечень крупных налогоплательщиков по состоянию на 1 октября 2023 г. Мнением о том, за какой период «новички» из этого списка должны сдать финансовую отчетность по МСФО, делится эксперт по МСФО Иброхим АХМАДХОНОВ, ДипИФР:

 

Чтобы не пропускать разъяснения экспертов, подпишитесь на наш телеграм-канал.

 

Скачать список крупных налогоплательщиков на 01.10.2023 г.

 

– Предприятие, внесенное в перечень крупных налогоплательщиков, должно:

  • перейти на учет из государственной налоговой инспекции по месту своего нахождения в Межрегиональную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам (МРИ) ;
  • организовать ведение бухучета и составлять финансовую отчетность на основе МСФО .

Если с постановкой на учет в МРИ все понятно, то с переходом на МСФО много вопросов, на которые законодательство однозначных ответов не дает. Один из них – по итогам какого периода предприятие, получившее статус крупного налогоплательщика, должно представить финансовую отчетность по МСФО?

Напомним, что Постановление № ПП-4611, вышедшее 24 февраля 2020 г., предписало крупным налогоплательщикам сдавать финансовую отчетность по МСФО по итогам 2021 г. Обратите внимание: не по итогам 2020 года, а 2021-го. Налогоплательщику дали, по сути, 2 года на составление первой финансовой отчетности по МСФО. По итогам 2021 года она должна была составляться как раз примерно в феврале–марте 2022 года, то есть примерно 2 года спустя после выхода Постановления.

Если так интерпретировать № ПП-4611, то крупные налогоплательщики, ставшие такими в 2023 году, могут сдавать финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IFRS) 1 по итогам 2024 года, то есть в 2025 году.

Определение 2024 года как года перехода на МСФО и сдача первой финансовой отчетности по МСФО в 2025 году позволит представить новым крупным налогоплательщикам немного времени для составления плана перехода на МСФО. Это непростой и комплексный процесс:

  • необходимо принять решение о ключевых аспектах учетной политики, проанализировав основные операции в учете (признание активов и обязательств, отражение доходов и расходов), а также их документальное оформление (договорные условия и т. п.);
  • в процессе составления первой финансовой отчетности по МСФО нужно принять решения о существенных допущениях и неопределенностях в оценках, которые наиболее существенно влияют на суммы, отраженные в финансовой отчетности по МСФО. Аудиторы международных аудиторских сетей проверяют данную информацию особенно внимательно. Ее желательно согласовать с аудитором заранее, чтобы впоследствии не «переделывать» отчетность;
  • что касается практических аспектов перехода, то в первое время, скорее всего, нужно будет использовать метод трансформации из НСБУ в МСФО в MS Excel. Значит, нужно будет разработать трансформационную модель, отчетные формы, а также модели расчета трансформационных корректировок и формы сбора данных для них от дочерних компаний, в том числе для консолидации их отчетности;
  • в план перехода на МСФО необходимо вовлечь абсолютно все дочерние и зависимые общества, управляя их переходом на МСФО, поскольку согласно МСФО компания обязана составлять только консолидированную финансовую отчетность по МСФО;
  • для так называемого транзакционного бухгалтерского учета по МСФО необходимо внедрить соответствующее программное обеспечение, что само по себе представляет самостоятельный объемный и длительный проект с многочисленными участниками как внутри, так и потенциально вне компании (методологи, интеграторы и т. д.).

Есть и другие проблемы, которые надо решать при  переходе на МСФО. В целом это сложный и длительный процесс, который требует вовлечения большого количества участников и значительного  бюджета со многими неизвестными для тех, кто впервые сталкивается с МСФО на практике.

Определение 2024 года как года перехода на МСФО и сдача первой финансовой отчетности по МСФО в 2025 году позволит также рассчитывать налог на прибыль на основании данных по МСФО за 2024 год согласно статьям 76 и 339 Налогового кодекса.

Более того, это позволит выполнить требования МСФО (IAS) 1 о том, что финансовая отчетность по МСФО составляется на ежегодной основе за период продолжительностью в 1 год (параграфы 36 и 37 МСФО (IAS) 1). Данное концептуальное требование подтверждается и тем, что в зарубежной практике перехода на МСФО не было случаев, когда это делается «посередине» отчетного периода. В случае официального подтверждения требования к  крупным налогоплательщикам перейти на МСФО с 1 октября 2023 года, Узбекистан станет первой страной в мире, которая при переходе на МСФО создаст такой прецедент и  нарушит тем самым требования самих МСФО.

Представляется, что действующее законодательство позволяет, а МСФО концептуально предписывает переходить на МСФО по итогам полного финансового года. Поэтому целесообразно объявить, что:

1. Датой перехода на МСФО для новых крупных налогоплательщиков 2023 года является 1 января 2024 г.;

2. По итогам 2023 года новые крупные налогоплательщики сдают отчетность по НСБУ;

3. Предварительный комплект финансовой отчетности новые крупные налогоплательщики 2023 года готовят по итогам 2024 года;

4. Полный комплект финансовой отчетности новые крупные налогоплательщики 2023 года готовят по итогам 2025 года.

Информационное письмо уполномоченного госоргана  – Министерства экономики и финансов – позволило бы снять все вопросы по переходу на МСФО новых крупных налогоплательщиков и дало бы им возможность организовать процесс перехода относительно безболезненно для бизнеса.

Отдельный вопрос: насколько вообще целесообразно требовать перехода на МСФО от крупных налогоплательщиков, которые не выпускают акции, обращающиеся на фондовом рынке.  Международная практика не рассматривает критерий «крупный налогоплательщик» как признак  обязательности подготовки финансовой отчетности по МСФО. Представляется, что в новой редакции закона о бухгалтерском учете следует решить этот вопрос с учетом мнения профессионального сообщества Узбекистана и международной практики.