5 вопросов из практики по регистрации онлайн-ККМ

preview

В Центре профессионального развития «Norma» состоялся вебинар «Как зарегистрировать онлайн-ККТ в налоговых органах». На вопросы читателей buxgalter.uz и пользователей продуктов «Нормы» ответил директор ООО «GAROV-TARAQQIYOT NKM» Шавкат АБЕРКУЛОВ.

 

Больше ответов на вопросы читайте по ссылкам в нашем телеграм-канале.

 

«Открываем новый магазин. Знакомый предприниматель предлагает купить ставшую ему ненужной онлайн-ККМ. Если купить это устройство для новой торговой точки, зарегистрируют ли его в налоговых органах? На что обратить внимание при покупке бывшей в использовании онлайн-ККМ?»

– Приобрести онлайн-ККМ у предпринимателя, которому она стала не нужна, можно, но, чтобы в последующем не было проблем, важно учесть следующее.

Во-первых, модель должна быть включена в госреестры онлайн-ККМ и виртуальных касс . Реестр доступен на сайтах Налогового комитета (к примеру на сайте soliq.uz вкладка «Услуги и сервисы» – «Онлайн-ККМ») и оператора фискальных данных (на сайте ofd.uz вкладка «Реестр»). Если рассматриваемой модели в этих списках нет, то, значит, устройство устаревшее либо не разрешено Налоговым комитетом к применению.

Во-вторых, онлайн-ККМ должна принимать оплату банковскими картами Uzcard или HUMO .

Устройство для приема платежей банковскими картами может быть встроено непосредственно в кассовый аппарат или в виде отдельного устройства (пин-пад, терминал), которое подключается к кассовому аппарату при помощи кабеля.

В-третьих, если в вашем ассортименте есть продукция, подлежащая обязательной цифровой маркировке, ваша онлайн-ККМ должна быть с 2D-сканером  .

Если вы покупаете онлайн-ККМ без устройства для приема платежей банковскими картами и (или) без сканера (в случаях, когда у вас есть товары, подлежащие обязательной цифровой маркировке), вам придется вкладываться в модернизацию.

В-четвертых, подержанная онлайн-ККМ на момент покупки должна быть снята с учета в налоговых органах. Уточните этот момент у продавца. И если он до сих пор не снял с учета, то пусть обратится в ЦОТУ и сделает это.

Если эти нюансы вызывают у вас затруднения, перед расчетом с продавцом покажите онлайн-ККМ сотруднику ЦОТУ, в котором собираетесь регистрировать онлайн-ККМ. Если специалист подтвердит, что онлайн-ККМ соответствует установленным требованиям, рассчитайтесь с продавцом.

 

«Наш магазин переезжает. Можем ли мы продолжить использовать онлайн-ККМ, которая зарегистрирована по адресу прежней торговой точки?»

 – Можете. Но в течение 3 дней с момента переезда вы обязаны обратиться в ЦОТУ для перерегистрации .

Предоставьте сотруднику ЦОТУ:

  • копии документов, подтверждающих наличие стационарного пункта (объекта выездной торговли): договор аренды здания, сооружения или его части либо кадастровые документы;
  • координаты на карте адреса стационарного пункта торговли (оказания услуг), объекта выездной торговли.

Если вы хотите сменить ЦОТУ, то надо будет предварительно заключить с новым ЦОТУ договор на техническое обслуживание. Чтобы сохранить за собой прежний фискальный модуль, скажите об этом сотруднику вашего нового ЦОТУ, и он соответствующим образом оформит фискальный модуль.

 

«Нужно ли при регистрации онлайн-ККМ вместе с другими документами предоставлять фото торговой точки?»

– Перечень документов, предоставляемых предпринимателем при регистрации онлайн-ККМ или виртуальной кассы, оговорен в пункте 16 Положения о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением. И этот перечень закрытый.

В перечне:

  • копии документов, подтверждающих наличие стационарного пункта (объекта выездной торговли): договор аренды здания, сооружения или его части, либо кадастровые документы;
  • копия договора, заключенного с ЦОТУ, о техническом обслуживании и ремонте онлайн-ККМ и (или) виртуальной кассы;
  • координаты на карте адреса стационарного пункта торговли (оказания услуг), объекта выездной торговли.

Требовать другие документы запрещено .

Мы слышим, что на практике в некоторых случаях требуют и другие документы, в частности, фотографии торговых точек. Еще раз подчеркну: налогоплательщик должен представить только документы, указанные в пункте 16 Положения.

Читайте еще один пример неправомерного требования документов в материале – «Почему затягивается регистрация онлайн-ККМ».

Если работник ЦОТУ, ответственный за регистрацию онлайн-ККМ, на ваши возражения разводит руками и поясняет, что это указание сверху, то важно понять, от кого исходит инициатива о документах сверх нормы.

Если это инициатива ЦОТУ – пожалуйтесь в головное ЦОТУ. Телефоны вы можете найти в государственном реестре центров обеспечения технического обслуживания, размещенного на сайтах Налогового комитета и оператора фискальных данных.  

Если же автор незаконного требования налоговый инспектор – обратитесь по телефону доверия Налогового комитета либо его подразделений.

Неправомерные требования ответственных сотрудников также можно обжаловать в суде.

 

«В каких случаях налоговые органы могут отказать в регистрации онлайн-ККМ? И что делать, если в регистрации онлайн-ККМ отказали?»

– Налоговые органы откажут в регистрации, когда :

  • неполно представлены документы для регистрации онлайн-ККМ или виртуальной кассы;
  • в данных, представленных субъектом предпринимательства, выявлены несоответствия;
  • указаны данные онлайн-ККМ или виртуальной кассы, не включенных в Госреестр.

Отказ в регистрации онлайн-ККМ или виртуальной кассы по другим основаниям не допускается. Отказ направляется в персональный кабинет налогоплательщика и в нем должны быть указаны причины такого решения .

Если в регистрации отказали, то налогоплательщик может устранить причины, из-за которых ему отказали, и вновь обратиться с заявлением о регистрации .

Если причины отказа непонятны либо неправомерны, то действия налогового инспектора можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе либо в судебном порядке. Как показывает практика, для решения таких проблем достаточно обратиться по телефону доверия Налогового комитета.

 

«Есть ли установленный срок, в течение которого должна быть зарегистрирована онлайн-ККМ с момента обращения? Как можно ускорить процесс регистрации, если эти сроки нарушены?»

– Такие сроки установлены. У ЦОТУ 4 рабочих часа с момента принятия документов на их обработку и регистрацию. И с момента регистрации документов работником ЦОТУ 8 рабочих часов у работника налоговой службы на рассмотрение заявления. В течение этого времени он должен либо зарегистрировать, либо отказать с указанием причины . В обоих случаях результаты рассмотрения придут в персональный кабинет налогоплательщика.

Если эти сроки нарушаются по вине сотрудника ЦОТУ, то налогоплательщик может обжаловать действия сотрудника, обратившись в головной ЦОТУ. Если причина в действиях сотрудников налоговых органов – обратитесь в вышестоящий налоговый орган либо по телефону доверия налоговых органов. Неправомерные действия ответственных сотрудников также могут быть обжалованы в суде.