Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
«Не хочу пересдавать расчет. Можно отклонить счет-фактуру»?
Можно ли отклонить выставленный контрагентом счет-фактуру на основании того, что не хочется пересдавать расчеты по налогам? Всегда ли нужно пересдавать отчетность, если были исправленные или дополнительные счета-фактуры?
Чтобы уберечь читателей от принятия неверных решений в таких ситуациях, buxgalter.uz обратился за комментариями к специалистам.
Нервы на пределе, – именно так можно описать типичное состояние среднестатистического бухгалтера в последний день сдачи отчетов. Почему так?
Альфия Н., главбух:
– «Меня посетила мысль – отклонить исправленный счет-фактуру, выставленный магазином, у которого мы в октябре покупали запчасти для служебного авто. Продавец вдруг вспомнил, что он – плательщик НДС. Я, конечно, понимаю, что не одобрить в этом случае счет-фактуру – это неправильно во всех отношениях. Но мои-то отчеты уже благополучно сданы вообще-то!
В этой ситуации мне еще повезло, пришлось пересдавать отчет только за октябрь и ноябрь. Да – и за ноябрь тоже, потому что я, зная, как виснет сайт my.soliq.uz в последние дни сдачи отчетов, подвела итоги и сдала отчет заранее – 16 числа. А исправленный был выставлен на утро следующего дня… Но два месяца – пустяки с учетом того, что в любой момент кто угодно может выставить исправленный счет-фактуру практически за любой период – и пяти, и шестимесячной давности… А это означает, что нужно будет пересдавать отчеты за каждый из этих пяти-шести месяцев.
Желание отказать, честно говоря, возникло из-за отношения ко мне со стороны других контрагентов, которые отказали в принятии счетов-фактур, выставленных мной. У нас с ними спор идет с начала года. Дело в том, что у нас контракты на год и по правилам мы, как поставщик, должны выставлять им счета-фактуры за объемы, поставленные за прошедший месяц. Но они отклоняют их из-за того, что по своим документам все провели еще в 2019 году, когда проплатили по договорам. Я им все объяснила, как должно быть по правилам, ознакомила их с разъяснениями налоговых консультантов. Мне показалось, что мы поняли друг друга. Но на следующий же день после того, как я сдала отчет, посыпались отказные… Они не хотят исправлять свои по сути ошибки.
А как быть мне и другим, кто стремиться работать по правилам? В моем случае с учетом счетов-фактур, в подписании которых мне отказали, сделать перерасчеты потом будет сложно. Как формировать реестр исходящих ЭСФ за прошедшие месяцы в ситуациях, когда контрагент не хочет и слышать о том, что он не прав»?
Ольга БУСАРОВА, эксперт «Нормы»:
– «Отказ в принятии счета-фактуры должен быть обоснованным и объективным. По действующему законодательству у налогоплательщика есть право исправлять ошибки и недочеты при оформлении счетов-фактур в любое время в течение срока исковой давности. Обосновывать отказ тем, что не хочешь пересдавать отчеты, – это неправильно. При этом, на мой взгляд, на проблему должен обратить внимание НИЦ «Янги технологиялар», как регулятор системы ЭСФ.
Исправленный счет-фактура оформляется теми же номером и датой, что и ранее оформленный исправляемый счет-фактура . Считаю, что если нет обоснованных претензий к его содержанию, бухгалтер покупателя обязан его принять. Также хочу обратить внимание, что принятие или непринятие покупателем ЭСФ не должно отражаться на возможности продавца исправить свои ошибки.
Система ЭСФ должна автоматически «принимать» их по истечении 10 календарных дней . Возможно, в технологии принятия исправленных ЭСФ было бы справедливым дать возможность покупателю в течение большего срока иметь возможность отклонить ЭСФ. Допустим, не 10, а, например, 15 или 20 дней. Потому что нужно изучить обоснованность исправлений и подготовиться к сдаче уточненного расчета НДС. Но до любых изменений в этом вопросе должен действовать общий порядок – 10 дней».
Гульнара ЭРГАШЕВА, налоговый консультант:
– «Если к содержанию выставленного счета-фактуры, вне зависимости от его вида, нет претензий, его нужно принимать.
Обратите внимание: принятие исправленного счета-фактуры не всегда приводит к пересдаче налоговых расчетов. Расчеты не пересдают плательщики налога с оборота. Плательщики НДС могут также их не пересдавать, если от вносимых исправлений не страдает бюджет . Т.е. если НДС к зачету становится больше, можно ничего не пересдавать, если к зачету – меньше, пересдать однозначно нужно .
Также нужно быть готовым к камеральным проверкам, особенно если при пересдаче страдает бюджет.
Рассматриваемая ситуация еще раз показывает, насколько всем нам пора менять свое отношение к работе, стать более ответственными. Любая ошибка и неточность в составлении и рассмотрении электронных счетов-фактур оборачивается нежелательными последствиями не только для самого налогоплательщика, но и для его контрагентов».
Светлана ГОЛОСОВА, аудитор, директор ООО «TRI-S-AUDIT»:
– «Отказать контрагенту в принятии выставленного им счета-фактуры, если при его формировании не было допущено никаких ошибок, – это, как минимум, глупо. Хотя на практике можно встретить все что угодно, в том числе – и отказы, мотивированные нежеланием пересдать отчеты.
Благодаря системе ЭСФ и электронной отчетности все возникающие на практике нестыковки видны налоговикам. И любая нестыковка в данных – это повод для изучения ситуации и разбирательства. Кроме того, если ваши неправомерные действия останутся незамеченными сегодня, со временем проблема только усугубится. Отклоняя счет-фактуру без уважительной причины, вы только оттягиваете момент решения проблемы и усложняете меры, которые обязательно последуют для устранения как самой ошибки, так и ее последствий».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ